Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2015 по делу n А56-73042/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

19 августа 2015 года

Дело №А56-73042/2014

Резолютивная часть постановления объявлена     10 августа 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме  19 августа 2015 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Горбик В.М.

судей  Кашиной Т.А., Старовойтовой О.Р.

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Евстегнеевой Е.В.

при участии: 

от истца: представитель Седакова А.В. (доверенность от 13.01.2015),

от ответчика: представитель Юшкевич А.В. (доверенность от 23.06.2015),

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11406/2015) Федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный парк "Лосиный остров" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.03.2015 по делу № А56-73042/2014 (судья  Александрова Е.Н.), принятое

по иску Федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный парк "Лосиный остров"

к обществу с ограниченной ответственностью "Стройновация"

о взыскании ущерба, причиненного особо охраняемой природной территории,

установил:

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный парк «Лосиный остров» (ОГРН 1037739452695, ИНН 7718107881, место нахождения: 107113, г. Москва, пр. Поперечный, д.1г; далее - ФГБУ «Национальный парк «Лосиный остров», учреждение)  обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском  о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Стройновация» (ОГРН 1037739934396, ИНН 7710512373, место нахождения: 188910, Ленинградская область, Выборгский район, г. Приморск, а/я 26; далее - ООО «Стройновация», общество)  3 550 365 руб. ущерба, причиненного особо охраняемой природной территории национальный парк «Лосиный остров» (складирование строительного мусора на площади 656,25 кв.м).

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.03.2015 в иске отказано.

Не согласившись с выводом суда, ФГБУ «Национальный парк «Лосиный остров» подало апелляционную жалобу, в которой просило состоявшийся судебный акт отменить, заявленные исковые требования удовлетворить. В обоснование доводов жалобы учреждение сослалось на положения абзаца 2 пункта 3 Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.07.2010 N 238, предписывающего применение для исчисления размера вреда при самовольном снятии или порче почвы Методики, исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 № 273. По мнению подателя жалобы, суд не учел объект охраны – почва леса.

В отзыве на жалобу ответчик просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании апелляционного суда представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить, исковые требования удовлетворить, представитель ответчика против удовлетворения апелляционной жалобы возразил по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.

Как следует из представленных в дело доказательств, по результатам обследования особо охраняемой природной территории Национальный парк «Лосиный остров», проведенного по адресу: Мытищинский лесопарк национального парка «Лосиный остров», квартал 56,  был оформлен акт выхода на место и осмотра территории от 06.12.2013 №4, из текста которого усматривается,  что на указанной территории выявлена свалка строительного мусора (порубочных остатков, изоляции от электрокабеля). Тем самым, по мнению истца, нарушены положения природоохранного законодательства Российской Федерации, установленные пунктом 2 статьи 15 Федерального закона от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

По результатам проверки административным органом в отношении общества составлен протокол от 30.12.2013 №1132 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Приведенные в акте выхода на место и осмотра территории от 06.12.2013 №4 и протоколе об административном правонарушении от 30.12.2013 №1132 обстоятельства послужили основанием для выдачи обществу «Стройновация» Государственной инспекцией по надзору в области охраны и использования территории национального парка и  его охранной зоны ФГБУ «Национальный парк «Лосиный остров» предписания от 30.12.2013 об устранении недостатков и нарушений, выявленных при осуществлении надзора. Данным предписанием на ООО «Стройновация» возложена обязанность привести территорию в надлежащее состояние в срок до 30.01.2014 (л.д. 105).

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении Государственной инспекцией по надзору в области охраны и использования территории национального парка и охранной зоны ФГБУ «Национальный парк «Лосиный остров» вынесено постановление от 14.01.2014 №1117 о привлечении общества к административной ответственности на основании статьи 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 300 000 руб. (л.д. 36).

Считая названные предписание и постановление незаконными, ООО «Стройновация» обжаловало указанные акты в Арбитражный суд города Москвы в рамках дела №А40-10782/14.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 07.05.2014 по делу                       №А40-10782/14, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2014 N09АП-25505/2014-АК по делу №А40-10782/14 и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 17.11.2014 по делу №А40-10782/14, в удовлетворении заявления ООО «Стройновация» о признании незаконными и отмене постановления ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров" о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и предписания от 30.12.2013 об устранении недостатков и нарушений, выявленных при осуществлении надзора за использованием территории национального парка и его охранной зоны, отказано.

