Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2015 по делу n А12-14678/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А12-14678/2015

 

04 августа 2015 года

Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 04 августа 2015 года.

                                                          

     Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего - судьи А.Ю. Никитина,

судей С.А. Жаткиной, О.И. Антоновой,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Д.В. Самойловой,

рассмотрев  в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 21 мая 2015 года по делу № А12-14678/2015, (судья Прудникова Н.И.),

по иску администрации Громковского сельского поселения Руднянского муниципального района Волгоградской области (ИНН3425004737, ОГРН 1053478207969 , 403616, Волгоградская область, Руднянский район, с. Громки, Ерзовка, д.5)

к Комитету транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области (ИНН 3444080684, ОГРН 1023403453072,400131, г. Волгоград, ул. Коммунистическая, 5),

с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Комитета финансов Волгоградской области (ИНН3444130624, ОГРН 1063444006922, 400066, г. Волгоград, ул. Порт-Саида,7),

Общества с ограниченной ответственностью «Спецдорстрой» (ИНН 3403017980, ОГРН 1023405372726, 403003, Волгоградская область, пгт Городище, ул. Центральная, 101)

о взыскании долга

при участии в заседании:

лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом в порядке части 1 статьи 122, части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

У С Т А Н О В И Л:

 

В арбитражный суд Волгоградской области обратилась Администрация Громковского сельского поселения Руднянского муниципального района Волгоградской области с исковыми требованиями к Комитету транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области о взыскании задолженности по соглашению №398-14 от 05.11.2014 в размере 770.774,22 руб.

Решением от 21 мая 2015 года Арбитражного суда Волгоградской области по делу № А12-14678/2015 с Волгоградской области в лице Комитета   транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области  за счет средств дорожного фонда Волгоградской области в пользу администрации Громковского сельского поселения Руднянского муниципального района Волгоградской области взыскано 770.774,22 рублей по соглашению №398-14 от 05.11.2014.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Комитет транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное.

Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд  считает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, постановлением Правительства Волгоградской области от 17.09.2014. № 524-п утверждено распределение субсидий бюджетам муниципальных образований Волгоградской области на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения на 2014 год.

В пункте 17.3 данного постановления предусмотрено выделение  сельскому поселению 778,6 тыс. руб. в виде субсидии на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения за счет средств дорожного фонда.

В Законе Волгоградской области №181-ОД от 27.12.2012г. «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» средства дорожного фонда на 2013год утверждены (часть 5 статьи 7, Приложение №8).

В соответствии со статьей 1 Закона Волгоградской области от 07.11.2011 № 2246-ОД «О дорожном фонде Волгоградской области» дорожный фонд Волгоградской области - это часть средств областного бюджета, подлежащая использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования (за исключением автомобильных дорог федерального значения), а также капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов.

Средства дорожного фонда имеют специальное назначение и не подлежат изъятию или расходованию на нужды, не связанные с финансовым обеспечением дорожной деятельности и дорожного хозяйства в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Волгоградской области.

Между Министерством транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области, Администрацией Руднянского муниципального района Волгоградской области, администрациями сельских и городских поселений данного района, в том числе и администрацией Громковского сельского поселения Руднянского муниципального района Волгоградской  области            заключено соглашение      №398-14  от 05.11.2014  о предоставлении в 2014 году субсидий бюджетам муниципальных образований Руднянского муниципального района Волгоградской области на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения за счет средств дорожного фонда Волгоградской области.

В пункте 1.2 соглашения указано, что Министерство транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области направляет в 201 4 году субсидии на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в бюджет Громковского сельского поселения в сумме 778.580 руб.

При этом истец обязан направить средства бюджета поселения на долевое финансирование работ в сумме 8000 руб. (пункт 1.4 соглашения).

В Приложении №2 в соглашению указан перечень софинансируемых дорожных работ.

Истец свои обязательства исполнил.

Им был заключен муниципальный контракт №012930001441000002-0099130-01 подрядчиком ООО «Спецдорстрой». Подрядчиком работы выполнены на сумму 778.713,20 руб..

Задолженность перед ООО «Спецдорстрой» истцом не погашена.

По утверждению истца, до настоящего времени ответчиком финансирование выполненных работ по ремонту дорожного покрытия в соответствии с соглашением №398-14 от 05.11.2014не произведено.

Условия и цели расходования субсидий, выделяемых на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в 2014 году были определены Постановлением Правительства Волгоградской области от 14.02.2014 №79-п в «Порядке предоставления и расходования субсидий, выделяемых бюджетам муниципальных образований Волгоградской области за счет средств дорожного фонда Волгоградской области» (далее - Порядок №79-п).

В Порядке №79-п установлено, что предоставление субсидий осуществляется в пределах средств, предусмотренных законом об областном бюджете на текущий финансовый год и на плановый период, в том числе за счёт средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета (пункт 1.3).

Распределение субсидий между муниципальными образованиями Волгоградской области производится в соответствии с настоящим Порядком и утверждается нормативным правовым актом Правительства Волгоградской области (пункт 1.4).

