Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2015 по делу n А57-8275/2015. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

 

 

 

 

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: [email protected]

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

 

г. Саратов

Дело №А57-8275/2015

 

29 июля 2015 года

Резолютивная часть постановления объявлена «27» июля 2015 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,

судей    Смирникова А.В., Цуцковой М.Г.

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Волковой А.А.

рассмотрев  в открытом судебном заседании апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саратова,

на решение Арбитражного суда Саратовской  области от 15 июня 2015 года по делу № А57-8275/2015 (судья Калинина А.В..)

по заявлению общества с ограниченной ответственностью Торговый Дом «ТЦ – Поволжье», г. Саратов (ИНН 6453012534  ОГРН 1026403040894)

к инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саратова, г. Саратов (ИНН 6453078895, ОГРН 1046405319410)

Управлению Федеральной налоговой службы по Саратовской области, г. Саратов (ИНН 6454071860, ОГРН 1046415400338)

о признании незаконным Решения инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саратова №13865 от 26 января 2015 года о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения общества с ограниченной ответственностью Торговый Дом «ТЦ – Поволжье»,

при участии в судебном заседании:

от инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саратова – Буйновская Н.Г., по доверенности № 04-11/005894 от 12.05.2014г.,

от Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области – Буйновская Н.Г., по доверенности № 05-17/3 от 28.01.2015г.;

  УСТАНОВИЛ:

В Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью Торговый Дом «ТЦ – Поволжье» (далее - ОАО Торговый Дом «ТЦ – Поволжье», общество, заявитель, налогоплательщик) с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саратова (далее - ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова, Инспекция, налоговый орган) о признании незаконным Решения ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова №13865 от 26 января 2015 года о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения ОАО ТД «ТЦ – Поволжье».

Решением Арбитражного суда Саратовской  области от 15 июня 2015 года по делу № А57-8275/2015 требования заявителя были удовлетворены. Налоговый орган, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований налогоплательщика отказать.

От Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области в соответствии со ст. 262 АПК РФ  поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором управление поддерживает доводы жалобы инспекции, просит решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу – удовлетворить.

ОАО Торговый Дом «ТЦ – Поволжье» также представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором возражает против доводов апелляционной жалобы, считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.

В судебном заседании представитель налоговых органов поддержала свою позицию по делу.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, 30.01.2014 ОАО Торговый Дом «ТЦ – Поволжье» в ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова представлена первичная налоговая декларация по земельному налогу за 2013 год с суммой земельного налога к уплате в бюджет - 9 533 563 руб.

29.04.2014. ОАО Торговый Дом «ТЦ – Поволжье» в ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова представлена первая уточнённая налоговая декларация по земельному налогу за 2013 год, в которой сумма земельного налога к уплате в бюджет - 9 534 905 руб.

04.07.2014 ОАО Торговый Дом «ТЦ – Поволжье» в ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова представлена вторая уточнённая налоговая декларация по земельному налогу за 2013 год, в которой земельный налог исчислен на основании кадастровой стоимости земли, установленной в соответствии с Распоряжением Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28.12.2012 № 989-Р «Об утверждении результатов государственной оценки земель населенных пунктов в Саратовской области».

ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова проведена камеральная налоговая проверка, представленной ОАО Торговый Дом «ТЦ – Поволжье» 04.07.2014 второй уточнённой налоговой декларации по земельному налогу за 2013 год.

По итогам проведенной камеральной налоговой проверки ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова составлен акт камеральной налоговой проверки от 09.10.2014 №7604.

Заявителем в соответствии с п. 6 ст. 100 НК РФ представлены в Инспекцию 14.11.2014 письменные возражения.

Материалы камеральной налоговой проверки и представленные Заявителем возражения, рассмотрены Инспекцией 24.11.2014 в отсутствии извещенного надлежащим образом Заявителя, что подтверждается протоколом рассмотрения материалов проверки.

Инспекцией 26.11.2014 приняты решения №2101 «Об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в связи с неявкой лица (лиц) участие которого (которых) необходимо для их рассмотрения» и №1467 «О продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки», согласно которым срок рассмотрения материалов налоговой проверки продлён до 26.12.2014, новое рассмотрение назначено на 24.12.2014.

