Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2015 по делу n А26-10549/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

07 октября 2015 года

Дело №А26-10549/2012

Резолютивная часть постановления объявлена     05 октября 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме  07 октября 2015 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Несмияна С.И.,

судей  Жуковой Т.В., Поповой Н.М.,

при ведении протокола судебного заседания:  Ершовой Е.И.,

при участии: 

от истца: не явился, извещен;

от ответчика:  не явился, извещен;

от третьего лица:  не явился, извещен;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22271/2015) общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация завода "Питкяранта" на решение Арбитражного суда  Республики Карелия от 20 июля 2015 года по делу № А26-10549/2012 (судья Погорелов В.А.), принятое

по иску открытого акционерного общества «Карелгаз» (адрес: Республика Карелия, город Петрозаводск, улица Балтийская, дом 22а)

к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая организация завода «Питкяранта» (адрес: Республика Карелия, город Питкяранта, улица Пушкина, дом 3)

3-е лицо: администрация Питкярантского городского поселения

о взыскании 512 408 рублей 40 копеек,

установил:

открытое акционерное общество «Карелгаз» (далее – ОАО «Карелгаз») обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с уточненным иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Питкяранта» (далее – ООО «УК «Питкяранта») 512 408 рублей 40 копеек задолженности за оказанные с 01.01.2012 по 31.10.2012 услуги по техническому и аварийно-диспетчерскому обслуживанию внутридомового газового оборудования.

Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 20.07.2015 иск удовлетворен.

В апелляционной жалобе ООО «УК «Питкяранта» просит решение отменить, полагая, что решение суда  от 20.07.2015 не соответствует фактическим обстоятельствам дела, не исследован вопрос ценообразования услуги по аварийно-диспетчерскому обеспечению и техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования.

Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Республики Карелия от 20.07.2015 проверены в апелляционном порядке.

Из материалов дела следует, что ООО «УК «Питкяранта» является управляющей организацией для ряда многоквартирных газифицированных жилых домов в городе Питкяранта Республики Карелия.

ООО «УК «Питкяранта», как организация ответственная за содержание общего имущества и предоставление коммунальных услуг надлежащего качества в многоквартирном доме, обязано заключить договор со специализированной организацией на техническое обслуживание газоиспользующего оборудования.

На 2012 год договор не заключался, однако услуги по техническому и аварийно-диспетчерскому обслуживанию внутридомового газового оборудования (далее – ТО и АДО ВДГО) оказывались истцом. Это обстоятельство ответчиком не оспорено.

Стоимость услуг по АДО и ТО ВДГО на период с 1 января по 31 декабря 2012 года по газифицированному жилому фонду, управляемому ответчиком, определялась из расчёта затрат 5,01 рубля на 1 м? в месяц в соответствии с распоряжением ОАО «Карелгаз» от 30.09.11 № 223.

ОАО «Карелгаз» предъявило к оплате ООО «УК «Питкяранта» 512 408 рублей 40 копеек стоимости оказанных в период с 01.01.2012 по 31.10.2012 услуг по АДО и ТО ВДГО.

В отсутствие доказательств, опровергающих расчёты истца при определении им тарифа на оказываемые услуги, суд принял решение об удовлетворении иска.

Суд апелляционной инстанции отказал в удовлетворении жалобы ввиду следующего.

Возражения ответчика сводятся к несогласию с порядком формирования цены договора на оказание услуг по ТО и АДО ВДГО на 2013 год.

Согласно пункту 5.5.6 Правил технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна своевременно заключить договоры со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт (в том числе замену) внутренних устройств газоснабжения; обеспечить соблюдение требований технического и санитарного состояния помещений, где установлено газоиспользующее оборудование; следить за соблюдением правил пользования газом проживающими.

В соответствии с пунктом 5 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 № 549 (далее - Правила № 549) поставка газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан осуществляется на основании договора.

