Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2015 по делу n А12-24158/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

 

 

 

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: [email protected]

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

 

г. Саратов

Дело №А12-24158/2013

 

29 июля 2015 года

Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 29 июля 2015 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Луговского Н.В.,

судей Акимовой М.А., Александровой Л.Б.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Шепелевым С.В.,

при участи в судебном заседании:

от открытого акционерного общества «Волжский Оргсинтез» - М.П. Дидык по доверенности от 7 июля 2014 года,

иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Волгоградской области на решение арбитражного суда Волгоградской области от 22 мая 2015 года по делу №А12-24158/2013 (судья Е.В. Пономарева),

по заявлению открытого акционерного общества «Волжский Оргсинтез» (ОГРН 1023402000511, ИНН 3435900563) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Волгоградской области (ИНН 3445070230, ОГРН 1043400433240) о признании незаконными действий,

 

УСТАНОВИЛ:

 

В Арбитражный суд Волгоградской области обратилось Открытое акционерное общество «Волжский Оргсинтез» (далее – заявитель, общество) с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области (далее – Управление Росприроднадзора) по доначислению платы за негативное воздействие на окружающую среду за первый квартал 2013 года в полном размере, а именно - в сумме 385 640 457,12 руб. (выраженного в требовании № 4388 от 28.08.2013 г.).

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 22.05.2015 требования заявителя удовлетворены.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, Управление Росприроднадзора обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.

В судебном заседании представитель открытого акционерного общества «Волжский Оргсинтез» возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Согласно отчету о публикации, информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным апелляционным судом в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" за пятнадцать дней до начала судебного заседания.

   В соответствии с пунктом 5 Постановления Пленума ВАС РФ №12 от 17.02.11 при наличии в материалах дела уведомления о вручении лицу, участвующему в деле, либо иному участнику арбитражного процесса копии первого судебного акта по рассматриваемому делу либо сведений, указанных в части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), такое лицо считается надлежаще извещенным при рассмотрении дела судом апелляционной, кассационной, надзорной инстанции, при рассмотрении судом первой инстанции заявления по вопросу о судебных расходах, если судом, рассматривающим дело, выполняются обязанности по размещению информации о времени и месте судебных заседаний, совершении отдельных процессуальных действий на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в соответствии с требованиями абзаца второго части 1 статьи 121 АПК РФ.

В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассматривается в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в порядке ст.123 АПК РФ.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, общество в процессе производственной деятельности осуществляет деятельность по размещению отходов. В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды) негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в том числе, размещение отходов производства и потребления. Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» закреплено, что плата по итогам отчетного квартала подлежит внесению не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

По результатам проверки расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду за первый квартал 2013 года Управлением Росприроднадзора был проведен расчет доначислений платы за негативное воздействие на окружающую среду ОАО «Волжский оргсинтез». Сумма доначисленных платежей составила – 385 640 457,12 руб., в том числе:

Доначисление за сверхлимитное размещение (хранение) отходов химического происхождения (жидкие отходы – код ФККО 5000000000000, 1 класса опасности) в шламонакопителе – 385 640 416,30 руб.;

Доначисление за сверхлимитное размещение (захоронение) отхода (Бой шамотного кирпича – код ФККО 3140140101995Э, 5 класса опасности) на полигоне захоронения промышленных отходов (отвале сухих солей) – 40,81 руб.

Не согласившись с указанными требованиями и полагая, что у него отсутствует обязанность по внесению указанных платежей, заявитель обратился в суд первой инстанции с заявлением.

Судебная коллегия считает, что удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.

Статья 19 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее Закон об отходах производства и потребления) предписывает вести учет образовавшихся отходов по месту и в момент их образования.

Из представленных в материалы дела документов (паспорта и свидетельства опасного отхода от 13.10.2011, Порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами, Постоянного технологического регламента № 87 от 06.02.2012г. подготовки и закачки жидких промышленных отходов) следует, что отходы химического происхождения (жидкие отходы - код ФККО 5000000000000) образуются в пруде поз. 109 полигона промышленной закачки жидких отходов.

