Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2015 по делу n А06-11337/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

 

 

 

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: [email protected]

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

 

г. Саратов

Дело №А06-11337/2014

 

29 июля 2015 года

Резолютивная часть постановления объявлена «27» июля 2015 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,

судей    Смирникова А.В., Цуцковой М.Г.

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Волковой А.А.

рассмотрев  в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Астраханской области, г. Астрахань

на решение Арбитражного суда Астраханской  области от 08 мая 2015 года по делу № А06-11337/2014 (судья Колмакова Н.Н.)

по заявлению Начального профессионального образовательного учреждения "Учебно-курсовой комбинат массовых профессий "Камызякский", г. Астрахань (ОГРН 1023000871684, ИНН 3005003709)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №5 по Астраханской области, г. Астрахань (ОГРН 1043007262870, ИНН 3018018879)

о признании недействительным решения от 14.10.2014

без участия в судебном заседании сторон;

УСТАНОВИЛ:

Начальное профессиональное образовательное учреждение "Учебно-курсовой комбинат массовых профессий "Камызякский" (далее – заявитель, Учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК к Межрайонной инспекции ФНС России №5 по Астраханской области (далее – МИФНС № 5 по Астраханской области, налоговый орган) о признании недействительным решения от 14.10.2014 и обязать МИ ФНС России № 5 по Астраханской области произвести регистрационные действия в отношении Начального профессионального образовательного учреждения «Учебно-курсовой комбинат массовых профессий «Камызякский» в связи с его ликвидацией

Решением Арбитражного суда Астраханской  области от 08 мая 2015 года по делу № А06-11337/2014 требования заявителя были удовлетворены. Суд признал недействительным решение МИ ФНС России № 5 по Астраханской области от 14.10.2014 об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица Начального профессионального образовательного учреждения «Учебно-курсовой комбинат массовых профессий «Камызякский» в связи с его ликвидацией.

С целью восстановления нарушенных прав суд обязал МИ ФНС России № 5 по Астраханской области произвести регистрационные действия в отношении Начального профессионального образовательного учреждения «Учебно-курсовой комбинат массовых профессий «Камызякский» в связи с его ликвидацией.

Кроме того, с МИ ФНС России № 5 по Астраханской области в пользу Начального профессионального образовательного учреждения «Учебно-курсовой комбинат массовых профессий «Камызякский» были взысканы судебные расходы по уплате госпошлины в размере 2 000 рублей.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, МИ ФНС России № 5 по Астраханской области обратилась в апелляционный суд с жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить по основаниям, изложенным в ней.

В апелляционной жалобе налоговый орган указывает, что у заявителя на момент ликвидации имелась задолженность перед бюджетом и налоговым органом, в связи с чем, инспекцией были приняты необходимые меры по взысканию данной задолженности в установленном законом порядке.

Начальное профессиональное образовательное учреждение "Учебно-курсовой комбинат массовых профессий "Камызякский" в порядке ст. 262 АПК РФ представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Астраханской области, Начального профессионального образовательного учреждения "Учебно-курсовой комбинат массовых профессий "Камызякский",  надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания (п.1 ст. 123, п.3 ст.156 АПК РФ).

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов дела, Распоряжением Правительства Астраханской области № 460-Пр от 23.10.2006 принято решение о ликвидации государственного образовательного учреждения «Учебно-курсовой комбинат массовых профессий «Камызякский».

Распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Астраханской области и министерства сельского хозяйства Астраханской области № 879/104 от 14.11.2006/21.11.2006 создана ликвидационная комиссия и определен перечень ликвидационных мероприятий.

В связи с окончанием ликвидационных мероприятий, отсутствием у образовательного учреждения какого-либо имущества, распоряжением агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области № 734 от 01.10.2014 утвержден ликвидационный бухгалтерский баланс начального профессионального образовательного учреждения «Учебно-курсовой комбинат массовых профессий «Камызякский» при наличии кредиторской задолженности по налогам и сборам в размере 237000,62 рублей.

Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №5 по Астраханской области 14.10.2014 принято решение об отказе в государственной регистрации ликвидации Начального образовательного учреждения «Учебно-курсовой комбинат массовых профессий «Камызякский» из-за непредставления определенных ФЗ от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» необходимых для государственной регистрации документов. Как усматривается из представленного решения, основанием для отказа явилось то, что среди представленных для регистрации документов отсутствует ликвидационный баланс, при этом одновременно сделан вывод о том, что при наличии кредиторской задолженности по налогам и сборам на 10.10.2014 в размере 241 376, 44 руб. ликвидационный баланс содержит недостоверные сведения и считается не представленным.

Данное решение налогоплательщик обжаловал в вышестоящий налоговый орган.

Решением УФНС России по Астраханской области № 13 от 17.11.2014 жалоба УКК МП «Камызякский» оставлена без удовлетворения.

Общество, не согласившись с решением инспекции, оспорило его в судебном порядке.

Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, пришел к выводу, что налоговым органом не доказано, что на момент ликвидации у заявителя имелась задолженность перед бюджетом и налоговым органом в указанном в решении размере, что были приняты необходимые меры по взысканию этой задолженности в установленном порядке путем предъявления ею как кредитором соответствующего требования о наличии задолженности по налогам, пеням, штрафам.

Апелляционная коллегия не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции ввиду следующего.

Статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

Согласно п. 8 ст. 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Аналогичные положения содержатся в п. 6 ст. 22 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ).

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей регулирует Федеральный закон N 129-ФЗ (статья 1 Закона).

В соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона N 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; б) ликвидационный баланс; в) документ об уплате государственной пошлины; г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с пп. 1 - 8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".

В соответствии п. 1 ст. 23 Федерального закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае: а) непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган; в) предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 настоящего Федерального закона.

Как следует из текста оспариваемого ненормативного правового акта, основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица послужило то обстоятельство, что, по мнению налогового органа, отсутствует ликвидационный баланс, при этом, налоговым органом сделан вывод недостоверности сведений ликвидационного баланса заявителя ввиду наличия у него кредиторской задолженности.

Согласно статье 63 ГК РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

Таким образом, в промежуточный баланс включаются требования, заявленные кредиторами в установленном порядке в срок, предусмотренный для их предъявления.

Наличие кредиторской задолженности у заявителя им не оспаривается, также она отражена в ликвидационном балансе от 03.09.2014г., утвержденном учредителем 01.10.2014г. и принятом инспекцией 07.10.2014г.

Как поясняет Начальное профессиональное образовательное учреждение "Учебно-курсовой комбинат массовых профессий "Камызякский" в отзыве на апелляционную жалобу, в связи с отсутствием у заявителя активов для покрытия кредиторской задолженности, у Учреждения образовался непокрытый убыток в сумме 238 тысяч рублей.

В представленном в инспекцию ликвидационном балансе от 03.09.2014г.:

- в разделе «Актив» показатели отсутствуют, баланс – 0;

- в разделе «Пассив»: по строке 1370 в круглых скобках значится непокрытый убыток в сумме 238 тысяч рублей (отрицательный показатель); по строке 1520 без применения круглых скобок указана кредиторская задолженность в сумме 238 тысяч рублей (положительный показатель).

Таким образом, задолженность перед бюджетом зафиксирована в строке 1520 ликвидационного баланса.

Суд первой инстанции обоснованно указал в судебном акте, что МИФНС № 5 по Астраханской области не принимала каких-либо мер по взысканию кредиторской задолженности в установленные действующим законодательством РФ сроки.

Налоговый орган в установленном порядке не заявлял кредиторские требования для включения в ликвидационный баланс, после отказа в государственной регистрации ликвидации 17.06.2014 заявителем был вновь утвержден ликвидационный баланс с указанием кредиторской задолженности, указанной в решении налогового органа от 7.06.2014, иных сведений у ликвидатора не имелось.

Не принимается во внимание суда апелляционной инстанции довод заявителя о том, что поскольку ликвидационный баланс Общества не содержит сведений о задолженности перед бюджетом, он не является надлежащим документом, необходимым для государственной регистрации ликвидации юридического лица, с учетом следующего.

Налоговый орган  не указывает на сокрытие   заявителем недоимки  и необходимости ее предварительного   погашения для целей  возможности  ликвидации  учреждения.   Указание на несоответствие  содержания представленного баланса фактическому состоянию  непогашенных обязательств носит формальный  характер .

Таким образом, суд первой

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2015 по делу n А57-28146/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также