Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2015 по делу n А57-11536/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: [email protected]

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

 

г. Саратов

Дело №А57-11536/2015

 

17 сентября 2015 года

Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 17 сентября 2015 года.

                                                                             

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Волковой Т. В.,

судей Антоновой О.И., Никитина А.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Самойловой Д.В., 

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Саратовской области

на решение Арбитражного суда Саратовской области от 01 июля 2015 года по делу №А57-11536/2015 (судья Волкова М.А.)

по иску Министерства сельского хозяйства Саратовской области, г. Саратов, (ОГРН 1036405514090),

к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Шапкарину Александру Николаевичу (г. Новоузенск Саратовской области, ОГРНИП 312641328500031)

о взыскании субсидии,

при участии в судебном заседании:

от Министерства сельского хозяйства Саратовской области представитель Яворек Дмитрий Ярославович по доверенности №03-03-03-2348 от 12.05.2015 года, выданной сроком на год,

от индивидуального предпринимателя Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Маняхина Юрия Васильевича представитель Боровинский Дмитрий Владимирович по доверенности от 18.05.2015 года, выданной сроком на год,

УСТАНОВИЛ:

в Арбитражный суд Саратовской области обратилось Министерство сельского хозяйства Саратовской области (далее Министерство, истец) с исковым заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Шапкарина Александра Николаевича (далее предприниматель, ответчик) денежных средств, полученных в виде субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства в размере 256 271 руб., из них в доход бюджета Российской Федерации 172 201 руб., в доход бюджета Саратовской области 84 070 руб.

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 01 июля 2015 года в удовлетворении иска отказано.

Министерство, не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, иск удовлетворить.

Заявитель апелляционной жалобы полагает, что предпринимателем нарушены условия, установленные при предоставлении субсидии согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Предприниматель в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представил в материалы дела отзыв на апелляционную жалобу, в котором возражает против доводов апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании представители сторон поддержали свою правовую позицию, дали пояснения.

Законность и обоснованность принятого решения проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, установленным статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав письменные материалы дела, проверив правильность применения арбитражным судом норм  материального права и соблюдение норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Постановлением Правительства Саратовской области от 21.02.2014 №100-П «Об утверждении Положения о предоставлении в 2014 году субсидий из областного бюджета на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства» утверждено Положение о предоставлении в 2014 году субсидий из областного бюджета на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства (далее Положение), которое определяло категории и критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) и индивидуальных предпринимателей, физических лиц (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), имеющих право на получение субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, цели, условия предоставления и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

В соответствии с данным Положением в 2014 году предпринимателю на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства предоставлена субсидия в размере 256 271 рублей, в том числе за счет средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета – 172 201 рублей, за счет средств областного бюджета – 84 070 рублей.

Денежные средства получены предпринимателем, что подтверждается платежными поручениями: от 01.09.2014 №60275, от 11.03.2014 №127269, от 14.03.2014 №15732, от 29.08.2014 №20586.

Согласно пункту 2.2.1. заключенного министерством и предпринимателем соглашения о предоставлении субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства получатель субсидии обязан соблюдать условия предоставления субсидии, установленные Положением о предоставлении субсидии.

Согласно пункту 2.2.5. соглашения в случае нарушения условий предоставления субсидий получатель субсидии обязан возвратить в установленном порядке полученные субсидии.

Пунктом 2.1.3. соглашения предусмотрено, что в случае выявления нарушения получателем условий предоставления субсидий принимает меры по возврату полученных субсидий в установленном порядке.

Министерство, полагая, что предпринимателем нарушено условие предоставления субсидии в части предоставления в срок до 01.12.2014 копии акта по проведению сплошного агрохимического и эколого-токсикологического обследования, установленное Положением о предоставлении субсидии, обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным исковым требованием.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении иска, правомерно руководствовался следующим.

На основании части 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.

Согласно части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Пункт 3 части 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.

Так, согласно подпункту «б» пункта 18 Положения в случае нарушения получателем субсидий условий предоставления субсидий министерство в течение 5 рабочих дней со дня принятия правового акта, предусмотренного подпунктом «а», направляет получателю субсидии письменное требование о возврате средств субсидии с приложением копии указанного акта и платежных реквизитов для осуществления возврата средств субсидии.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 18 Положения в случае нарушения получателем субсидий условий предоставления субсидий получатель субсидии обязан в течение 15 календарных дней со дня получения требования возвратить средства субсидии в областной бюджет.

Вместе с тем, по мнению судебной коллегии, из буквального толкования пункта 8 Порядка следует, что условие предоставлении в срок до 01.12.2014 копии акта по проведению сплошного агрохимического и эколого-токсикологического обследования не является условием, установленным для предоставления субсидии. Данное условие непосредственно связано с установленным пунктом 9 Порядка перечнем документов, необходимых для получения субсидии.

Согласно пункту 11 Порядка основанием для отказа заявителю в представлении субсидий является, в том числе предоставление неполного пакета документов, предусмотренного пунктом 9 Положения.

Однако, как следует из материалов дела, предпринимателю в предоставлении субсидии истцом не оказано.

В связи с вышеизложенным, судебная коллегия находит правомерным вывод суда об отказе в удовлетворении иска.

При указанных обстоятельствах судебная коллегия считает, что при рассмотрении заявленного иска по существу суд первой инстанции полно всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем, у судебной коллегии нет основании? для изменения или отмены судебного акта.

Апелляционная жалоба министерства удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 01 июля 2015 года по делу №А57-11536/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                             Т.В. Волкова

Судьи                                                                                                                           О.И. Антонова

                                                                                                                  А.Ю. Никитин

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2015 по делу n А57-11543/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также