Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2015 по делу n А57-8736/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: [email protected]

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

 

г. Саратов

Дело №А57-8736/2015

 

30 июля 2015 года

Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 30 июля 2015 года.

                                                          

     Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего - судьи Т.Н. Телегиной,

судей В.А. Камериловой, Н.А. Клочковой

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания                  О.В. Пастуховой,

рассмотрев  в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства социального развития Саратовской области, г. Саратов,

на решение Арбитражного суда Саратовской области от 4 июня 2015 года по делу № А57-8736/2015, принятое судьей Е.В. Пузиной,

по иску общества с ограниченной ответственностью «Трайтек Инфосистемс»,                    г. Саратов, (ОГРН 1026402658017, ИНН 6452080563),

к Министерству социального развития Саратовской области, г. Саратов,                     (ОГРН 1076450011439, ИНН 6452932553),

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство финансов Саратовской области, г. Саратов,

о взыскании 2534375 руб.,

при участии в судебном заседании: от истца – Саранцева Д.Л., представителя, доверенность от 30.12.2014 (ксерокопия в деле), от ответчика – Поляковой И.Н., консультанта правового отдела управления по правовому обеспечению и организационной работе, доверенность от 30.01.2015 № 01-01/558 (ксерокопия в деле),

УСТАНОВИЛ:

в Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью «Трайтек Инфосистемс» с иском к Министерству социального развития Саратовской области о взыскании 2534375 руб., в том числе 2500000 руб. задолженности по оплате оказанных услуг по государственному контракту от                   19 сентября 2014 года № 115-К,  34375 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами на основании статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за период с 17 февраля по 16 апреля 2015 года, а также в возмещение судебных расходов 35672 руб. по уплате государственной пошлины.

     При рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции истец обратился с ходатайством в порядке части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об увеличении размера исковых требований и просил взыскать с ответчика 2561302 руб. 08 коп., в том числе 2500000 руб. задолженности по оплате оказанных услуг по государственному контракту от                  19 сентября 2014 года № 115-К, 61302 руб. 08 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами на основании статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за период с 17 февраля по 3 июня 2015 года.  

     Решением от 4 июня 2015 года Арбитражного суда Саратовской области по делу № А57-8736/2015 исковые требования удовлетворены: с ответчика в пользу истца взыскано  2561302 руб. 08 коп., руб., в том числе  2500000 руб. задолженности по оплате оказанных услуг по государственному контракту от 19 сентября 2014 года № 115-К, 61302 руб. 08 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами на основании статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за период с 17 февраля по 3 июня 2015 года, а также в возмещение судебных расходов 35672 руб. по уплате государственной пошлины.

     Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Министерство социального развития Саратовской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, как незаконное и необоснованное, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

     Заявитель апелляционной жалобы считает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального и процессуального права, выводы, содержащиеся в решении, не соответствуют обстоятельствам дела: источником финансирования данного государственного контракта является бюджет Саратовской области, факт неправомерного удержания денежных средств не доказан, не применены нормы статей 314, 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, требование об оплате долга изложено в претензии от                     25 февраля 2015 года, следовательно, обязанность уплаты наступила через десять дней, не привлечен к участию в деле в качестве ответчика главный распорядитель бюджетных средств на момент возникновения спорных правоотношений или финансовый орган, обладающий необходимыми полномочиями.

     Общество с ограниченной ответственностью «Трайтек Инфосистемс» не представило отзыв на апелляционную жалобу. Представитель общества в суде апелляционной инстанции возражал против доводов апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, т.к. правовых оснований для отмены судебного акта не имеется.

     Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.

     Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выступлениях присутствующих в заседании участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд не считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене по следующим основаниям.

     Как следует из материалов дела, Министерство социального развития Саратовской области (заказчик) и общество с ограниченной ответственностью «Трайтек Инфосистемс» (исполнитель) заключили по результатам открытого конкурса (извещение № 0860200000814000228) на основании протокола от                 26 августа 2014 года № 0860200000814000228 государственный контракт от                      22 сентября 2014 года № 116-К, согласно разделу 1 которого исполнитель обязуется оказать заказчику услугу по сопровождению  автоматизированной информационной системы «Электронный социальный регистр населения Саратовской области» в 2014 году для нужд Министерства социального развития Саратовской области, в порядке и на условиях, предусмотренных конкурсной документацией и контрактом, а заказчик обязуется принять и оплатить надлежащим образом оказанную услугу. Наименование, количество, объем, цена, характеристика услуги указываются в техническом задании (приложение № 1), являющемся неотъемлемой частью контракта, в соответствии с требованиями конкурсной документации.

