Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2015 по делу n А21-3770/2014. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

20 августа 2015 года

Дело №А21-3770/2014

Резолютивная часть постановления объявлена     13 августа 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме  20 августа 2015 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Жиляевой Е.В.

судей  Баркановой Я.В., Старовойтовой О.Р.

при ведении протокола судебного заседания:  Трушляковой Е.А.

при участии: 

от истца: не явился, извещён,

от ответчика: не явился, извещён,

от 3-х лиц: не явились, извещены,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  13АП-11119/2015) ФГКУ «УВО УМВД РФ по Калининградской области» на решение Арбитражного суда  Калининградской области от 18.03.2015 по делу № А21-3770/2014 (судья Лобанова Е.А.), принятое

по иску ФГКУ «УВО УМВД РФ по Калининградской области»

к Администрации МО «Гусевский городской округ»

3-и лица: 1.Окружной Совет депутатов МО «Гусевский городской округ», 2.УМВД России по Калининградской области, 3.Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области, 4. МВД России

об обязании передать муниципальное имущество в федеральную собственность,

установил:

Федеральное государственное казенное учреждение «Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Калининградской области» (ОГРН 1123926048718;  далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к администрации муниципального образования «Гусевский городской округ» (ОГРН 1143926002461; далее - Администрация) об обязании передать помещения общей площадью 172,1 кв.м, расположенные по ул. Московской, 20 в г.Гусеве, в федеральную собственность.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области (далее - Территориальное управление), Министерство внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России), Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Калининградской области (далее - УМВД по Калининградской области), окружной Совет депутатов муниципального образования «Гусевский городской округ» (далее – Совет депутатов).

Решением от 18.03.2015 в удовлетворении иска отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, Управление обратилось с апелляционной жалобой на указанное решение, в которой просит его отменить. В обоснование апелляционной жалобы её податель указывает, что в материалах дела не содержится доказательств передачи и принятия в федеральную собственность объектов, которые администрация предлагала передать взамен занимаемых Управлением. Также податель жалобы указывает, что судом не был исследован вопрос относительно возможности расположения и размещения Управления в предлагаемом помещении. При этом податель жалобы указывает, что исковые требования основаны на положениях статьи 54 Закона о полиции в связи с использованием Управлением спорного помещения по договору безвозмездного пользования в целях осуществления уставных целей.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, согласно выписке из реестра муниципального имущества муниципального образования «Гусевский городской округ» от 20.10.2014 г. нежилое встроенное помещение площадью 172,1 кв.м, расположенное по адресу: Калининградская область, город Гусев, ул.Московская, 20, является муниципальной собственностью Гусевского городского округа.

На основании распоряжения главы городского округа (мэра) муниципального образования «Гусевский городской округ» от 15.05.2008 г. №445-р названное нежилое помещение передано в безвозмездное пользование Межрайонному отделу вневедомственной охраны при Черняховском ГОВД для размещения пункта централизованной охраны города Гусева. Срок действия договора определен с 01.05.2008 г. по 31.12.2008 г.

Между Администрацией и Межрайонным отделом вневедомственной охраны при Черняховском ГОВД был заключен договор от 01.05.2008 №01-Б/2008 на передачу в безвозмездное временное пользование встроенного помещения площадью 172,1 кв.м, расположенного на первом этаже здания по адресу: г.Гусев Калининградской области, ул.Московская, 20.

Ссылаясь на то обстоятельство, что указанное помещение используется Управлением для осуществления его деятельности, несмотря на обращения Управления к Администрации спорное помещение не было передано в федеральную собственность, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований. Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что Распоряжением Территориального управления от 03.02.2015 №29-р «О безвозмездной передаче имущества находящегося в муниципальной собственности муниципального образования «Гусевский городской округ» Калининградской области и составляющего казну муниципального образования «Гусевский городской округ» Калининградской области в федеральную собственность», которым утвержден перечень передаваемого недвижимого имущества, а именно: нежилое здание, литер А, общей площадью 3991,0 кв.м и здание – склад, литер Б, общей площадью                256,9 кв.м, расположенные по адресу: Калининградская область, г.Гусев, ул.Смирнова, д.20, взамен занимаемого Управлением помещения.

Апелляционный суд, оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, проверив доводы апелляционной жалобы, полагает решение суда подлежащим отмене ввиду следующего.

В соответствии с частью 2 статьи 48 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон о полиции) используемые полицией земельные участки, а также здания, сооружения, оборудование и другое имущество полиции являются федеральной собственностью. Земельные участки находятся в постоянном (бессрочном) пользовании, а имущество - в оперативном управлении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Порядок передачи имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления регламентируется частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ).

Из данной нормы следует, что находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или собственность субъектов Российской Федерации в случае, если нахождение указанного имущества в муниципальной собственности не допускается, в том числе в результате названного разграничения полномочий.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ), изложенной в Постановлении от 17.12.2013 N 10278/13, в случае неисполнения муниципальным образованием обязанности по передаче используемых полицией помещений в федеральную собственность нарушенное право Российской Федерации может быть защищено как посредством обращения в арбитражный суд с заявлением по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (о признании незаконным действия либо бездействия), так и в порядке искового производства (иск об обязании передать имущество из одного уровня собственности в другой).

