Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2008 по делу n А06-5461/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

 

 ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, Россия, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74

 =============================================================

 

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

 

г. Саратов                                                                                                

«01» февраля 2008 года                                                               Дело № А06-5461/2007-24

 

Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2008 года.

Полный текст постановления изготовлен 01 февраля 2008 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Борисовой Т.С.,

судей: Александровой Л.Б., Акимовой М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сальниковой Д.А.,

с участием:

представителя общества с ограниченной ответственностью «Астраханьгазсрой», действующего на основании доверенности № 2328 от 17.09.2007 г. Пронина И.А.,

представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы  № 1 по Астраханской области, действующего на основании доверенности № 03-18/459 от 15.01.2008 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Астраханьгазстрой», п. Аксарайский Красноярского района Астраханской области,

на решение Арбитражного суда Астраханской области от 23 ноября 2007 года по делу № А06-5461/2007-24, принятое судьей Мирекиной Е.И.,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Астраханьгазстрой»,                            п. Аксарайский Красноярского района Астраханской области,

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Астраханской области, с. Красный Яр Красноярского района Астраханской области,

о признании незаконным действия и бездействия налогового органа по вопросу ведения карточки лицевого счета в части пени по транспортному налогу,

 

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «Астраханьгазстрой» (далее – ООО «Астраханьгазстрой», Общество) обратилось в суд с заявлением о признании незаконными действия налогового органа по начислению пени по транспортному налогу за 2004 год в размере 23093,83 рублей и бездействия налогового органа, выразившегося в не проведении корректировки в сторону уменьшения по лицевому счету налогоплательщика начисленной за 2005 год пени в размере 38 672,15 рублей. В обоснование заявленных требований ООО «Астраханьгазстрой» указало, что решением Арбитражного суда Астраханской области от 05 октября 2006 года по делу № А06-4982/2006-24 признано недействительным требование Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Астраханской области (далее - Межрайонная ИФНС №1 по Астраханской области) № 3715 от 02.05.2006 г. в части начисления к уплате пени по транспортному налогу в сумме 38672,15 руб. Однако до настоящего времени указанная сумма пени не списана  с лицевого счета налогоплательщика. По мнению ООО «Астраханьгазстрой», налоговый орган проявляет бездействие, чем нарушает права Общества на достоверную информацию. Кроме того, на лицевом счете числится пеня по транспортному налогу за 2004 год в сумме 23093,83 руб. По мнению налогоплательщика, законодательством о налогах и сборах установлены отчетные периоды по уплате транспортного налога с 2006 года, а потому действия налогового органа по начислению пени по транспортному налогу за 2004 год в сумме 23093,83 рублей являются незаконными, в связи с чем, указанная сумма пени подлежит списанию.

Решением Арбитражного суда Астраханской области от 23 ноября 2007 года в удовлетворении требований ООО «Астраханьгазстрой» отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО «Астраханьгазстрой» обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым требования Общества удовлетворить. Заявитель жалобы считает ошибочными выводы суда первой инстанции о  том, что лицевой счет налогоплательщика является внутренним документом налогового органа, а также о пропуске ООО «Астраханьгазстрой» срока обжалования действий налогового органа по начислению пени по транспортному налогу за 2004 год.

Межрайонная ИФНС №1 по Астраханской области представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором указала, что, по мнению налогового органа, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, апелляционную жалобу ООО «Астраханьгазстрой» – без  удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.

В судебном заседании представители ООО «Астраханьгазстрой», Межрайонной ИФНС №1 по Астраханской области поддержали соответственно доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее.

Выслушав участников процесса, изучив и исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для  удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, 09 июля 2007 года ООО «Астраханьгазстрой»в налоговом органе по месту учета получена справка о состоянии расчетов с бюджетом по состоянию на 01.07.2007 года. (л.д.8-10)

На странице 3 данной справки у налогоплательщика числится недоимка по пене по транспортному налогу в сумме 62 676,69 рублей. (л.д. 9)

Судом установлено и не оспаривается налоговым органом, что сумма пени в размере 23 093,83 руб. начислена за 2004 год и 38672,15 руб. - за 2005 год, в связи с уплатой транспортного налога в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

ООО «Астраханьгазстрой» выставлены требования на уплату начисленной пени по транспортному налогу № 3309 от 10.03.2005 года и № 3715 от 02.05.2006 года. (л.д. 13, 63-64)

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц обладают организации, если полагают, что действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

Как установлено судом, налоговый орган направил требование № 3309 от 10.03.2005 года в адрес ООО «Астраханьгазстрой», которым письменно известил налогоплательщика о наличии пени по транспортному налогу за 2004 год, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму пени.

