Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2015 по делу n А26-250/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65 http://13aas.arbitr.ru ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Санкт-Петербург 19 августа 2015 года Дело №А26-250/2015 Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2015 года Постановление изготовлено в полном объеме 19 августа 2015 года Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Л.В.Зотеевой судей Г.В.Борисовой, В.М.Толкунова при ведении протокола судебного заседания: В.А.Ганичевой при участии: от истца (заявителя): предст. Лешко В.О. – доверенность № 19 от 25.05.2015 от ответчиков: не явились (извещены) рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-15029/2015) Федерального государственного бюджетного учреждения Карельский научный центр Российской академии наук на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 06.05.2015 по делу № А26-250/2015 (судья Лайтинен В.Э.), принятое по иску (заявлению) Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия к Федеральному государственному бюджетному учреждению Карельский научный центр Российской академии наук, обществу с ограниченной ответственностью «ВИК СТРОЙ» о признании недействительным договора установил: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (ОГРН: 1021000526326, адрес: 185031, Республика Карелия, г. Петрозаводск, наб. Варкауса, 1А; далее – истец, УФАС) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению Карельский научный центр Российской академии наук (ОГРН: 1021000531133, адрес: 185000, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Пушкинская, 11; далее – КарНЦ РАН, Учреждение) и обществу с ограниченной ответственностью «ВИК СТРОЙ» (ОГРН: 1141001012701, адрес: 185003, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Варламова, 21; далее – Общество, ООО «ВИК СТРОЙ») о признании недействительным договора от 16.12.2014 № 37-ЕП на выполнение работ по капитальному ремонту аварийного здания. Решением суда от 06.05.2015 исковые требования удовлетворены. Учреждение обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 06.05.2015 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. По мнению подателя жалобы, судом сделан необоснованный вывод о том, что договор подряда от 16.12.2014 № 37-ЕП на выполнение работ по капитальному ремонту аварийного здания автохозяйства был заключен с нарушением порядка, установленного пунктом 9 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», без учета фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, в том числе акта обследования места аварии от 01.12.2014. Судом также необоснованно не приняты доводы Учреждения о том, что договор был заключен в объеме, необходимом для ликвидации последствий аварии. Податель жалобы и ООО «ВИК СТРОЙ» уведомлены надлежащим образом, в судебное заседание своих представителей не направили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) без участия указанных лиц. В судебном заседании представитель УФАС доводы жалобы отклонил по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке. Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 16.12.2014 между ответчиками заключен договор подряда № 37-ЕП на выполнение работ по капитальному ремонту аварийного здания автохозяйства КарНЦ РАН, расположенного по адресу: г. Петрозаводск, пр. А. Невского, д. 50. В силу пункта 1.2 договора заказчик (КарНЦ РАН) поручил подрядчику (ООО «ВИК СТРОЙ») в качестве единственного подрядчика (пункт 9 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ) выполнить работы по капитальному ремонту вышеуказанного здания, вследствие аварии, влекущей угрозу жизни и здоровью работников заказчика. В названном пункте договора также указано на то, что договор заключен на выполнение работ в объеме, необходимом для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии. Согласно пункту 2.1 договора стоимость работ составила 24 459 849 руб. 00 коп.; срок выполнения работ – 01.12.2015. Полагая, что договор № 37-ЕП от 16.12.2014 является недействительным в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), так как заключен с нарушением норм Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ без проведения торгов, УФАС обратилось в арбитражный суд с настоящим иском. Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, правомерно руководствовался следующим. Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе, Закон № 44-ФЗ), которым, в том числе, установлен единый порядок размещения заказов в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов. В силу части 1 статьи 24 названного Федерального закона при осуществлении закупок заказчики используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Закупка у единственного поставщика может осуществляться заказчиком в случае возникновения потребности в определенных товарах, работах, услугах вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, возникновения необходимости срочного медицинского вмешательства (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством РФ перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно). Заказчик вправе заключить контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для срочного медицинского вмешательства (пункт 9 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ). Из содержания статьи 93 Закона №44-ФЗ следует, что в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения контракта заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта, а также в случаях, предусмотренных пунктом 9 части 1 рассматриваемой статьи, заказчик обязан уведомить в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта контрольный орган в сфере закупок о такой закупке. К этому уведомлению прилагается копия заключенного контракта с обоснованием его заключения. Таким образом, заключение контракта способом закупки у единственного поставщика по смыслу части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе может производиться в исключительных случаях, когда применение иных конкурентных процедур невозможно в силу возникших чрезвычайных обстоятельств и длительностью сроков проведения таких процедур. Чрезвычайные обстоятельства, в том числе природного или техногенного характера, – это исключительные обстоятельства, наступление которых невозможно было предвидеть и предотвратить, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери. То есть, обстоятельства непреодолимой силы не могут быть прогнозируемыми, обладают признаками исключительности и объективной непредотвратимости, на что обоснованно указал суд первой инстанции. В рассматриваемом случае основанием для размещения заказа у единственного подрядчика и заключения с ним договора № 37-ЕП от 16.12.2014 послужили акт обследования места аварии от 01.12.2014 (л.