По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки, Инспекцией принято решение от 26.01.2015 №13865 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», в соответствии с которым Заявителю доначислен земельный налог за 2013 год в сумме 3 637 370 руб., начислены штрафные санкции по п.1 ст. 122 НК РФ в размере 727 474 руб. и пени в размере 289 495,82 руб.

Решение ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова от 26.01.2015 №13865 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» в соответствии со статьями 101 и 101.2 Налогового кодекса Российской Федерации обжаловано заявителем в апелляционном порядке в Управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области, решением которого от 02.04.2015 апелляционная жалоба ОАО Торговый Дом «ТЦ-Поволжье» от 24.02.2015 № 413 на решение Инспекции от 26.01.2015 № 13865 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» Решением УФНС Росси по Саратовской области от 02.04.2015г. оставлена без удовлетворения.

ОАО Торговый Дом «ТЦ-Поволжье», полагая, что Решение ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова от 26.01.2015 №13865 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» незаконно, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя требования налогоплательщика, суд первой инстанции пришел к выводу, что по состоянию на 01.01.2013г. действовала кадастровая оценка земель, установленная Распоряжением Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28.12.2012 № 989-Р «Об  утверждении результатов государственной оценки земель населенных пунктов в Саратовской области», в связи с чем, посчитал правомерным применение размера новой кадастровой стоимости, утвержденной указанным Распоряжением поскольку ее применение улучшило положение налогоплательщика.

Данный вывод суда первой инстанции судебная коллегия Двенадцатого арбитражного апелляционного суда считает необоснованным по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, признаются плательщиками земельного налога, если иное не установлено данным пунктом.

Пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Согласно пункту 3 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Налоговая база, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка (кадастровой стоимости), определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и для целей налогообложения не может изменяться в течение налогового периода, в связи с чем, такие изменения, которые влияют на величину кадастровой стоимости земельного участка и произошедшие в течение налогового периода, учитываются при определении налоговой базы, которая будет применяться для исчисления земельного налога в следующем налоговом периоде.

В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев определения рыночной стоимости земельного участка.

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения о кадастровой стоимости земельных участков представляются на утверждение в виде проекта акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель.

После утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения об экономических характеристиках земельных участков (сведения о кадастровой стоимости земельных участков) вносятся в государственный земельный кадастр.

Как усматривается из материалов дела, ОАО "Торговый дом" при исчислении земельного налога за 2013 год в качестве налоговой базы применена кадастровая стоимость принадлежащих обществу земельных участков, утвержденная распоряжением Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28.12.2012 N 989-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области".

Между тем, по состоянию на установленный в соответствии со статьей 391 Налогового кодекса Российской Федерации момент определения налоговой базы по земельному налогу за 2013 год - 01.01.2013, действовало постановление Правительства Саратовской области от 07.07.2009 N 270-П "Вопросы государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области", которым утверждена иная кадастровая стоимость земельных участков.

Постановление Правительства Саратовской области от 07.07.2009 N 270-П, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области, признано утратившим силу постановлением Правительства Саратовской области от 12.02.2013 N 58-П "О признании утратившими силу некоторых правовых актов Правительства Саратовской области".

Однако поскольку постановление Правительства Саратовской области от 07.07.2009 N 270-П утратило силу после даты, на которую определяется кадастровая стоимость земельного участка - 01.01.2013, налогоплательщик обязан был самостоятельно исчислить подлежащий к уплате налог, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной данным постановлением.

Судебная коллегия приходит к выводу, что ОАО «Торговый дом» необоснованно применено при исчислении земельного налога кадастровой стоимости, утвержденной распоряжением Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28.12.2012 N 989-р.

Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации порождают правовые последствия для налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.

Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это (пункт 4 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации).

Распоряжение Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28.12.2012 N 989-р не содержит указания о распространении его действия на предшествующие налоговые периоды.

В отсутствие в нормативно-правовом акте конкретного указания на распространение его действия на прошедшие налоговые периоды установление результатов государственной кадастровой оценки земельных участков по состоянию на конкретную дату не определяет момент начала применения кадастровой стоимости, а лишь указывает на дату проведения оценки (дату, по состоянию на которую определяется стоимость объекта оценки) (пункт 8 Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2015 по делу n А57-27754/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также