     Общие положения контракта (срок оказания услуг – с момента заключения договора до 25 декабря 2014 года, место оказания услуг) изложены в разделе 2, цена контракта (2500000 руб., в том числе налог на добавленную стоимость 18%) – в разделе 3, порядок приемки услуги и оформления результатов приемки услуги – в разделе 4 заключенного контракта, права и обязанности сторон – в разделе 5, гарантийные обязательства – в разделе 6, ответственность сторон – в разделе 7, обеспечение исполнения контракта – в разделе 8, порядок разрешения споров – в разделе 9, изменение и прекращение контракта – в разделе 10, уведомления и сообщения, особые условия – в разделе 11, прочие условия контракта – в разделе 12, срок действия контракта – в разделе 13, приложения – в разделе 14, адреса и банковские реквизиты сторон – в разделе 15. К государственному контракту приложены техническое задание. 

     В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

     Статья 307 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное  действие,  как-то:  передать  имущество,  выполнить  работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

     Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.

     На основании статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

     В силу положений статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

    Эффективная судебная защита нарушенных прав может быть обеспечена своевременным заявлением возражений или встречного иска.  Арбитражный суд, рассматривающий дело о взыскании по договору, оценивает обстоятельства, свидетельствующие о заключенности и действительности договора независимо от того, заявлены ли возражения или встречный иск. При подготовке к судебному разбирательству дела о взыскании по договору арбитражный суд определяет круг обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, к которым относятся обстоятельства о соблюдении правил его заключения, наличии полномочий на заключение договора у лиц, его подписавших (пункты 1, 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 июля 2009 года № 57 «О некоторых процессуальных вопросах практики рассмотрения дел, связанных с неисполнением либо ненадлежащим исполнением договорных обязательств»).

     Заключенный сторонами государственный контракт от 19 сентября 2014 года              № 115-К регулируется, как общими положениями гражданского законодательства, так и нормами для отдельных видов обязательств, содержащихся в главе 39 «Возмездное оказание услуг» Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральном законе от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Контракт не признан недействительным или незаключенным в установленном законом порядке.

     Принцип свободы договора предполагает добросовестность действий его сторон, разумность и справедливость его условий, в частности, их соответствие действительному экономическому смыслу заключаемого соглашения.

     Свобода договора предполагает, что стороны действуют по отношению друг к другу на началах равенства и автономии воли и определяют условия договора самостоятельно в своих интересах, при этом не означает, что стороны при заключении договора могут действовать и осуществлять права по своему усмотрению без учета прав других лиц (своих контрагентов), а также ограничений, установленных Кодексом и другими законами.

     В соответствии со статьей 431 Гражданского кодекса Российской Федерации при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.         

     Норма, определяющая права и обязанности сторон договора, толкуется судом исходя из ее существа и целей законодательного регулирования, то есть суд принимает во внимание не только буквальное значение содержащихся в ней слов и выражений, но и те цели, которые преследовал законодатель, устанавливая данное правило (пункт 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14 марта 2014 года № 16 «О свободе договора и ее пределах»).

     Статья 779 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

     Правила настоящей главы применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных, за исключением услуг, оказываемых по договорам, предусмотренным главами 37, 38, 40, 41, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 53 настоящего Кодекса.

     В соответствии с нормами пункта 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

     В порядке статьи 783 Гражданского кодекса Российской Федерации общие положения о подряде (статьи 702-729) и положения о бытовом подряде (статьи 730-739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779-782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.

     В силу положений пунктов 1, 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации услуги, предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта для государственных или муниципальных нужд.

     По государственному или муниципальному контракту на оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) исполнитель обязуется оказать услуги производственного и непроизводственного характера и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять оказанные услуги и оплатить их или обеспечить их оплату.

     Нормы частей 1, 2 статьи 766 Гражданского кодекса Российской Федерации определяют содержание государственного или муниципального контракта. Государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащих оказанию услуг, сроках их начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты услуг, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.

     В случае, если государственный или муниципальный контракт заключается по результатам торгов или запроса котировок цен на работы, проводимых в

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2015 по делу n А12-45879/2014. Изменить решение (ст.269 АПК)  »
Читайте также