Предоставление субсидий осуществляется при условии обеспечения софинансирования расходных обязательств за счёт средств бюджетов муниципальных образований в размере 20 процентов от стоимости работ по строительству (реконструкции) автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием, подлежащих выполнению в текущем году (пункт 1. 5).

В соответствии с пунктом 1.9 Порядка №79-п контроль за целевым использованием субсидий осуществляют органы финансового контроля в соответствии с действующим законодательством.

Согласно определениям по статье 6 Бюджетного кодекса:

-      бюджетные обязательства - это расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году;

-      расходные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета;

-      публичные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом расходные обязательства публично-правового образования перед физическим или юридическим лицом, иным публично-правовым образованием, подлежащие исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный указанным законом, актом порядок его определения (расчета, индексации).

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области, исходя из положений статьи 161 БК РФ, по статусу приравнивается к казенному учреждению.

Таким образом, на основании положений статьи 139 БК РФ, Закона Волгоградской области об областном бюджете на 2013 год и соглашения №398-14 от 05.11.2014 у Волгоградской области в лице Комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области перед Громковским сельским поселением в лице администрации возникли бюджетные, расходные и публичные обязательства.

По общему правилу статьи 5 БК РФ, Закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года (если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и, или законом/решением о бюджете).

В соответствии с пунктом 1 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря, за исключением операций, указанных в пункте 2 настоящей статьи.

Таким образом, обязательства по перечислению истцу субсидии должны были быть исполнены до 31 декабря 201 4 года.

Фактически субсидия из областного бюджета в бюджет Громковского сельского поселения не перечислена.

Каких-либо изъятий в отношении требований, вытекающих из договоров, предметом которых являются бюджетные средства, Гражданским кодексом Российской Федерации не предусмотрено.

Нормы бюджетного законодательства не исключают, а, напротив, предполагают регулирование отношений, предусматривающих бюджетное финансирование, нормами гражданского законодательства, если эти отношения основаны на договорах (соглашениях) и вытекающих из них расходных обязательствах (такая правовая позиция изложена в Постановлении ФАС Северо-Западного округа по делу № А21-7019/2012).

В силу части 2 статьи 425 ГК РФ договор, в котором отсутствует условие о том, что окончание срока его действия влечет прекращение обязательств сторон по договору, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.

Следовательно, тот факт, что в Соглашении №398-14 от 05.11.2014указано о его действии до 31.12.2013 само по себе не влечет прекращение обязательства ответчика перечислить в бюджет Фрунзенского сельского поселения причитающуюся субсидию.

Кроме того, в п. 6. 2 соглашения указано, что указанные субсидии могут быть в установленном порядке использованы в очередном финансовом году на те же цели, при наличии потребности в указанных средствах.

В этом случае стороны считают соглашение пролонгированным на очередной финансовый год и распространяют его действие до 31 декабря года, следующего за текущим финансовым годом за исключением пунктов 1.2. и 1.4 соглашения.

Бюджетное обязательство по выплате субсидии не может быть прекращено в одностороннем порядке со ссылкой на отсутствие бюджетного финансирования (или на превышение расходов над доходами бюджета в соответствующем финансовом году).

Не может быть также прекращено уже возникшее расходное бюджетное обязательство принятием впоследствии нормативного акта, отменяющего действие ранее принятого нормативного акта, в соответствии с которым возникло расходное обязательство.

Новая редакция (от 17.09.2014) Порядка №79-п, исключающая пункт 1.6 о погашении кредиторской задолженности за отчетный финансовый год в текущем финансовом году (нормативный правовой акт меньшей юридической силы) не отменяет действия Бюджетного кодекса Российской Федерации и Закона Волгоградской области «О дорожном фонде Волгоградской области», предусматривающих увеличение бюджетных ассигнований дорожного фонда на очередной финансовый год при неиспользовании предусмотренных в законе о бюджете ассигнований в истекшем году.

Кроме того, в силу статьи 133 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Истец в спорной ситуации является участником как бюджетных, так и гражданских правоотношений и обладает в силу закона (статья 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации) правом на получение финансовой помощи из бюджета субъекта Российской Федерации для выравнивания уровня бюджетной обеспеченности, в том числе и для обеспечения финансирования спорных обязательств перед подрядчиком и одновременно своих публичных обязательств перед населением поселения, исходя из предмета ведения органов местного самоуправления и гарантий осуществления своих полномочий, предусмотренных статьей 133 Конституции Российской Федерации, что предусматривает право органов местного - самоуправления на судебную защиту при отсутствии соответствующих денежных средств.

При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.       

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

 

Решение Арбитражного суда Волгоградской  области от 21 мая 2015 года по делу № А12-14678/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через  Арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                           А.Ю. Никитин

Судьи                                                                                                 О.И. Антонова

                                                                                                            С.А. Жаткина

 

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2015 по делу n А06-1520/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также