Обязанность по передаче используемого полицией имущества, необходимого для обеспечения деятельности полиции, из собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности в федеральную собственность установлена Законом о полиции с соблюдением порядка, определенного Законом N 122-ФЗ.

Согласно Указам Президента Российской Федерации от 01.03.2011 N 250 "Вопросы организации полиции", от 01.03.2011 N 248 "Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации", Уставу, утвержденному Приказом МВД РФ N 449 от 05.05.2012 г., ФГКУ "Управление вневедомственной охраны Управления МВД РФ по Калининградской области" входит в структуру полиции органов внутренних дел, предназначенных для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности, обеспечения общественной безопасности.

Иск Управления обоснован ссылками на часть 9 статьи 54 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции", которой предусмотрено, что используемые полицией земельные участки, а также здания, сооружения, оборудование и другое имущество полиции, необходимые для обеспечения деятельности полиции, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, передаются в федеральную собственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, территориальные органы, подразделения полиции, организации, входящие в систему указанного федерального органа, за которыми закрепляется указанное имущество, вправе согласно части 10 статьи 54 Закона "О полиции" до возникновения права федеральной собственности на передаваемое в соответствии с частью 9 настоящей статьи имущество безвозмездно использовать такое имущество для осуществления полномочий по предметам ведения Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе отчуждать, передавать в аренду и обременять иным способом указанное имущество. Имущество, используемое подразделениями органов внутренних дел с учетом перераспределения полномочий, в силу вышеизложенных норм, признается собственностью Российской Федерации, поскольку призвано служить реализации ее функций и задач в сфере правопорядка, внутренней безопасности и служит достижению целей, поставленных перед органами государственной власти Российской Федерации.

Таким образом, учитывая, что Управление является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, используемое им имущество подлежит передаче в федеральную собственность в порядке, предусмотренном частью 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ.

Как разъяснено в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2013 N 10278/13, по вопросу о порядке передачи имущества Конституционным Судом Российской Федерации также принято Определение от 07.02.2012 N 234-О-Р, согласно которому арбитражные суды в каждом конкретном деле на основе исследования всего комплекса фактических обстоятельств самостоятельно решают вопросы о том, было ли учтено в процессе передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную волеизъявление соответствующего органа местного самоуправления, а если орган местного самоуправления по каким-то причинам отказался от согласования передачи имущества, то не является ли это решение произвольным. Необходимо учитывать финансово-экономические интересы муниципального образования и его фактическую заинтересованность в передаваемом объекте для решения вопросов местного значения (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 N 828-О-П).

Из материалов дела следует, что спорный объект недвижимого имущества используется Управлением для обеспечения публичных функций с 01.05.2008 г. на основании договора безвозмездного пользования №01-Б/2008.

Управление неоднократно обращалось в Администрацию с заявлением о передаче спорного помещения по адресу г. Гусев, ул. Московская, д. 20 в федеральную собственность.

Письмом от 02.08.2012 №5902 Администрация указала, что не планирует передавать в собственность Российской Федерации помещения, расположенные в г. Гусеве, ул. Московская, д. 20, используемые МОВО при ОВД по Черняховскому муниципальному району, и предложила разместить указанное подразделение в здании высвобождаемой средней школы №3 по ул. Смирнова, 20.

Вместе с тем, с учетом приведенной правовой позиции Президиума ВАС РФ необоснованное непринятие соответствующего решения публичными образованиями при наличии в законе требования о передаче имущества из одного уровня собственности в другой в результате разграничения полномочий между органами власти не должно препятствовать процедуре передачи имущества в случаях, установленных законом (в частности, Законом о полиции в отношении имущества, используемого органами полиции).

Податель жалобы в судебном заседании апелляционной инстанции пояснил, что действительно Решением Окружного Совета депутатов муниципального образования «Гусевский городской округ» Калининградской области от 18.06.2014 №47 дано согласие на передачу в собственность Российской Федерации объектов муниципальной собственности, расположенных по адресу: г. Гусев, ул. Смирнова, 20: нежилое здание (литер А), площадью 3991 кв.м и здание-склад (литер Б),                 площадью 256, 3 кв.м с условием размещения в них, в том числе ФГКУ УВО УМВД России.

Вместе с тем, не определена площадь помещений из общей площади зданий для размещения ФГКУ УВО УМВД России, что ставит под сомнение возможность размещения на данной площади персонала и оборудования                                    ФГКУ УВО УМВД России, необходимого для осуществления функций вневедомственной охраны.

В тоже время требования истца основаны на части 9 статьи 54 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции", предусматривающей передачу только тех помещений, которые непосредственно занимаются Управлением.

Вопрос о возможности предоставления иных помещений, не занимаемых истцом взамен тех, в отношении которых возник спор, может быть разрешен во внесудебном порядке.

Таким образом, исковые требования Управления являются

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2015 по делу n А42-1163/2012. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также