Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2005 по делу n А21-12296/03. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

 

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50-52

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

19 декабря 2005 года

Дело №А21-12296/03

Резолютивная часть постановления объявлена  14 декабря 2005 года

Постановление изготовлено в полном объеме  19 декабря 2005 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  В.Б.Слобожанина

судей  И.Г.Медведева, В.В.Черемошкина

при ведении протокола судебного заседания:  помощником судьи К.Г. Казарян

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10360/2005)  Министерства финансов РФ на решение Арбитражного суда Калининградской области от 21.09.2005г. по делу № А21-12296/03 (судья В.А. Лукашов), принятое

по иску ОАО "Северо-Западный Телеком" в защиту интересов Узла "Электросвязь-Сервис" филиала "Электросвязь Калининградской области"

к 1) Министерству финансов РФ,

   2) Министерству обороны РФ,

   3) Министерству внутренних дел РФ,

   4) Федеральной службы безопасности РФ,

   5) Главному управлению по бюджету и финансам администрации Калининградской области,

   6) Комитету по финансам и контролю мэрии г. Калининграда

о взыскании убытков в размере 374.106,13 руб.

при участии: 

от истца: В.И. Стоян – дов. 39 АА №646947 от 13.01.2005г.

от ответчиков: 1) не явился (уведомление №73506)

                            2) не явился (уведомление №73507)

                           3) не явился (уведомление №73508)

    4) не явился (уведомление №73509)

    5) не явился (уведомление №73510)

    6) не явился (уведомление №73511)

установил:

Открытое акционерное общество «Северо-Западный Телеком» в лице филиала «Электросвязь Калининградской области» (далее – истец, ОАО «Северо-Западный Телеком») обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Управлению федерального казначейства по Калининградской области, Министерству обороны Российской Федерации, Управлению внутренних дел Калининградской области, Управлению Федеральной службы безопасности по Калининградской области, Главному управлению труда и социального развития администрации Калининградской области, Комитету по финансам и бюджету администрации Калининградской области о взыскании (с учетом увеличения размера иска) 374.106,13 руб. убытков за период с 2000 по 2001 год, связанных предоставлением льгот по абонентской плате за телефон, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, Героям Социалистического Труда, полным кавалерам Ордена Трудовой Славы и кавалерам Ордена Трудовой Славы, а также гражданам, подвергшимся воздействию радиации.

Определением от 13.05.2004 к участию в деле в качестве надлежащих ответчиков привлечены Министерство финансов Российской Федерации (далее –Минфин РФ), Министерство обороны Российской Федерации (далее – МО РФ), Министерство внутренних дел Российской Федерации (далее – МВД РФ), Федеральная служба безопасности Российской Федерации (далее – ФСБ РФ), Комитет по финансам и бюджету администрации Калининградской области, Комитет по финансам и контролю мэрии города Калининграда.

Решением суда от 12.10.2004г. исковые требования полностью удовлетворены путем взыскания с Минфина 220.605,11 руб., с Министерства обороны Российской Федерации – 138.509,83 руб., с Министерства внутренних дел Российской Федерации – 14.990,73 руб. убытков.

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2005г. решение оставлено без изменений.

Постановлением Федерального  арбитражного сука Северо-Западного округа от 10.06.2005г. решение Арбитражного суда Калининградской области и постановление Тринадцатого  арбитражного апелляционного суда  отменены с направлением дела на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

Решением от 21.09.205г. (судья В.А. Лукашов) требования истца  с учетом и уточнения и частичного отказа от иска, в связи с истечением сроков давности и исключения из суммы НДС, необоснованного включения в тарифы по оказанию услуг населению, удовлетворены частично:

- с Минфина РФ за счет казны Российской Федерации в пользу истца взысканы убытки в сумме 115.387, 80 руб.;

 - с Минобороны РФ – убытки в сумме 115.424,86 руб.;

 - с Министерства внутренних дел РФ – убытки в сумме 12.492,27 руб.

В остальной части иска отказано.

Минфином РФ обжаловано решение суда в апелляционном порядке. Указанное решение податель апелляционной жалобы считает незаконным и необоснованным, просит отменить и отказать в удовлетворении иска к Минфину РФ.

Ответчики, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, представителей не направили.

Истец возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, направленном ответчикам, в судебном заседании поддержал доводы, просил оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, у истца возникли убытки, в связи с предоставлением истцом в 2000-2001 годах услуг за пользование телефоном и наличием у отдельных групп граждан льгот по абонентской плате, предоставленных федеральными законами

 -    Федеральным законом РФ от 15.05.1991г. №1244-1  «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»,

-    Федеральным законом РФ от 19.08.1995г. №149-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»,

-    Федеральным законом РФ № 175-ФЗ от 26.11.1998 г.  «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»,

-    Постановлением   Верховного    Совета   РФ    от   27.12.1991г. №2123-1  «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска»,

-   Федеральным законом РФ №5-ФЗ от 09.01.1997г. «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена трудовой Славы»,

 - Законом Российской Федерации от 15.01.1993г. №4301-1 «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы».

С учетом начала течения срока исковой давности о возмещении недополученных доходов за 200 года с 01.01.2001г. и окончания 01.01.2004г., подачи в арбитражный суд искового заявления 17.12.2003г., истец не считает пропущенным срок исковой давности.

С учетом рекомендаций постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа при повторном рассмотрении дела истец исключил часть требований  о взыскании 82.140,44 руб. в виде убытков за 11 месяцев 2000 года в связи с истечением сроков давности за  указанный период.

