Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2015 по делу n А21-359/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65 http://13aas.arbitr.ru ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Санкт-Петербург 29 июля 2015 года Дело №А21-359/2015 Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2015 года Постановление изготовлено в полном объеме 29 июля 2015 года Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Л.В.Зотеевой судей О.И.Есиповой, В.М.Толкунова при ведении протокола судебного заседания: К.А.Цубановой при участии: от истца (заявителя): не явился (извещен) от ответчика (должника): не явился (извещен) от третьих лиц: не явился (извещен) рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12908/2015) открытого акционерного общества энергетики и электрификации «Янтарьэнерго» на решение Арбитражного суда Калининградской области от 09.04.2015 по делу № А21-359/2015 (судья Сычевская С.Н.), принятое по заявлению открытого акционерного общества энергетики и электрификации «Янтарьэнерго» к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области третьи лица: Гайдаров Игорь Геннадьевич, Гайдаров Геннадий Кузьмич об оспаривании решения и предписания установил: Открытое акционерное общество энергетики и электрификации «Янтарьэнерго» (ОГРН 1023900764832, адрес, Калининград, ул. Театральная, 34, далее – ОАО «Янтарьэнерго», Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительными решения №АМЗ-129/2014 от 24.11.2014 и предписания №265-АМЗ от 24.11.2014 Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (далее – Калининградское УФАС, Управление, антимонопольный орган). К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены гр. Гайдаров Игорь Геннадьевич и Гайдаров Геннадий Кузьмич. Решением суда первой инстанции от 09.04.2015 в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано. В апелляционной жалобе ОАО «Янтарьэнерго», ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит решение суда от 09.04.2015 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Общества. Податель жалобы полагает, что Обществом предприняты необходимые и исчерпывающие меры для технологического присоединения энергопринимающего устройства третьих лиц в соответствии с договором, а неисполнение условий договора об осуществлении технологического присоединения в установленные сроки обусловлено объективными обстоятельствами, что свидетельствует о добросовестном поведении Общества и отсутствии признаков злоупотребления правом. Таким образом, по мнению подателя жалобы, Обществу необоснованно вменено в вину нарушение сроков, установленных Правилами технологического присоединения…, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, а соответственно отсутствуют основания для признания Общества нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Кроме того, податель жалобы ссылается на то, что судом первой инстанции не исследованы доводы Общества о том, что отношения между гр. Гайдаровым И.Г., Гайдаровым Г.К. и ОАО «Янтарьэнерго» не подпадают под антимонопольное регулирование в силу их гражданско-правового характера, вытекающего из исполнения договора. Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы. Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке. Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 23.06.2014 в Управление поступило заявление гр. Гайдарова И.Г., Гайдарова Г.К. о невыполнении Обществом условий договора от 07.10.2011 № 1986/11 (ГЭС) об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям общества. В результате рассмотрения жалобы Калининградским УФАС приказом от 04.09.2014 № 431 возбуждено дело № АМЗ-129/2014 по признакам нарушения Ообществом части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон № 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции), выразившегося в ущемлении интересов гр. Гайдарова И.Г., Гайдарова Г.К. путем несоблюдения сроков технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям Общества, а также навязывании контрагенту невыгодных условий договора – не указание точки присоединения в технических условиях Z-2643/13 от 14.09.2011, являющихся неотъемлемой частью договора об осуществлении технологического присоединения от 07.10.2011 №1986/11 (ГЭС). В ходе рассмотрения дела Управлением в соответствии со статьей 39.1 Закона о защите конкуренции в адрес Общества было выдано предупреждение от 26.09.2014 № 89 о прекращении не позднее 31.10.2014 действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем указания в технических условиях № Z-2643/13 от 14.09.2011 (приложение № 1 к договору от 07.10.2011 № 1986/11 (ГЭС) точки присоединения энергопринимающих устройств объекта к электрическим сетям ОАО «Янтарьэнерго». 15.10.2104 Общество сообщило в Управление (вх. № 8525) о выполнении предупреждения. Вместе с тем, по результатам рассмотрения данного дела антимонопольным органом вынесено оспариваемое решение, которым действия Общества в части несоблюдения сроков технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителей Гайдарова И.Г., Гайдарова Г.