Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2015 по делу n А21-2266/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

06 октября 2015 года

Дело №А21-2266/2015

Резолютивная часть постановления объявлена     29 сентября 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме  06 октября 2015 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Тимухиной И.А.

судей  Баркановой Я.В., Жиляевой Е.В.

при ведении протокола судебного заседания:  Трушляковой Е.А.

при участии: 

от заявителя: не явился, извещен

от заинтересованного лица: не явился, извещен

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  13АП-20589/2015)  Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации ГО "Город Калининград" на решение Арбитражного суда  Калининградской области от 10.07.2013 по делу                         № А21-2266/2015 (судья Лобанова Е.А.), принятое

по заявлению Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации ГО "Город Калининград"

заинтересованное лицо: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице филиала по Калининградской области

о признании незаконными действий,

 

установил:

Комитет муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» (далее- Комитет , заявитель) обратился в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконными действий Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Калининградской области  (далее- заинтересованное лицо, Кадастровая палата) по отказу в снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 39:15:132316:42, обязании Кадастровой палаты исключить сведения о земельном участке с кадастровым номером 39:15:132316:42 из государственного кадастра недвижимости.

Решением от 10.07.2015  в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе Комитет, считая решение незаконным и необоснованным, вынесенным при несоответствии выводов суда обстоятельствам дела, просит решение отменить,  заявленные требования удовлетворить, указывая, что права на  спорный  земельный  участок не зарегистрированы, сведения о   нем носят временный характер,  таким образом,  отказ  Кадастровой палаты в снятии земельного участка с кадастрового учета Комитету  как органу, осуществляющему распоряжение земельными участками, право собственности на которые не разграничено, является неправомерным.

            В апелляционный суд поступили ходатайства сторон об утверждении заключенного по делу мирового соглашения о нижеследующем:

1. Настоящее мировое соглашение заключается Сторонами на основании ст.ст. 139, 140 Арбитражного процессуального кодекса РФ в целях устранения спора, явившегося причиной предъявления требований Заявителя к Заинтересованному лицу, возникших в связи с отказами филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Калининградской области в снятии с кадастрового учета земельного участка с КН: 39:15:132316:42 при том понимании, что:

1.1. Спорный земельный участок с кадастровым номером был поставлен на государственный кадастровый учет как ранее учтенный. 

Комитет обратился в филиал ФГБУ «ФКП Росреетсра» по Калининградской  области с заявлением принять решение о снятии с кадастрового учета вышеназванный земельный участок.

Учреждение своими решениями отказало Комитету в снятии с кадастрового учета данный земельный участок. 

   Данные отказы Комитет расценил как нарушение прав органа местного самоуправления, в лице Комитета, на распоряжение земельными участками и считает, что Учреждение своими действиями препятствует Комитету в исполнении норм жилищного и земельного законодательства, а также исполнению целевых инвестиционных программ по строительству объектов социального назначения. 

Не согласившись с данными решениями, Комитет обратился в Арбитражный суд Калининградской области в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) с требованиями о признании незаконным и противоречащим положениям Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221 – ФЗ «О государственном кадастре недвижимости)» действий, выразившихся в отказе в снятии с кадастрового учета земельного участка с КН: 39:15:132316:42.  

 И просил обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» исключить сведения о земельном участке с КН: 39:15:132316:42

1.2.  В производстве Тринадцатого арбитражного апелляционного суда находится дело № А21-2266/2015, принятого к производству на основании апелляционной жалобы Заинтересованного лица на решение Арбитражного суда Калининградской области от 10 июля 2015 г. дело №А21-2266/2015.

2. В связи с тем, что в соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ основанием для признания недействительным ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Стороны договорились о том, Комитет отказывается от требований в части признания незаконными действий филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Калининградской области, выразившихся в отказе в снятии с кадастрового учета  земельного участка с КН: 39:15:132316:42, а филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Калининградской области исключает сведения о  земельном участке с КН: 39:15:132316:42  из государственного кадастра недвижимости.

3. Настоящее мировое соглашение подписано «22» сентября 2015 года в Российской Федерации, городе Калининграде и подлежит утверждению   Тринадцатым арбитражного апелляционного суда в порядке, предусмотренном ст. 141 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

4. Настоящее мировое соглашение заключено в трех экземплярах на русском языке, которые имеют равную юридическую силу. По одному экземпляру настоящего мирового соглашения подлежит передаче каждой из Сторон, а оставшийся экземпляр подлежит приобщению к материалам дела №А21-2266/2015.

5. К Сторонам по настоящему мировому соглашению применяется право РФ. Толкование настоящего мирового соглашения осуществляется в соответствии с действующим законодательством РФ.

6. Расходы, понесенные Сторонами в связи с рассмотрением данного дела в судах всех инстанций, несет каждая из Сторон самостоятельно.

7. Последствия прекращения производства по делу в связи с заключением мирового соглашения Сторонам разъяснены и понятны.

