Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2005 по делу n А26-2532/2004. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50-52

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

29 апреля 2005 года

Дело №

А26-2532/2004

Резолютивная часть постановления объявлена  25 апреля 2005 года

Постановление изготовлено в полном объеме  29 апреля 2005 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Черемошкиной В.В.

судей  Зайцевой Е.К. ,  Протас Н.И.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ковальчук Л.Г. 

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу  Министерства образования и по делам молодежи Республики Карелия

на  решение Арбитражного суда Республики Карелия

от  15.12.2004 года по делу № А26-2532/2004 (судья Петров А.Б.),

по заявлению  ГУ Региональное отделение Фонд социального страхования РФ по Республике Карелия

к  Министерству образования и по делам молодежи Республики Карелия

о взыскании средств,  использованных не по целевому значению

при участии: 

от заявителя: Богданова А.В. доверенность № 01-61/11-19194 от 16.11.2004 года

от ответчика: Егоров С.В. доверенность от 01.09.2004 года

установил:

          Государственное учреждение -  Региональное отделение Фонд социального страхования Российской Федерации  по Республике Карелия (далее по тексту Фонд социального страхования) обратилось в арбитражный суд Республики Карелия  с заявлением к Министерству образования и по делам молодежи Республики Карелия (далее по тексту ответчик,  Министерство) о взыскании 365 453 рубля,  использованных не по целевому назначению и процентов в порядке ст.395  ГК Российской Федерации  в размере   17 401 рубль.

Решением  суда от 15.12.2004 года требования Фонда социального страхования удовлетворены.

На указанное решение Министерством подана апелляционная жалоба,  в которой просит его отменить в части в связи с несоответствием выводов суда  фактическим обстоятельствам дела и нарушением норм материального права.

В судебном заседании представитель Министерства просил  решение суда первой инстанции отменить в части взыскания 339 740 рублей 45 копеек возмещения средств,  использованных не по целевому назначению и процентов за пользование чужими денежными  средствами в сумме 40 466 рублей,  и принять по делу новый судебный акт.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции Фондом социального страхования заявило письменное ходатайство об отказе в иске в части взыскания 58 864 рублей основного долга и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 6 674 рубля.

В соответствии с частями 2, 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска полностью или частично.

Арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает право других лиц. В этих случаях суд рассматривает иск по существу.

Проверив на основании указанных норм права наличие оснований для удовлетворения заявленного иска, суд апелляционной инстанции признает указанное ходатайство подлежащим удовлетворению.

В материалах дела отсутствуют и судом апелляционной инстанции не установлено обстоятельств того, что заявленный отказ от части иска противоречит закону или нарушает права других лиц.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции принимает отказ от части иска, отменяет обжалуемый акт в данной части и прекращает производство по делу в указанной части требований истца на основании пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель Фонда социального страхования поддержал доводы,  изложенные в письменном ходатайстве об отказе в части иска,  в остальной части решения считает его законным и обоснованным   и просит оставить его в силе в части взыскания с Министерства суммы основного долга в размере           280 876 рублей 45 копеек и процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 33 792 рубля.

Законность и обоснованность решения  суда первой инстанции от          15.12.2004 года проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела,  в соответствии со статьей 18 Федерального закона «О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2002 год» от 11.02.02 г.        № 17-ФЗ,  Постановлением Правительства Российской Федерации № 191 от 29.03.02 г. «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2002 году», Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации  по Республике Карелия обеспечивало в 2002 году финансирование оздоровления детей школьного возраста (до 15 лет включительно) на период школьных каникул в части оплаты стоимости набора продуктов питания для детей в детских оздоровительных лагерях с дневным пребыванием исходя из фактически сложившихся цен в Республике Карелия.

