Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2015 по делу n А12-16112/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: [email protected]

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

 

г. Саратов

Дело №А12-16112/2015

 

22 октября 2015 года

Резолютивная часть постановления объявлена                    «21»  октября 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен                             «22»  октября 2015 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Шалкина В.Б.,

судей Борисовой Т.С., Дубровиной О.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания  Барышниковой В.А.,

при участии в судебном заседании представителя открытого акционерного общества «Волгоградгоргаз» – Четырина И.С. по доверенности от 12.01.2015 № 9,

в отсутствие иных участников процесса, уведомлённых надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Волгоградгоргаз» на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 13 июля 2015 года по делу № А12-16112/2015 (судья Чурикова Н.В.) по исковому заявлению открытого акционерного общества «Волгоградгоргаз» (ИНН 3434000560, ОГРН 1023403434010) к комитету земельных ресурсов администрации Волгограда (ИНН 3444114679, ОГРН 1043400321744), департаменту финансов администрации Волгограда (ИНН 3444056709, ОГРН 1023403440675), комитету по управлению государственным имуществом Волгоградской области (ИНН 3444054540, ОГРН 1053444031299), комитету финансов Волгоградской области (ИНН 3444130624, ОГРН 1063444006922) о взыскании денежных средств, третье лицо: администрация Волгограда,

 

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество «Волгоградгоргаз» (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к комитету земельных ресурсов администрации Волгограда, департаменту финансов администрации Волгограда, комитету по управлению государственным имуществом Волгоградской области, комитету финансов Волгоградской области о взыскании 861 348 руб. 84 коп. неосновательного обогащения в виде переплаты по договору аренды №238-В от 20.02.2013 за период с 22.01.2013 по 31.03.2015, а также расходов по оплате госпошлины.

При рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ ОАО «Волгоградгоргаз» неоднократно уточнялись, окончательно истец просил взыскать 866 712 руб. 67 коп. неосновательного обогащения в виде переплаты по договору аренды №238-В от 20.02.2013 за период с 22.01.2013 по 31.03.2015 из которых: 805 884 руб. 85 коп. с Волгоградской области в лице комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области и 60 827 руб. 82 коп. с муниципального образования городской округ город – герой Волгоград в лице комитета земельных ресурсов администрации Волгограда.

В соответствии со ст. 49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.

Ходатайство истца судом первой инстанции рассмотрено и удовлетворено, поскольку не нарушает права и интересы других лиц.    

 При рассмотрении дела в суде первой инстанции комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области заявил ходатайство о процессуальном правопреемстве указанного ответчика на администрацию Волгограда.

Заявление о процессуальном правопреемстве истец мотивирует перераспределением функций по распоряжению неразграниченными земельными участками между правительством Волгоградской области в лице министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области и администрацией города Волгограда, к последнему перешли права и обязанности Арендодателя в соответствии с договорами аренды, а также в связи с осуществлением юридическими лицами и гражданами фактического использования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

Так, согласно ст. 1 Закона Волгоградской области от 06.04.2012 № 33-ОД «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городе Волгограде - административном центре Волгоградской области» (далее также - Закон Волгоградской области № 33-ОД) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися в городе Волгограде - административном центре Волгоградской области, осуществляется органом исполнительной власти Волгоградской области, определяемым Правительством    Волгоградской области - Министерством по управлению государственным имуществом Волгоградской области (Постановление Правительства Волгоградской обл. от 17.04.2012 N 28-п).

В соответствии с Законом Волгоградской области от 19.12.2014 г. № 175-ОД «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления городского округа город-герой Волгоград и органами государственной власти Волгоградской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, и признании утратившими силу отдельных законов Волгоградской области» Закон Волгоградской области № 33-ОД утратил силу с 01.01.2015г.

С 01.01.2015 г., в силу Закона Волгоградской области от 19.12.2014 г. № 175-ОД, к Администрации г. Волгограда перешли все права и обязанности Мингосимущества (арендодателя) по договорам аренды земельных участков, (за исключением договоров аренды земельных участков, предоставленных для строительства), существующие по состоянию на 01.01.2015 г.