Оценив условия мирового соглашения,  изучив  материалы дела,  апелляционный суд пришел  к  выводу, что   мировое соглашение от 22.09.2015 не подлежит утверждению.

В соответствии с пунктом 2 статьи 138 АПК РФ стороны могут урегулировать спор, заключив мировое соглашение, если это не противоречит федеральному закону.

В силу пункта 2 статьи 139 АПК РФ мировое соглашение может быть заключено по любому делу, если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и иным федеральным законом. Мировое соглашение не может нарушать права и законные интересы других лиц и противоречить закону (часть 3 указанной статьи).

Таким образом, при утверждении мирового соглашения на суд возлагается обязанность по проверке заключенного сторонами мирового соглашения на соответствие его положений закону.

Пунктом 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.07.2014 N 50 "О примирении сторон в арбитражном процессе" предусмотрено, что арбитражный суд при рассмотрении вопроса об утверждении мирового соглашения исследует фактические обстоятельства спора и представленные лицами, участвующими в деле, доводы и доказательства, дает им оценку лишь в той степени и поскольку это необходимо для установления соответствия мирового соглашения требованиям закона и отсутствия нарушений прав и законных интересов других лиц (часть 6 статьи 141 АПК РФ), в частности, проверяет полномочия лиц, подписавших проект мирового соглашения, наличие волеизъявления юридического лица на заключение мирового соглашения, возможно ли распоряжение имуществом, являющимся предметом мирового соглашения, имеются ли у такого имущества обременения, соответствует ли проект мирового соглашения императивным нормам действующего законодательства, в том числе о сделках (за исключением случаев, когда такая проверка осуществляется судом только по заявлению соответствующего лица), а также изучает проект мирового соглашения для целей выявления условий, затрагивающих права и законные интересы лиц, не участвующих в деле (с учетом положений пункта 3 статьи 308 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Настоящее дело рассмотрено арбитражным судом по правилам главы 24 АПК РФ.

Согласно части 1 статьи 189 АПК РФ дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным названным Кодексом, с особенностями, установленными в разделе III АПК РФ, если иные правила административного судопроизводства не предусмотрены федеральным законом.

Как указано в статье 190 АПК РФ, экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, могут быть урегулированы сторонами по правилам, установленным в главе 15 названного Кодекса, путем заключения соглашения или с использованием других примирительных процедур, если иное не установлено федеральным законом.

В пункте 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2002 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" приведено толкование статьи 190 АПК РФ; в нем разъяснено, что в данном случае применяется правило об утверждении мирового соглашения. Однако соглашение не может быть утверждено арбитражным судом, если оно нарушает права и законные интересы других лиц и его положения противоречат закону. При применении указанной нормы арбитражным судам необходимо исходить из того, что государственные и иные органы, используя примирительные процедуры, не вправе выходить за пределы полномочий, предоставленных им нормативными правовыми актами, регулирующими их деятельность.

Как следует из материалов дела,  Комитет обратился в Кадастровую палату с заявлением от 16.02.2015 о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 39:15:132316:42.

Решением Кадастровой палаты от 19.02.2015 Комитету  в  снятии спорного земельного участка с кадастрового учета отказано, поскольку названный земельный участок не является преобразуемым и не подлежит снятию с кадастрового учета в соответствии с установленными в статье 24 Федерального закона от 24.07.2007 г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее- Закон о кадастре) особенностями кадастрового учета при образовании объектов недвижимости, а именно в соответствии с частью 5 статьи 24 Закона о кадастре по заявлению могут быть аннулированы сведения государственного кадастра недвижимости о земельном участке, который имеет статус «временный», между тем земельный участок с кадастровым номером 39:15:132316:42 является «ранее учтенным» земельным участком.

Отказ в снятии земельного участка с кадастрового учета соответствует требованиям закона.

Поскольку в мировом соглашении не приведены основания для осуществления Кадастровой палатой действий по снятию спорного земельного участка с кадастрового учета,  мировое соглашение как не соответствующее закону не может быть утверждено судом. Материалами дела не подтверждается, что заинтересованное лицо обладает полномочиями  по совершению действий, предусмотренных мировым соглашением.

Апелляционный суд также принимает во внимание, что само по себе отсутствие государственной регистрации прав в отношении спорного земельного участка не свидетельствует об отсутствии действующих сделок с таким имуществом.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу приведенной нормы права во взаимосвязи со статьей 201 АПК РФ необходимым условием для удовлетворения такого заявления является установление судом несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения (действия, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктом 10 статьи 4 Закона  о кадастре предусмотрено, что ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется органом кадастрового учета в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.

В соответствии с частью 2 статьи 25 Закона о кадастре орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 данного Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости. Согласно части 3 статьи 24 Закона о кадастре учет изменений преобразуемого объекта недвижимости или в соответствующих случаях снятие с учета преобразуемых объектов недвижимости осуществляется без заявления на основании документов,

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2015 по делу n А56-24182/2015. Изменить решение (ст.269 АПК)  »
Читайте также