д. 68 том 1) и акт о техническом состоянии здания автохозяйства от 09.12.2014 (л.д. 5-6 том 2). 01.12.2014 комиссией, состоящей из работников КарНЦ РАН, обследовано место аварии здания автохозяйства 1949 года постройки, расположенного по адресу: г.Петрозаводск, пр. А.Невского, 50, и установлено, что 25.11.2014 работниками автохозяйства обнаружены вновь образовавшиеся трещины на стене здания гаража, обрушение элементов стен и карнизов. Комиссия сделала вывод, что причиной возникновения трещин стал разрыв труб отопления (горячая вода), приведший к подмыву фундамента. Точное время разрыва труб комиссией не установлено, так как сеть отопления проложена в основании пола. В связи с возникшей угрозой обрушения плит покрытия кровли комиссией рекомендовано провести обследование с привлечением независимых экспертов в области строительства и эксплуатации зданий. 09.12.2014 составлен акт о техническом состоянии здания автохозяйства, в котором установлено следующее: - оборван рулонный ковер кровли, и как следствие обрыва идет намокание и обрушение кладки карнизов и фрагментов стен, - возникла угроза обрушения плит покрытия кровли, - в железобетонном покрытии появились трещины, следы протечек и промерзаний в местах примыканий к наружным стенам, - система теплоснабжения и водоснабжения изношена на 100%, из-за разрыва труб подмыт фундамент, происходят подвижки правого крыла здания и прогрессируют трещины стен, - в результате протечки кровли залит главный распределительный силовой щит и внутренняя электропроводка, системы электроснабжения эксплуатируются с грубыми нарушениями требований пожарной и электробезопасности. По результатам обследования комиссией сделан вывод о том, что дальнейшая эксплуатация здания автохозяйства невозможна, так как представляет реальную угрозу для жизни и здоровья работников КарНЦ РАН; необходимо незамедлительно провести работы по приведению конструкций здания в надлежащее состояние – выполнить устройство новой кровли, усилить конструкции стен, восстановить системы отопления, водоснабжения и электроснабжения. Суд первой инстанции, оценив в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи, пришел к обоснованному выводу, что обстоятельства, приведенные ответчиками в обоснование причин заключения контракта с единственным исполнителем, не обладают свойствами внезапности, чрезвычайности и непредотвратимости. При этом суд правомерно установил, что у заказчика имелась возможность спрогнозировать возникшую аварийную ситуацию, учитывая состояние здания, а прорыв системы отопления внутри здания 1949 года постройки с учетом 100% изношенности данной системы (установлено актом обследования от 09.12.2014) не может относиться к чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельствам, а является прогнозируемым событием. Кроме того, по смыслу статьи 93 Закона № 44-ФЗ объем размещаемого заказа должен точно соответствовать объемам, необходимым для ликвидации последствий действия непреодолимой силы, в то время как заказчик включил в смету работы, не связанные с ликвидацией последствий произошедшей аварии на тепловых сетях здания. В нарушение статьи 65 АПК РФ в материалы дела не представлены документы, подтверждающие объем работ, необходимый для ликвидации последствий прорыва трубы отопления. С учетом вышеустановленных обстоятельств судом сделан обоснованный вывод о том, что потребность в работах по капитальному ремонту здания могла быть удовлетворена посредством размещения заказа открытым способом, а не путем размещения заказа у единственного поставщика, поскольку доказательства, представленные в материалы дела не подтверждают наличие обстоятельств непреодолимой силы и невозможности размещения государственного заказа посредством проведения торгов. Учитывая, что договор подряда № 37-ЕП от 16.12.2014 между КарНЦ РАН и ООО «ВИК СТРОЙ» был заключен с нарушением Закона № 44-ФЗ, суд первой инстанции, правомерно применив положения статей 166 и 168 ГК РФ, признал данный договор недействительным. Доводы жалобы в основном аналогичны доводам, приведенным ответчиками при рассмотрении дела в суде первой инстанции, которым судом дана надлежащая правовая оценка. Судом в полном объеме установлены значимые для дела обстоятельства, правильно применены нормы материального права, не допущено нарушений процессуальных норм. При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется. Расходы по государственной пошлине за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции в силу статьи 110 АПК РФ подлежат оставлению на подателе жалобы. На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд ПОСТАНОВИЛ: Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 06 мая 2015 года по делу № А26-250/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения Карельский научный центр Российской академии наук – без удовлетворения. Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия. Председательствующий Л.В. Зотеева Судьи Г.В. Борисова В.М. Толкунов
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2015 по делу n А42-295/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|