Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2009 по делу n А12-8385/08. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, Россия, г. Саратов,  ул. Первомайская, д. 74

 

===============================================================

Именем Российской Федерации

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Саратов                                                                           Дело № А12-8385/08

 

резолютивная часть постановления оглашена  28 января 2009 года

в  полном объеме постановление изготовлено 28 января 2009 года

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Клочковой Н.А., судей Агибаловой Г.И., Никитина А.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Судаковой Н.В.,

при участии в судебном заседании представителей сторон:

лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Клетского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области на решение арбитражного суда Волгоградской  области от 01 августа 2008 года по делу № А12-8385/08-С53, судья Савченко Н.А.,

по иску первого заместителя прокурора Волгоградской области

к 1. Территориальному управлению Клетского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области,

2. ОАО «Акционерный коммерческий Сберегательный банк РФ» в лице филиала – Калачевского отделения № 3952,

Третьи лица: Центральный банк РФ в лице Главного управления ЦБ РФ по Волгоградской области,

Комитет бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области,

О признании недействительным договора на ведение банковского счета № 26 от 09.03.2007 и применении последствий недействительности сделки,

У С Т А Н О В И Л:

 

Первый заместитель прокурора Волгоградской области обратилась в арбитражный суд Волгоградской области с иском о признании недействительным (ничтожным) договора № 26 банковского счета №40116810611240000024, заключенного 09 марта 2007 года между ОАО «Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации», в лице филиала Калачевского отделения №3952 Сбербанка России и Территориальным управлением Клетского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области , а также  применении последствий недействительности ничтожной сделки путем закрытия указанного счета. 

Решением арбитражного суда Волгоградской области от 01 августа 2008 года  исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Ответчик, Территориальное управление Клетского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда Волгоградской области от 01 августа 2008 года отменить, принять по делу новое решение об отказе в исковых требованиях.

Заявитель жалобы указывает, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.

Исследовав материалы дела,  изучив доводы апелляционной жалобы, в открытом судебном заседании апелляционная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Как следует из материалов дела, между ОАО «Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации», в лице  филиала Калачевского отделения  №3952 и Территориальным управлением Клетского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области, заключен договор №26 банковского счета, на основании которого открыт счет №40116810611240000024 для осуществления расчетно–кассового обслуживания клиента в соответствии с действующим законодательством (л.д.12-16).

В соответствии со ст. 152 Бюджетного кодекса РФ органы исполнительной власти являются участниками бюджетного процесса. Согласно ст.3 Закона Волгоградской области «О системе органов исполнительной власти Волгоградской области» в систему органов исполнительной власти Волгоградской области входит Комитет бюджетно-финансовой политики и казначейства.

Статья 215 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает, что в Российской Федерации устанавливается казначейское исполнение бюджетов.

В силу ст. 216 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающей принцип единства кассы, зачисление всех доходов бюджета (в том числе и местного) и осуществление всех расходов бюджета может производиться только с единого счета бюджета, что исключает возможность открытия уполномоченными органами и учреждениями муниципального образования каких – либо бюджетных счетов в банковских учреждениях помимо единого счета бюджета муниципального образования.

Из спорного договора не следует, что открытый  ответчиками в коммерческом банке счет №40116810611240000024 является единым счетом бюджета Территориального управления Клетского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области, следовательно, договор противоречит  требованиям статьи 216 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 155 Бюджетного кодекса Российской Федерации счета бюджетов обслуживает Банк России.

Виды операций со средствами бюджета приведены в статье 156 Бюджетного кодекса Российской Федерации,  согласно которой кредитные организации могут, в частности выполнять функции Банка России, предусмотренные пунктом 2 статьи 155 данного Кодекса, в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций.

В целях управления средствами федерального бюджета, государственным долгом и совершения платежей Территориальному управлению Клетского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области предоставлено право открывать и закрывать иные счета федерального бюджета.

Счета Территориального управления Клетского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области в Банке России и кредитных организациях ведутся на основании договоров, заключаемых и исполняемых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных гражданским кодексом.

Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что единый счет бюджета Территориального управления Клетского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области подлежит открытию только в учреждениях Банка России.

В силу пункта 2 статьи 156  Бюджетного кодекса Российской Федерации,  а также пункта 3 Постановления Конституционного Суда РФ от 17 июня 2004 года №12-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 155, пунктов 2 и 3 статьи 156 и абзаца двадцать второго статьи 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации…» «соответствующей территорией» следует понимать  как территорию  одного субъекта Российской Федерации  или территорию  муниципального образования (если в них действуют территориальное учреждение Банка России по данному субъекту Российской Федерации   и (или) подразделения расчетной сети на территории муниципального образования), так и территория нескольких субъектов Российской Федерации   или территория определенного числа муниципальных образований (если в соответствующих территориальных границах действуют территориальной учреждение Банка России по нескольким субъектам Российской Федерации   и  (или) подразделения расчетной сети, деятельность которых распространяется на территорию определенного числа муниципальных образований)».

В соответствии со статьей 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации  Комитет бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области в лице Территориального управления Клетского муниципального района является получателем бюджетных средств.

Суд первой инстанции правомерно установил, что на территории г. Калача-на- Дону Волгоградской области имеется учреждение Банка России – расчетно-кассовый центр г. Калача-на-Дону Главного Управления Центрального Банка РФ по Волгоградской области (что не оспаривается ответчиками), и что данное учреждение  способно осуществлять функции по обслуживанию счета бюджета бюджетных организаций и органов местного самоуправления, расположенных на территории Клетского района.

Данный вывод основан на имеющихся в деле доказательствах (л.д.17).

Поэтому вывод суда о том, что договор банковского счета №26 заключен в нарушение части 2 статьи 156 Бюджетного кодекса Российской Федерации является обоснованным.

В соответствии со статьей 18 Закона о конкуренции, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания следующих финансовых услуг, в том числе открытие и ведение банковских счетов юридических лиц, осуществление расчетов по этим счетам.

Как следует из материалов дела, конкурс на выбор кредитно-банковской организации на обслуживание счетов не проводился.

Суд первой инстанции закономерно, в соответствии со статьями 167, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, признал заключенный ответчиками договор №26 банковского счета ничтожной сделкой и применил последствия недействительности данной сделки путем возложения на банк обязанности закрыть банковский счет №40116810611240000024, открытый во исполнение ничтожной сделки.

Оснований для отмены либо изменения принятого по делу решения судебная коллегия не находит.

            Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения, решение  суда первой инстанции – без изменения.

Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный  апелляционный      суд

 

П О С Т А Н О В И Л:

Решение арбитражного суда Волгоградской области от 01 августа 2008 года по делу № А12-8385/08 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Взыскать с Территориального управления Клетского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 500 рублей.

Исполнительный лист выдать в порядке, предусмотренном статьей 319 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации.

Направить копии постановления арбитражного суда апелляционной инстанции лицам, участвующим в деле, в соответствии с требованиями пункта 4 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через суд, принявший решение.

Председательствующий                                                              Н.А. Клочкова

 

Судьи:                                                                                             Г.И. Агибалова

 

                                                                                                          А.Ю. Никитин

 

 

                                                                                                         

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2009 по делу n А12-13764/08. Оставить определение без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также