Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2009 по делу n А06-6684/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

 

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, Россия, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74

===============================================================

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

 

г. Саратов                                                                                        Дело № А06-6684/2008

18 марта 2009 года

Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 18 марта 2009 года.

                                                          

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Жевак И.И.,

судей Александровой Л.Б., Борисовой Т.С.,

при  ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания  Ченцовой Ю.Г.,

при участии в судебном заседании представителя службы по тарифам Астраханской области Ермилова А.Н., действующего на основании доверенности от 10 марта 2009 года, представителей общества с ограниченной ответственностью «Газпромэнерго» Кагановской М.П., действующей на основании доверенности № 41 от 1 января 2009 года, Ширяевой О.И., действующей на основании доверенности № 124 от 11 января 2009 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу службы по тарифам Астраханской области (г. Астрахань)

на решение арбитражного суда Астраханской  области от 3 февраля 2009 года

по делу № А06-6684/2008-15, принятое судьей Блажновым Д.Н.,

по заявлению муниципального образования «Аксарайский сельсовет» (п. Аксарайский, Красноярский район, Астраханская область)

к службе по тарифам Астраханской области (г. Астрахань),

третье лицо: общество с ограниченной ответственностью «Газпромэнерго» в лице Южного филиала (п. Аксарайский, Красноярский район, Астраханская область)

о признании недействительным предписания от 20 октября 2008 года № 14,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Муниципальное образование «Аксарайский сельсовет» обратилось в арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании недействительным предписания службы по тарифам Астраханской области от 20 октября 2008 года № 14 «О прекращении нарушений Главой МО «Аксарайский сельсовет» в лице Гаджиева Вячеслава Мевлидиновича требований пункта 6 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».

Решением арбитражного суда Астраханской области от 3 февраля 2009 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

Служба по тарифам Астраханской области не согласилась с принятым решением и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.

От общества с ограниченной ответственностью «Газпромэнерго» в лице Южного филиала в материалы дела поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором  он просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Представители муниципального образования «Аксарайский сельсовет» в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом в соответствии с требованиями статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления № 98586 8.

В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  при неявке в судебное заседание иных лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд рассматривает дело в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, в период с 12 марта 2008 года по 22 апреля 2008 года службой по тарифам Астраханской области были проведены внеплановые контрольные мероприятия по проверке законности и обоснованности постановлений Главы муниципального образования «Аксарайский сельсовет» в области регулирования тарифов и надбавок.

Проверкой установлено, что постановлением главы МО «Аксарайский сельсовет» от 29 августа 2007 года № 80 «О тарифах на водоснабжение и водоотведение»  были утверждены тарифы для населения на водоснабжение и водоотведение на 2008 год (том 1 л.д. 18); Постановлением «О тарифах на водоснабжение и водоотведение» от 21 февраля 2008 года № 11 в вышеназванное Постановление внесены изменения, а именно: утверждены тарифы на услуги водоснабжения, оказываемые ООО «Газпромэнерго» в размерах, которые не превышают установленных предельных индексов (том 1 л.д.19-20).

 По результатам проверки служба по тарифам Астраханской области пришла к выводу, что администрацией МО «Аксарайский сельсовет» в лице Гаджиева Вячеслава Мевлидиновича превышены полномочия по регулированию тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, оказываемые Южным филиалом ООО «Газпромэнерго», на 2008 год, предусмотренные пунктом 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».

По итогам проверки службой по тарифам Астраханской области 20 октября 2008 года было вынесено предписание № 14 о прекращении нарушений  администрацией МО «Аксарайский сельсовет» в лице Гаджиева Вячеслава Мавлидиновича  требования пункта 6 статьи 4 Федерального закона в части превышения полномочий по регулированию тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, оказываемые ООО «Газпромэнерго».

Не согласившись с вынесенным службой по тарифам Астраханской области предписанием, муниципальное образование «Аксарайский сельсовет» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Суд первой инстанции, удовлетворяя требования МО «Аксарайский сельсовет», указал, что обжалуемое предписание  не соответствует действующим нормам права.

В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (в редакции от 18 октября 2007 года), органы регулирования муниципальных образований регулируют тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в случае, если потребители соответствующего муниципального образования, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, потребляют более 80 процентов (в натуральном выражении) товаров и услуг этих организаций коммунального комплекса, а также регулируют тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организации коммунального комплекса на подключение, надбавки на товары и услуги организации коммунального комплекса и надбавки к ценам (тарифам) для потребителей.