В целях реализации оздоровительного отдыха детей, руководствуясь п.п. «б» пункта 8 Постановления Правительства Российской Федерации  № 191 Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия  и Министерство образования и по делам молодежи Республики Карелия      21 мая 2002 года заключили договор «О взаимных обязательствах по организации детской оздоровительной кампании в период летних каникул 2002 года в детских оздоровительных лагерях дневного пребывания» на сумму 20 250 000 рублей. По согласованию сторон 01 июля 2002 года в договор были внесены изменения касающиеся количества детей и суммы финансирования, оформленные соглашением № 1 к Договору. В соответствии с внесенными Соглашением № 1 изменениями Договора, Министерство приняло на себя обязательства разместить на отдых 21 439 детей школьного возраста (до 15 лет включительно), а Фон социального страхования осуществить финансирование расходов на оплату полной стоимости дневного набора продуктов питания в сумме 17 365 590 рублей. Сумма Договора определена на основании «Сводной сметы расходов по обеспечению питания детей в оздоровительных лагерях дневного пребывания», являющейся приложением к Договору.

Согласно Договору Фонд социального страхования осуществляло финансирование полной стоимости дневного набора продуктов питания для детей в детских оздоровительных лагерях с дневным пребыванием, исходя из фактически сложившихся цен в Республике Карелия, а именно из расчета 45 рублей в день на одного человека.

Стоимость дневного набора продуктов рассчитывалась из фактически сложившихся розничных цен в республике на основании данных Госкомстата Республики Карелия  и «Суточных норм питания …. в детских оздоровительных лагерях», утвержденных Министерством здравоохранения Российской Федерации   22.12.99 года № 99/30.

Министерство, по условиям Договора приняло на себя обязательства по строго целевому использованию средств государственного социального страхования.

Деньги были перечислены Фондом на текущий счет Министерства образования и по делам молодежи Республики Карелия  в соответствии с договором, своевременно. По согласованию сторон, с учетом фактической потребности Министерства в финансировании. Региональное отделение осуществило финансирование на общую сумму 16 274 400 рублей.

В соответствии с пунктом 2.2.2 Договора Фондом социального страхования в период  с  26.02.03 года по 29.09.03 года были проведены выездные проверки по исполнению Министерством договорных обязательств в части целевого использования средств государственного социального страхования (на питание) при проведении детских оздоровительных лагерей с дневным пребыванием в период летних школьных каникул 2002 года.

По результатам выездных проверок составлен сводный акт № 310 от 30.09.03 г.

Всего,  по результатам  выездной документальной проверки установлено не целевое расходование в размере 380 рублей 046 копеек.

С учетом частичного погашения,  Фонд социального страхования обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании 365 453 рублей,  а также процентов в размере 17 401 руб.

Суд первой инстанции,  удовлетворяя заявленные  Фондом требования,  сделал вывод о том,  что ответчиком не были представлены доказательства надлежащего исполнения условий договора.

Ссылка ответчика на ничтожные условия договора не приняты судом первой инстанции.

Апелляционная инстанция считает выводы суда первой инстанции правильными.

В соответствии со статьей 420 Гражданского кодекса  Российской Федерации  договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Согласно статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующими на момент его заключения.

Заключенный между сторонами договор от 21.05.02 года № 02/07-02 соответствует понятию договора установленного ст. 420 Гражданского кодекса Российской Федерации.  Согласно п. 3 ст. 420 ГК РФ к обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах (статьи 307 -  419 ГК РФ),  если иное не предусмотрено правилами об отдельных видах договоров, содержащимися в Кодексе. В соответствии со ст. 421 ГК РФ стороны свободны в заключении договора, могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренные законом, иными нормативными актами. В Гражданском кодексе не содержится специальных норм, регулирующих такой вид договора, который заключен между Фондом социального страхования и Министерством, поэтому к обязательствам возникшим из договора № 02/07-02 применимы положения статей 307, 309 ГК РФ.

В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона и иных правовых актов.