Согласно произведенному ФГБУ «Национальный парк «Лосиный остров» расчету общий материальный ущерб, причиненный в результате нарушения режима особо охраняемой природной территории  (складирования строительного мусора на площади 656,25 кв.м) составил 3 550 365 руб.

Полагая, что причиненный материальный ущерб в этом размере подлежит возмещению ООО «Стройновация», ФГБУ «Национальный парк «Лосиный остров» обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Исследовав доказательства с учетом фактических обстоятельств дела, суд первой инстанции не усмотрел законных оснований для удовлетворения иска.

  Апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы, полагает, что суд первой инстанции при принятии решения обоснованно исходил из следующего.

Судом первой инстанции установлено, что Национальный парк «Лосиный остров» образован постановлением Совета Министров РСФСР от 24.08.1983 № 401. Границы национального парка и его охранной зоны установлены объединенным решением исполнительных комитетов Московского областного и Московского городского Советов народных депутатов от 04.05.1979 №1190-543 «Об утверждении проекта планировки природного парка «Лосиный остров».

Согласно пункту 1 статьи 58 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.

Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны на основании пункта 1 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Пунктом 3 названной статьи закреплено, что вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях (пункт 2 статьи 58 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

В соответствии с положениями Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее – Закон об особо охраняемых природных территориях) под особо охраняемыми природными территориями понимаются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые решениями органов государственной власти изъяты полностью или частично из хозяйственного использования, и для которых установлен режим особой охраны.

Согласно подпункту «б» пункта 1 статьи 2 Закона об особо охраняемых природных территориях национальный парк является одним из видов особо охраняемой природной территории.

В пунктах 1 и 5 статьи 12 Закона об особо охраняемых природных территориях предусмотрено, что национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма. Национальные парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности.

В соответствии с пунктом 4 статьи 12 Закона об особо охраняемых природных территориях Положение о национальном парке утверждается федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Положение о национальных природных парках Российской Федерации утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.08.1993 № 769 и действует в редакции от 01.11.2012 (далее – постановление №769, Положение о национальных парках).

Национальные природные парки Российской Федерации являются природоохранительными учреждениями, территории (акватории) которых включают природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, рекреационных, просветительских, научных и культурных целях (пункт 1 Положения о национальных парках).

На территориях национальных природных парков по правилам пункта 6 Положения о национальных парках устанавливается дифференцированный режим их охраны, защиты и использования с учетом местных природных, историко-культурных и социальных особенностей. В соответствии с этим на территориях национальных природных парков могут быть выделены, в том числе зоны заповедного режима, в пределах которых любое хозяйственное и рекреационное использование территории запрещено.

Как предусмотрено пунктом 11 Положения о национальных парках, конкретные особенности, зонирование и режим каждого национального природного парка определяются в положении о нем, утверждаемом государственным органом управления Российской Федерации, в ведении которого находится парк.

Сославшись на установленные судебными инстанциями при рассмотрении дела №А40-10782/14 обстоятельства, суд первой инстанции, руководствуясь положениями части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пришел к выводу о доказанности факта правонарушения и обязанности общества возместить вред окружающей среде, рассчитанный в денежном эквиваленте.

Вместе с тем суд не согласился с представленным учреждением расчетом размера вреда. При этом суд первой инстанции правомерно исходил из того, что предмет определенного в иске правонарушения не соответствует предмету правонарушения, для возмещения ущерба по которому применяется Методика исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 №273.

Применительно к настоящему случаю следует согласиться с доводами ответчика о том, что в деле не имеется доказательств нарушения обществом норм лесного законодательства.

Таким образом, принимая во внимание требования вышеназванных норм материального права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, апелляционный суд полагает, что истец не доказал обоснованность доводов, приведенных в иске и апелляционной жалобе, в силу чего оснований для отмены законного и обоснованного решения и удовлетворения жалобы не имеется.

Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено.   

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области  от 31 марта 2015 года по делу №  А56-73042/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.  

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

В.М. Горбик

 

Судьи

Т.А. Кашина

 

 О.Р. Старовойтова

 

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2015 по делу n А42-1769/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также