В материалах дела имеется письмо ООО «Газпромэнерго» от 16 апреля 2008 года № АМ-07/2335, согласно которому потребители услуг водоснабжения и водоотведения общества находятся в Ямало-Ненецком автономном округе, республике Коми, городе Оренбурге и в Астраханской области. Из письма следует, что потребители общества в Астраханской области потребляют 33,6 % (менее 80%) услуг по водоснабжению и водоотведению, оказываемых обществом на территории всех вышеназванных субъектов (том 1 л.д. 58).

Согласно части 1 статьи 2 ФЗ  «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», организация коммунального комплекса - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов

В силу части  2 статьи 2 ФЗ  «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» система коммунальной инфраструктуры - совокупность производственных и имущественных объектов, в том числе трубопроводов, линий электропередач и иных объектов, используемых в сфере электро-, тепло-водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, расположенных (полностью или частично) в пределах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований.

В силу части 1 статьи 5 Федерального закона N 210-ФЗ представительные органы муниципальных образований осуществляют следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, указанных в части 3 настоящей статьи и части 5 статьи 4 настоящего Федерального закона:

1) утверждают в соответствии с документами территориального планирования муниципальных образований программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры;

2) утверждают инвестиционные программы организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры;

3) устанавливают надбавки к ценам (тарифам) для потребителей.

Частью 2 статьи 5 Федерального закона N 210-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение.

Таким образом, из выше приведенных норм следует, что представительный орган местного самоуправления вправе устанавливать надбавки к ценам (тарифам) для потребителей.

Суд первой инстанции правомерно указал, что тарифы установлены структурному подразделению организации коммунального комплекса, с превышением полномочий, предоставленных частью 1 статьи 5 Федерального закона N 210-ФЗ.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 4 Федерального закона N 210-ФЗ установление предельных индексов в среднем по субъектам Российской Федерации относится к компетенции федерального органа исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок. Данный орган вправе установить только индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с предельными индексами, установленными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок, устанавливают предельные индексы по муниципальным образованиям до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год (пункт 3 статьи 4 Федерального закона N 210-ФЗ).

Согласно подпунктам 6 и 7 пункта 2 статьи 5 Федерального закона N 210-ФЗ представительные органы муниципальных образований осуществляют расчет цен (тарифов) для потребителей и устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования.

Таким образом, судом правильно отмечено, что указанный Федеральный закон использует понятие предельных индексов, под которыми понимаются устанавливаемые в среднем по субъектам Российской Федерации и (или) по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, выраженные в процентах индексы максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, действующих на конец текущего финансового года.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2001 N 609 "О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов" предусмотрено, что тарифы, установленные органом местного самоуправления, должны быть экономически обоснованными в отношении всех групп потребителей.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 5 статьи 4 Федерального закона N 210-ФЗ органы регулирования субъектов Российской Федерации регулируют тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в случаях, если потребители, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, находятся в границах нескольких городских округов или нескольких городских, сельских поселений, расположенных на территориях нескольких (одного) муниципальных районов (муниципального района) субъекта Российской Федерации, и потребители каждого из этих муниципальных образований потребляют не более 80 процентов (в натуральном выражении) товаров и услуг этой организации коммунального комплекса.

Обжалуемые постановления главы  МО «Аксарайский сельсовет» соответствуют действующему законодательству в области государственного регулирования тарифов, поскольку потребители, обслуживаемые с использованием системы коммунальной инфраструктуры расположены как на территории  данного муниципального образования, так и в других территориальных единицах.

При данных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что поскольку более 80 процентов услуг водоснабжения, оказываемых ООО «Газпромэнерго» с помощью единой системы коммунальной инфраструктуры, потребляют лица, находящиеся на территории МО «Аксарайский сельсовет», то в с илу требований части 3 статьи 5 Федерального закона № 210-ФЗ такой тариф для организаций коммунального комплекса вправе устанавливать орган регулирования муниципального образования «Аксарайский сельсовет».

Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного  рассмотрения спора обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями к отмене принятого решения.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд      

ПОСТАНОВИЛ:

 

Решение арбитражного суда Астраханской области от 3 февраля 2009 года по делу № А06-6684/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу службы по тарифам Астраханской области - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                                                             И.И. Жевак

Судьи                                                                                                           Л.Б. Александрова

                                                                                                                      Т.С. Борисова

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2009 по делу n nА12-16583/08-С22. Отменить решение полностью и принять новый с/а  »
Читайте также