В соответствии с пунктом 2.1.7. Договора,  Министерство приняло на себя обязательство возвратить Фонду социального страхования недоиспользованные по договору средства.  Использованные не по целевому назначению денежные средства являются средствами, которые Министерство не использовало по целевому назначению при организации детских оздоровительных лагерей и которые, в соответствии с условиями Договора подлежат возврату отделению Фонда социального страхования. Данный вывод вытекает при толковании условий договора, а также нормативно-правовых актов, регулирующих взаимоотношения сторон (п. 8 Положения «О Фонде социального страхования Российской Федерации», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.02.94 г. № 101, Федерального закона «О бюджете Фонда социального страхования на 2002 год» от 12.02.02 года             № 17-ФЗ). Поэтому позиция Министерства образования, изложенная в апелляционной жалобе о том, что договор не содержит обязательства о возврате средств, использованных не по целевому назначению,  является необоснованной.

На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно применил положения  статьи 12 ГК РФ о присуждении к исполнению обязанности в натуре и взыскал с ответчика сумму использованных не по целевому назначению средств, которые фактически являются недоиспользованным остатком денежных средств.

Доводы ответчика о том, что выводы изложенные в решении суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела также являются необоснованными. Суд первой инстанции надлежащим oбpaзом исследовал все представленные Фондом социального страхования доказательства по делу и изучил фактические обстоятельства дела.

Согласно статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Между тем,  Министерство не представило доказательств, опровергающего доводы изложенные в сводном акте № 310 от 30.09.2003 г., который составлен на основании промежуточных актов проверок каждого, организованное Министерством (во исполнении пунктов 2.1.2, 2.1.8 Договора) детского оздоровительного лагеря.

В соответствии с условиями договора от 21.05.02 г. № 02/07-02, как указано в апелляционной жалобе Министерства, оно приняло па себя определенные обязательства, в том числе и обязательство целевого расходования средств и предоставления финансового отчета.  Финансовый отчет («Расход средств ФСС на организацию оздоровительно-образовательных лагерей дневного пребывания за лето 2002 года») содержит сведения об использованных средствах Фонда социального страхования,  достоверность которого и проверялась в ходе проведения документальной проверки.

В процессе проведения документальной выездной проверки установлено следующее:

В нарушение пункта 2.1.5 Договора представленные в Фонд социального страхования финансовые отчеты об использовании целевых средств, не подтверждены первичными документами. Отсутствуют первичные документы, подтверждающие нахождение конкретных детей в ДОЛ и их возраст (заявления родителей, на основании которых школьников зачисляют в лагерь, копии свидетельств о рождении). По данному нарушению расходы составили 38 880 рублей.

Подтверждением нахождения ребенка в детском оздоровительном лагере дневного пребывания являются заявление родителей (причем родителей, работающих по трудовому договору) о приеме ребенка в лагерь, копия свидетельства о рождении ребенка.  Эти документы проверяющим представлены не были, а представленные копии документов имели существенные расхождения.

В нарушение пункта 2.1.2. Договора израсходованы  средства на содержание в ДОЛ детей, относящихся к возрастным группам не предусмотренной Договором категории (дошкольники и дети старше 15 лет). Расходы, произведенные в нарушение указанного пункта Договора, составили 78 085 рублей.

В нарушение пункта 2.1.2 Договора занижены установленные сроки продолжительности смены в ДОЛ.  Расходы по данному нарушению составили           64 261 руб.

В соответствии с  Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 2.2.4.969-00,  установившими требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул предусмотрено, что продолжительность смены в оздоровительном учреждении определяется длительностью каникул и составляет в период летних каникул не менее 21 дня (пункт 1.5. СП 2.24.969-00).

Согласно условий договора,  Фонд социального страхования обязался производить оплату стоимости  дневного  набора  продуктов питания   именно   в  оздоровительных  лагерях с  дневным пребыванием детей.  Лагерь

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2005 по делу n А42-13436/2004. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также