Указанное требование получено ООО «Астраханьгазстрой» 14 марта 2005 года, что подтверждается наличием в материалах дела уведомления. (л.д. 63-65)

Данное требование № 3309 от 10.03.2005 года, в том числе, в части начисления пени по транспортному налогу за 2004 год, налогоплательщик в установленные законом порядке и сроки не обжаловал.

Довод апелляционной жалобы о том, что требование № 3309 от 10.03.2005 года  не является извещением налогоплательщика о пене по транспортному налогу за 2004 год, суд не может принять во внимание, так как обжалуемая сумма пени указана именно в данном требовании, которое получено Обществом более двух лет назад, а, следовательно, о действиях налогового органа по начислению спорной суммы пени по транспортному налогу за 2004 год налогоплательщику стало известно со дня получения данного требования, то есть с 14 марта 2005 года. 

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно сделал вывод о том, что налогоплательщик обратился за обжалованием действий налогового органа по начислению пени по транспортному налогу за 2004 год по истечении более двух лет, то есть с пропуском установленного законом срока.

Уважительных причин, не позволивших в установленный законом срок реализовать право на судебную защиту, ООО «Астраханьгазстрой» не представило.

Следует отметить, что действия (бездействие) налогового органа, связанные с использованием сведений, содержащихся в лицевом счете налогоплательщика по конкретным налогам, пеням, которые налогоплательщик считает недостоверными, могут быть оспорены им в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации и Арбитражным процессуальным кодексом.

Однако ООО «Астраханьгазстрой» не представлено суду доказательств, подтверждающих, что налоговым органом предпринимались какие-либо действия (бездействия), связанные с использованием содержащихся в лицевом счете ООО «Астраханьгазстрой» сведений, в частности по начисленной сумме пени по транспортному налогу за 2004 год,.

Само по себе наличие в документе внутриведомственного учета сведений о налоговых платежах, суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика, поскольку не устанавливает каких-либо обязанностей по их уплате, не является основанием для взыскания платежей, а, следовательно, не влечет за собой негативных последствий для налогоплательщика.

Доводы ООО «Астраханьгазстрой» о том, что сведения справки о состоянии расчетов от 09 июня 2007 года не позволили ему получить кредит в банке и принять участие в конкурсе на выполнение работ по капитальному ремонту здания Центра, не нашли своего подтверждения в судах первой и апелляционной инстанций.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворении требований  ООО «Астраханьгазстрой» о признании незаконными действия налогового органа по начислению пени по транспортному налогу за 2004 год в размере 23093,83 рублей и бездействии налогового органа, выразившегося в не проведении корректировки в сторону уменьшения по лицевом счету налогоплательщика начисленных пени по транспортному налогу за 2004 год в размере 23093,83 рублей.

Относительно требования № 3715 от 02.05.2006 года, судом апелляционной инстанции установлено, что оно было оспорено ООО «Астраханьгазстрой» в Арбитражном суде Астраханской области.

Решением Арбитражного суда Астраханской области от 05 октября 2007 года признано недействительным требование № 3715 от 02.05.2006 года  в части начисления к уплате пени по транспортному налогу в сумме 38672,15 руб. (л.д. 16)

Из решения суда следует, что начисление пени возможно только по итогам отчетных периодов, «оспариваемое требование не соответствует положениям статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку не содержит сведений, позволяющих установить основания образования и выявления недоимки по налогам, из его содержания невозможно установить, за какой период начислены пени».

Таким образом, суд в решении от 02.05.2006 года  по делу № А06-4982/2006-24, установив нарушение налоговым органом норм статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации, послужившее основанием для признания недействительными этого требования, не сделал вывод об отсутствии задолженности Общества перед бюджетом по уплате транспортного налога и пени за 2005 год и не обязал налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем внесения соответствующих изменений в карточки лицевых счетов.

На основании статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается:

1)   с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора;

2)   с возникновением обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и (или) сборах связывает прекращение обязанности по уплате данного налога и сбора;

3) со   смертью   налогоплательщика   или   с   признанием   его   умершим   в   порядке, установленном  гражданским  законодательством  Российской  Федерации.  Задолженность поимущественным налогам умершего лица либо лица, признанного умершим, погашается в пределах стоимости наследственного имущества;

4)        с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетами (внебюджетными фондами) в соответствии со статьей 49 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Указанную обязанность налогоплательщик обязан исполнить самостоятельно в силу статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации.

Принудительное взыскание налога налоговый орган производит в соответствии со статьями 46, 47, 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок.

Требование об уплате налога является письменным извещением о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.

Признание судом недействительным требование об уплате налогов и пени не указано в законодательстве о налогах и сборах в качестве основания прекращения обязанности по уплате налогов и пени.

Лицевой счет, который ведется налоговым органом, является формой внутреннего контроля, осуществляемого налоговым органом во исполнение ведомственных документов.

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2008 по делу n А57-5229/07-4-20. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также