Факт того, что местом образования отхода химического происхождения (жидкие отходы – код ФККО 5000000000000) является пруд-накопитель поз. 109 полигона промышленной закачки жидких отходов, был установлен в рамках производства по административному делу по ст. 8.2. КоАП РФ Ворошиловским районным судом г. Волгограда в постановлении от 19.12.2013г., оставленным без изменения решением Волгоградского областного суда от 19.02.2014г. Также указанные обстоятельства подтверждены решением арбитражного суда Волгоградской области от 23.12.2014 г. по делу А12-40004/2014, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2015г. и постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 09.06.2015г.

Пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений (пункт 3 статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ).

На момент выставления Управлением Росприроднадзора Требования № 4388 от 28.08.2013 действовал порядок паспортизации отходов, определенный приказом Ростехнадзора от 15.08.2007 № 570 «Об организации работы по паспортизации опасных отходов» (далее – Порядок паспортизации).

Пунктом 2.3. указанного Порядка паспортизации определено, что паспортизация опасных отходов осуществляется на основании информации, представляемой индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы (далее - заявители) и включающей сведения о происхождении, составе, свойствах отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания, а также материалов отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды.

Согласно пунктам 2.6. - 2.9. Порядка паспортизации материалы отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды подготавливаются заявителем в соответствии с Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей среды, утвержденными приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15.06.2001 № 511.

Согласно пункту 2.11 Порядка паспортизации дополнительная паспортизация опасных отходов осуществляется только при изменении технологического процесса и состава используемого сырья.

Документом, подтверждающим отнесение отхода к конкретному классу опасности для окружающей природной среды, является свидетельство о классе опасности отхода для окружающей природной среды, которое выдается для каждого конкретного вида отходов.

Паспорт опасного отхода оформляется на каждый конкретный вид опасного отхода по форме и в соответствии с инструкцией по ее заполнению, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов России от 02.12.2002 № 785 (действовавшим на момент выставления Управлением Росприроднадзора Требования № 4388 от 28.08.2013). Согласно пункту 5.32. ГОСТ 30772-2001 вид отходов - это совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с их происхождением, свойствами и технологией обращения.

Срок действия паспорта опасного отхода для отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов (далее - ФККО), утвержденный приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 № 786, не устанавливается.

Таким образом, основанием для начала процесса паспортизации отхода служит факт выявления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем нового отхода в результате инвентаризации отходов.

Заявителем проведена паспортизация отходов, образуемого в пруде поз. 109 полигона промышленной закачки жидких отходов. В паспорте опасного отхода представлены сведения о деятельности, в результате которой образован отход, а также месте сбора, накопления и конечного размещения отхода - это отходы химического происхождения (жидкие отходы), код 5000000000000, присвоен третий класс опасности. Паспорт утвержден территориальным органом Росприроднадзора 13.10.2011. Свидетельство о третьем классе опасности отхода (жидкие отходы) выдано одновременно с паспортом Росприроднадзором.

Апелляционная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что заинтересованным лицом не представлено достаточных доказательств, подтверждающих необходимость проведения обществом дополнительной паспортизации опасных отходов с учетом требований действующего законодательства.

Статьей 18 Закона об отходах производства предусмотрена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение установлен Приказом Минприроды РФ от 25.02.2010 № 50 (далее - Порядок № 50).

Согласно пункту 11 Порядка № 50 (в редакции, действующей на момент осуществления проверки) нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья в виде технического отчета, разрабатываемого в соответствии с методическими указаниями, указанными в пункте 4 настоящего Порядка, и представляемого в уведомительном порядке в территориальные органы Росприроднадзора, утвердившие нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Из материалов дела следует, что у общества в течение первого квартала 2013 года имелись утвержденные 24.07.2009г. нормативы образования отходов и лимитов на их размещение, в том числе и на размещение отходов химического происхождения (жидкие отходы - код ФККО 50000000000000). Отсутствие изменений осуществления процесса производства, изменений в составе используемого сырья и способа обращения с отходами не создает оснований для осуществления инвентаризации отходов (выявления новых видов отходов) и разработки нового проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

В ходе внеплановой проверки привлеченным в качестве эксперта Филиалом ФБУ ЦЛАТИ по ЮФО – ЦЛАТИ по Волгоградской области был осуществлен отбор проб жидких отходов в шламонакопителе (поз. 109 и 135), проведено биотестирование указанных проб, в результате которого определен 1 класс опасности отхода. Указанное обстоятельство, как следует из содержания апелляционной жалобы, было положено Управлением Росприроднадзора в основу Требования № 4388 от 28.08.2013г.

Определением от

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2015 по делу n А06-1947/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также