Вместе с тем, в рассматриваемом случае, земельный участок с момента заключения договора аренды, предоставлен под строительство головного газорегуляторного пункта.

Назначение земельного участка было изменено сторонами 26.02.2014, что подтверждается дополнительным соглашением №2/128 подписанным сторонами.

Таким образом, земельный участок с 26.02.2014 используется под эксплуатацию объекта недвижимости.

В соответствии с частью 1 статьи 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.

Из правового смысла данной нормы следует, что процессуальное правопреемство представляет собой переход процессуальных прав и обязанностей от одного лица к другому в связи с одним и тем же материальным правоотношением. Процессуальное правопреемство осуществляется судом путём замены стороны в споре её правопреемником и возникает на основании материально-правового правопреемства.

Следовательно, для принятия решения о замене комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области на Администрацию Волгограда в порядке процессуального правопреемства необходимо установить, что полномочия, касающиеся спорных правоотношений, переданы от одного органа государственной власти другому.

Принимая во внимание, что в рассматриваемый период стороной по договору являлся, в том числе и Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области, в заявлении о процессуальном правопреемстве обоснованно отказано судом первой инстанции.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области суда от 13 июля 2015 года по делу № А12-16112/2015 открытому акционерному обществу «Волгоградгоргаз» в удовлетворении исковых требований отказано.

С открытого акционерного общества «Волгоградгоргаз» взыскано в доход федерального бюджета 107 руб. 27 коп. государственной пошлины.

Не согласившись с принятым судебным актом, открытое акционерное общество «Волгоградгоргаз» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, по основаниям, изложенным в жалобе, принять по делу новый судебный акт, которым  удовлетворить исковые требования.

           В обоснование апелляционной жалобы истец указывает, что судом первой инстанции необоснованно отказано в удовлетворении исковых требований, расчет арендной платы по договору должен рассчитываться с учетом приказа Минэкономразвития России от 14.01.2011 № 9.

Департамент финансов администрации Волгограда в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представил суду апелляционной инстанции письменный отзыв, в соответствии с которым находит обжалуемый судебный акт законным и обоснованным и не подлежащим отмене.

Проверив законность вынесенного судебного акта, изучив и исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в пределах, установленных статьёй 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к следующим выводам.

            Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, между министерством по управлению государственным имуществом Волгоградской области (Арендодатель) и открытым акционерным обществом «Волгоградгоргаз» (Арендатор) был подписан договор №237-В от 20.02.2013, по условиям которого истец предоставляет, а ответчик принимает в пользование на условиях аренды земельный участок, кадастровый номер 34:34:020016:202, общей площадью 4222 кв.м., расположенный по адресу: г. Волгоград, ул. Хрустальная, для строительства головного газорегуляторного пункта.

            В соответствии со ст. 609 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

            Согласно ст. 607 ГК РФ в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи). При этом в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды.

            Факт передачи земельного участка подтверждается актом приема – передачи подписанным сторонами 20.02.2013.

            В соответствии с ч. 1 ст. 610 ГК РФ договор аренды заключается на срок, определенный договором.

            По условиям договора срок аренды определен сторонами на 11 месяцев и распространяет свое действие на отношения сторон возникшие с 22.01.2013.

            Дополнительным соглашением №2/128 от 26.02.2015 назначение земельного участка было изменено «для размещения промышленных объектов».

            Статьей 65 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным.

            В соответствии со ст. 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить арендную плату. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах.

            Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды.

            Учитывая пункт 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

            В пункте 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

            Порядок определения размера арендной платы, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

            Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации.

            Во исполнение требований ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2009 №582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации».

            В соответствии с п. 5 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 №582 арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации, в отношении земельных участков, которые предоставлены без проведения торгов для размещения:

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2015 по делу n А12-30686/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также