Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2015 по делу n А56-1332/2015. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65 http://13aas.arbitr.ru ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Санкт-Петербург 17 июля 2015 года Дело №А56-1332/2015 Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2015 года Постановление изготовлено в полном объеме 17 июля 2015 года Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Поповой Н.М. судей Несмияна С.И., Смирновой Я.Г. при ведении протокола судебного заседания: Милашунас Ю.А., при участии: от истца: Молодницкой Е.А. по доверенности от 27.11.2014, от ответчика: Ланенкиной О.В. по доверенности от 04.03.2015, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14091/2015) Закрытого акционерного общества "Назиевская топливная компания" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.04.2015 по делу № А56-1332/2015 (судья Шелема З.А.), принятое по иску Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к Закрытому акционерному обществу "Назиевская топливная компания" о взыскании 1 686 824,16 руб. установил: Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к закрытому акционерному обществу «Назиевская топливная компания» (далее – ответчик) о взыскании 1.686.824 руб. 16 коп. платы за задержку вагонов. Решением от 17.04.2015г. исковые требования удовлетворены в полном объеме. Ответчик, не согласившись с решением суда, подал апелляционную жалобу, в которой просит изменить решение и принять новый судебный акт, уменьшив сумму платы, подлежащей взысканию с ответчика в пользу истца до 533 974 руб. 09 коп., перераспределив расходы по госпошлине. По мнению подателя жалобы, в расчете к сумме, начисленной в соответствии с параграфом 15 Договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования № 02/12 от 06.02.2012, истец применил дополнительно коэффициент индексации 3, 159, ссылаясь на Приказ ФСТ от 27.11.2012г. № 301-т/1; применение данного коэффициента индексации не соответствует действующему законодательству РФ и Договору; при заключении договора стороны определили порядок начисления платы за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику на железнодорожных путях общего пользования, в размере 50 % от плат, приведенных в таблице № 9 Тарифного руководства № 2; расчет истца, основанный на коэффициенте – 3, 159, примененный при расчете платы, не соответствует условию соглашения; Приказом ФСТ от 27.11.2012г. № 301-т/1 указанные коэффициенты не были введены впервые (на момент заключения Договора аналогичные коэффициенты были установлены Приказом ФСТ от 06.12.2011г. № 316-т/1, поэтому ссылки на то, что стороны при заключении Договора не могли предвидеть появление примененного истцом при расчете коэффициента, несостоятельны; расчет платы в части применения коэффициента 3, 159 не соответствует Договору и действующему законодательству РФ, в связи с чем взысканию с ответчика подлежит сумма без применения коэффициента индексации, а именно – 533 974, 09 руб. 10.07.2015г. в апелляционный суд от истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому с доводами апелляционной жалобы не согласен по мотивам, изложенным в отзыве. В судебном заседании представитель ответчика доводы жалобы поддержал. Представитель истца против удовлетворения жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве на ее. Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке. Как следует из материалов дела, 06.02.2012 между истцом (далее - Железная дорога) и ответчиком (далее - Общество) был заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования при станции Жихарево Октябрьской железной дороги с обслуживанием железнодорожного пути необщего пользования локомотивом Владельца (далее - Договор) № 02/12, в редакции дополнительных соглашений от 30.11.2012, 08.11.2013, сроком действия по 31.12.2014. Согласно параграфу 1 Договора осуществляется эксплуатация железнодорожного пути необщего пользования, обслуживаемого собственным локомотивом, примыкающего к железнодорожному пути N 6 станции Жихарево стрелочным переводом № 13. Параграфом 13 Договора установлены технологические строки оборота вагонов на пути необщего пользования. В соответствии с параграфами 7, 8 Договора сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика на выставочные пути: №№ 3,4,6 или 8 станции Жихарево. Прием вагонов (их уборка) с выставочных путей и дальнейшее продвижение вагонов с расстановкой по местам погрузки, выгрузки производится локомотивом Владельца не позднее 2 часов с момента передачи вагонов Владельцу на железнодорожных выставочных путях. При задержке уборки вагонов (не принадлежащих перевозчику, арендованных у перевозчика) с железнодорожных выставочных путей свыше 2 часов, перевозчик составляет акт общей формы ГУ - 23 и взимает плату за пользование вагонами порядком, предусмотренным п. 12 Тарифного руководства № 2. Акт подписывается перевозчиком и Владельцем. Количество вагонов в каждой группе, одновременно сдаваемой Владельцу, устанавливается не более 51 вагона. В январе 2014 года со станций ОАО «Российские железные дороги» по накладным NoNo ЭЖ417639, ЭЖ421739, ЭЖ421868, ЭЖ341367, ЭЖ346448, ЭЖ331797, ЭЖЗ14779 были отправлены, а Железной дорогой приняты к перевозке грузы, назначением на станцию Жихарево Октябрьской железной дороги, грузополучатель - ЗАО «Назиевская топливная компания». В пути следования вагоны с грузом по вышеперечисленным отправкам, в составе поезда 2982, были задержаны в период с 13 часов 45 минут 12.01.2014 года до 19 часов 08 минут 27.01.2014 года по причинам, зависящим от Общества, а именно: в виду невыполнения технологических сроков оборота вагонов, предусмотренных Договором. Общее время задержки вагонов на промежуточной станции составило 366 часов. Как следует из содержания акта общей формы № 126 от 27.01.2014 (л. д. 23), основанием задержки вагонов в пути следования послужило нарушение ответчиком технологических сроков оборота вагонов на пути необщего пользования, что привело к занятости фронта погрузки выгрузки. В соответствии с пунктом 4.5 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС России № 26 от 18.06.2003 года учет времени нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования осуществляется на основании памяток приемосдатчика и актов общей формы в случае их составления. Порядок заполнения ведомостей подачи и уборки вагонов и памяток приемосдатчика устанавливается соответствующей инструкцией по ведению станционной коммерческой отчетности. Факт нарушения Обществом технологических сроков оборота вагонов и, соответственно, невозможность подачи прибывающих в адрес грузополучателя вагонов подтверждается памятками приемосдатчика и составленными на их основании ведомостями подачи и уборки вагонов, подписанными представителем Общества в отсутствие возражений. Таким образом, совокупность вышеуказанных обстоятельств послужила основанием для отставления спорных вагонов от движения и начисления истцом платы в размере 1 686 824 руб. 16 коп. В соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам, в местах необщего пользования. Размер платы за такое пользование определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожного пути необщего пользования, обслуживающие грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, освобождаются от платы за пользование вагонами, контейнерами вследствие: обстоятельств непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии, которые вызвали перерыв движения на железнодорожном подъездном пути, и иных обстоятельств, при которых запрещено выполнять операции по погрузке, выгрузке грузов; подачи перевозчиком вагонов, контейнеров в количестве, превышающем количество вагонов, контейнеров, установленное соответствующим договором. Согласно пункту 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее – ВАС РФ) от 06.10.2005 № 30 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. В соответствии с правовой позицией, содержащейся в постановлениях Президиума ВАС РФ от 10.03.2009 № 14391/08, от 27.07.2010 № 4387/10 и от 18.10.2012 № 6424/12, плата за пользование вагонами, рассчитанная в соответствии со статьей 39 Устава, может быть взыскана в пользу Общества при условии принадлежности ему вагонов на праве собственности или ином вещном праве, а также при наличии соглашения сторон о размере платы за пользование вагонами, не принадлежащими железной дороге. В договоре стороны определили условие о взимании платы за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования при задержке их в ожидании подачи на железнодорожный путь необщего пользования по причинам, зависящим от ответчика. В соглашении стороны установили размер платы за время нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования - 50% от плат, приведенных в таблице № 9 Тарифного руководства № 2. Пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом Российской Федерации, законом или добровольно принятым обязательством. Исходя из сказанного суд обоснованно признал право Общества на взимание соответствующей платы. При определении размера платы в качестве договорного условия Общество использовало Тарифное руководство № 2. Апелляционный суд не может согласиться с расчетом размера платы. При толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом (статья 431 ГК РФ). В параграфе 15 договора стороны определили условие о взимании платы за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожных путях общего пользования при задержке их в ожидании подачи на железнодорожный путь необщего пользования по причинам, зависящим от ответчика. При этом плату за пользование вагонами стороны согласовали в размере 50% от ставок, приведенных в таблице № 9 Тарифного руководства № 2, то есть Тарифное руководство № 2 в целях определения размера платы использовано сторонами как договорное условие. Поскольку условие о плате за простой вагонов на путях общего пользования не предусматривает применения повышающих или понижающих коэффициентов, расчет истца, выполненный с применением коэффициента, установленного приказом Федеральной службы по тарифам (далее – ФТС России) от 27.11.2012 № 301-т/1, не соответствует условию договора. В порядке пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте» тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественных монополий, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147 – ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон № 147ФЗ) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В силу статей 6 и 11 Закона № 147-ФЗ определение (установление) цен (тарифов) или их предельного уровня осуществляется органом регулирования естественных монополий. На основании пункта 1 Положения о ФТС России, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 332, ФТС России является федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий. Пункт 5.3.1.22 названного положения устанавливает (утверждает, регистрирует) тарифы, сборы и плату в сфере предоставления услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (за исключением транзита). С учетом того, что условие о взимании платы за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожных путях общего пользования является договорным условием, размер платы устанавливается в добровольном порядке по соглашению сторон, к нему не может применяться обязательное правило о применении повышающих коэффициентов, установленных органом исполнительной власти для субъекта естественной монополии, без специальной оговорки сторон, допускающей применение таких коэффициентов. Решение следует отменить, поскольку суд первой инстанции необоснованно произвел расчет платы с применением коэффициента. Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд ПОСТАНОВИЛ: Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.04.2015г. по делу № А56-1332/2015 отменить. Взыскать с ЗАО «Назиевская топливная компания» в пользу ОАО «Российские железные дороги» 533 974 руб. 09 коп. долга и 9 454 руб. 97 коп. расходов по госпошлине по иску. В остальной части в иске отказать. Взыскать с ОАО «Российские железные дороги» в пользу ЗАО «Назиевская топливная компания» 3 000 руб. госпошлины по иску. Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия. Председательствующий Н.М. Попова
Судьи С.И. Несмиян
Я.Г. Смирнова
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2015 по делу n А21-10474/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|