Также из суммы уточненных требований исключен НДС.

Суд признал правомерными уточненные требования истца, подтвержденными представленными истцом списками абонентов г. Калининграда.

При взыскании с Минфина РФ сумм суд руководствовался отсутствием в 2000-2001 годах в федеральных бюджетах расходов на цели, предоставленные указанным категориям граждан в связи с катастрофами на Чернобыльской АЭС, ядерными испытаниями на Семипалатинском полигоне, аварии на ПО «Маяк».

Относительно льгот гражданам, связанным с Законами о социальных гарантиях, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и Социалистического труда, полным кавалерам Ордена Славы, судом учтено неразрешение законодательством вопроса о механизме и источниках компенсации таких расходов.

В отношении предоставленных льгот граждан, пострадавшим от радиации и являющихся сотрудниками МВД РФ и МО РФ пенсионерами, суммы неполученных доходов  взысканы с МО РФ в размере 115.424,86 руб. и МВД РФ  - в сумме 12.492,27 руб. с учетом непредставления указанными министерствами доказательств направления выделенных денежных средств согласно Федеральному закону от 30.12.2001г. №194 и Федеральному закону от 24.12.2002г. №176 на предусмотренные законом цели, либо о недостаточности средств.

Доказательств наделения ФСБ РФ соответствующим финансированием в деле не имеется, следовательно, судом не установлено оснований для взыскания сумм, связанных с предоставлением льгот гражданам, являющимся сотрудниками и пенсионерами указанного ведомств.

В апелляционной жалобе Минфин РФ считает неправомерными выводы суда о взыскании с Минфина РФ сумм неполученных доходов по следующим доводам:

В целях компенсации субъектам Российской Федерации и местным финансовым органам расходов, связанных с исполнением законов, было издано Постановление Правительства РФ от 03.04.1997г. №382, а также письма Министерства финансов РФ от 05.10.1993г. №112 и от 23.05.1997г. №42н, согласно которым ГУФК Министерства финансов РФ на основании представленной финансовым органом субъекта информации о произведенных фактических выплатах в предыдущем периоде производит ежемесячно авансовые перечисления средств на указанные цели. В рассматриваемые годы Калининградской области из федерального бюджета было выделено в 2000 году – 71.425,5 руб. и в 2001 году – 26.153 руб. В 2002 году в погашение задолженности предыдущих периодов из федерального бюджета было выделено 40.337 руб. В связи с изложенным, вывод суда об отсутствии финансирования из федерального бюджета не основан на фактических обстоятельствах дела.

Взыскивая с Министерства финансов РФ расходы, связанные с предоставлением услуг связи пенсионерам ФСБ, подвергшимся воздействию радиации, суд нарушает пункт 4 Постановления Правительства РФ №506 от 24.04.1996г., согласно которому финансирование указанных расходов производится федеральными органами исполнительной власти, в системе которых предусмотрена военная служба. Суд, с одной стороны, делает вывод о необходимости взыскания убытков предприятия связи с Министерства обороны РФ и МВД РФ, а с другой стороны взыскивает аналогичные расходы истца по линии пенсионеров ФСБ с Министерства финансов РФ.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей истца, апелляционный суд  не установил оснований для отмены обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы.

Апелляционный суд считает правильными выводы суда о взыскании сумм неполученных доходов, связанных с предоставлением льгот гражданам, пострадавшим от воздействия радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также согласно законам «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического труда и полным кавалерам ордена трудовой Славы» и «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» должны производиться за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. В соответствии со статьей 30 Федеральной законе «О связи» №15-ФЗ от 16.02.1995г., действовавшего на период возникновения спорных правоотношений. В федеральных бюджетах 2000 и 2001 годов средств на реализацию указанных законов не закладывалось, компенсаций за этот период истцом не было получено. В соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств федерального бюджета выступает от имени казны Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями соответствующих должностных лиц и органов. В соответствии с положением о Министерстве финансов, утвержденным постановлением Правительства №273 от 06.03.1998г. именно на Минфин РФ возложена обязанность по разработке проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения. Поскольку до 2002 года в федеральный бюджет соответствующие денежные средства не закладывались, надлежащим ответчиком в части возмещения убытков за предоставленные в 2000-2001 году льготы является именно Минфин РФ. Довод апелляционной жалобы о том, что в 2000 и 2001 году на реализацию льгот по услугам связи предусмотренных для Героев Социалистического труда и полным кавалерам ордена трудовой Славы, Героям СССР, Героям Российской Федерации и полным кавалерам ордена Славы выделялись денежные средства ГУФК Министерства финансов РФ для Калининградской области является необоснованными, так как в суд не представлены доказательства, подтверждающие факт выделения денежных средств на эти цели в достаточном размере. Не представлено таких доказательств и в апелляционный суд.

В бюджете 2000 и 2001 годов Министерству обороны Российской Федерации на цели обеспечения льгот и компенсаций военнослужащим и членам их семей было предусмотрено выделение денежных средств, также как и Министерству внутренних дел. Доказательств выделения Федеральной службе безопасности денежных средств на указанные цели не имеется.

При указанных обстоятельствах решение суда от 21.09.2005г. является законным и обоснованным.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Калининградской области от 21.09.2005г. по делу №А21-12296/2003 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

В.Б. Слобожанина

Судьи

И.Г. Медведева

В.В. Черемошкина

 

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2005 по делу n А56-34257/2005. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также