В силу пункта 2 Порядка № 239 и пункта 3 Правил № 549 ВДГО включает в себя газопроводы многоквартирного дома, подключенные к газораспределительной сети либо к резервуарной или групповой баллонной установке, обеспечивающие подачу газа до места подключения газоиспользующего оборудования, а также газоиспользующее оборудование и приборы учета газа.

Техническое обслуживание ВДГО включает в себя техническое обслуживание и ремонт наружных и внутренних домовых газопроводов сети газопотребления, а также техническое обслуживание и ремонт бытового газоиспользующего оборудования. Минимальный объем работ по обслуживанию ВДГО для обеспечения его исправного и работоспособного состояния, указанный в приложении № 1 к Порядку № 239, включает в себя и техническое обслуживание газоиспользующего оборудования.

Наличие договора на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования в соответствии с положениями Правил № 549 является обязательным условием для заключения с потребителем договора на поставку газа.

Обязанность по заключению договора со специализированными организациями на техническое обслуживание газоиспользующего оборудования возложена на управляющую организацию, которая несет обязанность перед поставщиком газа и населением по созданию организационно-технических условий для безопасного газоснабжения многоквартирных жилых домов. Исполнение данной обязанности возможно только посредством обеспечения контроля за надлежащим состоянием, а также проведения текущего обслуживания (осмотра) всего газового оборудования жилого дома, в том числе и внутриквартирных газопотребляющих приборов. Оплату указанных услуг производит исполнитель услуг за счет средств собственников помещений, которые в соответствии со статьей 158 Жилищного кодекса Российской Федерации участвуют в расходах, связанных с обслуживанием и ремонтом инженерного оборудования, мест общего пользования дома и содержанием придомовой территории, соразмерно занимаемой ими площади в этом доме.

Согласно части 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме. В обязанности товарищества собственников жилья входит осуществление управления многоквартирным домом (пункт 2 статьи 138 Жилищного кодекса).

Частью 2.2 статьи 161 Жилищного кодекса предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом товарищество собственников жилья несет ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.

При этом в части 1.1 названной нормы указано, что надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно обеспечивать соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома, а также безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества.

В силу пункта 3 и подпункта "г" пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307) исполнитель, которым может быть товарищество собственников жилья, обязан самостоятельно или с привлечением других лиц обслуживать внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю.

ОАО «Карелгаз» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по ремонту и обслуживанию внутридомовых инженерных систем сетевого газоснабжения, аварийно-диспетчерскому обслуживанию внутридомового газового оборудования в пределах Республики Карелия.

В соответствии с пунктом 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.

Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей (пункт 2 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Таким образом, ОАО «Карелгаз», осуществляющее техническое обслуживание ВДГО, вправе самостоятельно в одностороннем порядке определять цены (прейскурант цен) на оказываемые услуги одинаковые и обязательные для всех заказчиков.

 Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" утвержден перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В этот перечень работы по ТО и АДО ВДГО не включены.

В связи с этим право заявителя на самостоятельное формирование цены спорной услуги не оспаривалось УФАС и иными лицами. Однако, такое право общества не является абсолютным, а с учетом специфического статуса организации ограничено, прежде всего, принципами добросовестности и добропорядочности (статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации) и императивными требованиями антимонопольного законодательства (статья 10 Закона № 135-ФЗ). Именно это порождает у лица, занимающего доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, обязанность при возникновении конфликта доказать необходимость применения соответствующего уровня цен (тарифов) на эту услугу, равно как и их дифференциацию с учетом экономических, технологических и иных показателей.

Доказательств нарушения ОАО «Карелгаз» порядка формирования цены не представлено.

Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда  Республики Карелия  от 20.07.2015 по делу           №  А26-10549/2012  оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление  может быть  обжаловано  в  Арбитражный  суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

С.И. Несмиян

Судьи

Т.В. Жукова

 Н.М. Попова

 

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2015 по делу n А56-3959/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также