К. (одноэтажный жилой дом с хозяйственными и бытовыми строениями по адресу: Калининградская область, Зеленоградский район, п. Переславское, хутор Лесное-1, дом 1), установленных пунктом 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила № 861), которые повлекли ущемление интересов заявителей, признаны нарушением части 1 статьи 10 Закона № 135-ФЗ. Одновременно Обществу выдано предписание № 265-АМЗ о прекращении нарушения Закона о защите конкуренции. Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, в удовлетворении которого судом первой инстанции было отказано. Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда от 09.04.2015 в связи со следующим. Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования) (пункт 3 части 1 статьи 10 Закона № 135-ФЗ). Как указано в пункте 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статьи 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. Частью 5 статьи 5 Закона № 135-ФЗ предусмотрено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии. Постановлением Федеральной энергетической комиссии от 19.12.1997 №127/8 «Об утверждении перечня субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, включаемых в Реестр по разделу I «Услуги по передаче электрической и тепловой энергии» ОАО «Янтарьэнерго» включено в Реестр естественных монополий по позиции - передача электроэнергии. При таких обстоятельствах Управление и суд первой инстанции пришли к правомерному выводу о том, что Общество является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на значимом рынке услуг передачи электроэнергии и связанных с ними услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к своим электрическим сетям, а, следовательно, на Общество распространяются запреты и ограничения, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции, в том числе запрет на злоупотребление доминирующим положением. Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон № 35-ФЗ) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. При этом, если для обеспечения технической возможности технологического присоединения и недопущения ухудшения условий электроснабжения присоединенных ранее энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики необходимы развитие (модернизация) объектов электросетевого хозяйства и (или) строительство, реконструкция объектов по производству электрической энергии, сроки технологического присоединения определяются исходя из инвестиционных программ сетевых организаций и обязательств производителей электрической энергии по предоставлению мощности, предусматривающих осуществление указанных мероприятий. Правила № 861 определяют порядок и процедуру технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий. В соответствии с пункта 16 Правил № 861 (в редакции, действовавшей на момент заключения договора от 07.10.2011 № 1986/11 (ГЭС)) договор технологического присоединения должен содержать следующие существенные условия: - перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению (подпункт "а" пункта 16). - срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который в частности, не может превышать 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил, в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности (подпункт "б" пункта 16). Управлением и судом установлено, что гр. Гайдаров И.Г., Гайдаров Г.К. выполнили все обязательства по договору, за исключением тех, выполнение которых было невозможно в силу того, что в ТУ № Z-2643/13 от 14.09.2011 не была указана точка присоединения. Точка присоединения энергопринимающих устройств контрагента к электрическим сетям ОАО «Янтарьэнерго» является границей балансовой принадлежности между ним и ОАО «Янтарьэнерго». Согласно разделу II Договора исполнение обязательств, прописанных в технических условиях, которые являются неотъемлемой частью Договора, возлагается как на контрагента, так и на Общество: для контрагента - выполнить работы, предусмотренные проектом электроснабжения (от энергопринимающего устройства до точки присоединения), для Общества – от точки присоединения до электросетевого хозяйства ОАО «Янтарьэнерго». Неуказание в технических условиях точки присоединения заведомо создает для контрагента условия, которые являются препятствием для выполнения последним обязательств согласно Договору. Вместе с тем, Центральным районным судом г. Калининграда установлено (решение от 18.04.2014 по делу № 2-1598/2014), что заявители все свои обязательства в соответствии с техническими условиями № Z-2643/13 от 14.09.2011 выполнили в полном объеме и в установленные сроки: оплатили услуги ОАО «Янтарьэнерго» и сообщили о выполнении мероприятий по выполнению технологического присоединения в пределах границ участка. Общество с целью выполнения взятых на себя обязательств выполнило только часть работ. В ходе заседания Комиссии УФАС Общество подтвердило, что действия по технологическому присоединению и обеспечению работ энергопринимающих устройств объекта контрагента к электросетевому хозяйству ОАО «Янтарьэнерго» на момент принятия оспариваемого решения не осуществлены. Срок неисполнения Обществом обязательств на момент обращения заявителей с жалобой в антимонопольный орган составил 2 года 2 месяца и 16 дней. Таким образом, Управлением установлен факт нарушения Обществом предусмотренного пунктом 16 Правил № 861 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2015 по делу n А56-993/2015. Изменить решение (ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|