Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2008 по делу n А12-20245/06-С6. Изменить решение

 

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, Россия, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74

===============================================================

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

     г. Саратов                                                                              Дело № А12-20245/06-с6

Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября  2008 года

Полный текст постановления изготовлен   17 ноября  2008 года

                                                          

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Шалкина В.Б.

судей Жаткиной С.А., Тимаева Ф. И.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Мелащенко С. И.,

при участии в заседании: от истца –  Данакари Р.Р.  по доверенности  от 01.07. 2008 года,

от ответчика: Сивцев В.И. по доверенности № 2 от 31.10.2008 года,

от третьего лица - Администрации  Дубовского муниципального района Волгоградской области -  Сивцев В.И. по доверенности № 2210 от 08.10.2008 года,

от иных лиц, участвующих в деле: извещены, не явились,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу  Территориального управления по Дубовскому муниципальному району Комитета бюджетно-финансовой  политики и казначейства администрации Волгоградской области

на решение Арбитражного суда Волгоградской  области от 15 апреля 2008 года по делу № А12-20245/06-с6, судья  Наумова М.Ю.

по иску  Некоммерческой         организации         «Фонд         содействия         производителям сельскохозяйственной продукции на территории Волгоградской области «Содействие деревне»   к  

Территориальному управлению Дубовского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой   политики   и   казначейства   Администрации   Волгоградской

области,

третьи    лица    -  Комитет    бюджетно-финансовой    политики    и    казначейства Администрации Волгоградской области, Администрация Дубовского муниципального района Волгоградской области  Отдел по управлению муниципальным имуществом,   

земельными и природными ресурсами Администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области, ГУ - Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области

о взыскании задолженности в порядке субсидиарной ответственности,

                                                             УСТАНОВИЛ:

Некоммерческая организация «Фонд содействия производителям сельскохозяйственной продукции на территории Волгоградской области «Содействие деревне» обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области о взыскании с Территориального управления Дубовского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области за счет казны Дубовского муниципального района Волгоградской области в порядке субсидиарной ответственности 20 435 665 руб. 35 коп. (с учетом замены первоначального ответчика).

Решением арбитражного суда первой инстанции  от 15 апреля  2008 года  взыскано с Территориального управления Дубовского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области за счет казны Дубовского муниципального района Волгоградской области в пользу Некоммерческой организации «Фонд содействия производителям сельскохозяйственной продукции на территории Волгоградской области «Содействие деревне» в порядке субсидиарной ответственности 20 435 665 руб. 35 коп

Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение арбитражного суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт, которым  в иске отказать.

В обоснование  своей апелляционной жалобы заявитель указывает на то,  что суд первой инстанции  не учел, что в 2005-2007 годах основной должник получил денежные средства в сумме более 7 млн. рублей, кроме того, основной должник получает в настоящее время денежные средства от заключенных более чем 30 договоров аренды муниципального имущества и около 400 договоров  аренды земли, суд неверно определил сумму оставшейся задолженности, ответчик не является муниципальным образованием.

            В судебном заседании представитель ответчика и третьего лица доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал, заявил ходатайство о приостановлении производства по апелляционной жалобе до рассмотрения Ворошиловским районным судом г. Волгограда дела № 2-1554/08 по иску УФРС по Волгоградской области о ликвидации Некоммерческой         организации         «Фонд         содействия производителям сельскохозяйственной продукции на территории Волгоградской области «Содействие деревне».

            В судебном заседании представитель истца считает решение  подлежащим изменению, так как судом первой инстанции неправильно изложена резолютивная часть судебного акта в части указания  взыскания долга с ответчика, который не является муниципальным образованием.

Проверив законность вынесенного судебного акта, изучив материалы дела, в том числе доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что  решение суда первой инстанции подлежит изменению.

Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Волгоградской области от 06.12.2004 г. по делу № А12-2228/04-С48 в пользу Некоммерческой организации «Фонд социальной поддержки в селе Усть-Погожье» взыскано с Комитета по управлению имуществом Дубовского района стоимость переданного имущества в сумме 20 458 312 руб. в результате   применения       последствий    недействительности    ничтожных   сделок.

Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 01.08.2005 г. решение  суда  первой  инстанции     оставлено  в  силе;  кроме  того,  произведена процессуальная замена первоначального истца   Некоммерческой организации «Фонд социальной     поддержки     в    селе    Усть-Погожье»     на    его     правопреемника Некоммерческую         организацию         «Фонд         содействия         производителям сельскохозяйственной продукции на территории Волгоградской области «Содействие деревне».

Арбитражным судом Волгоградской области выдан исполнительный лист № 025398 от 04.10.2005 г., поступивший на исполнение в Межрайонный отдел по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП по Волгоградской области.;  на основании данного исполнительного листа вынесено постановление   от   11.08.2006   г.      о   возбуждении   исполнительного   производства  №10318/1495/04/2006.

Из материалов дела и дополнительно представленных ответчиком в суд апелляционной инстанции документов, следует, что  решение по делу № А12-2228/04-С48 частично исполнено на сумму 23427 рублей 96 копеек, а не 22 646 рублей 65 коп.,          как указал суд первой инстанции, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит изменению.

Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции  не учел, что в 2005-2007 годах основной должник получил денежные средства в сумме более 7 млн. рублей, кроме того основной должник получает в настоящее время денежные средства от заключенных более чем 30 договоров аренды муниципального имущества и около 400 договоров  аренды земли,  судом апелляционной инстанции отклоняются по следующим основаниям.

В рамках исполнительного производства №10318/1495/04/2006 судебным приставом-исполнителем составлен акт от 23.10.2006 г. об отсутствии у должника денежных средств. 23.10.2006 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об окончании исполнительного производства в связи с актом о невозможности взыскания.

   Таким образом, довод заявителя о недоказанности истцом невозможности исполнения обязательства за счет основного должника и в связи с этим о необоснованности возложения ответственности на субсидиарного должника опровергается актами судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства.

Согласно постановлению Администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области №162 от 14 марта 2006 года Комитет по управлению имуществом Дубовского района переименован в Отдел по управлению муниципальным имуществом, земельными и природными ресурсами Администрации Дубовского муниципального района. В соответствии с п.5.1 Положения об Отделе по управлению муниципальным имуществом, земельными и природными ресурсами Дубовского муниципального района имущество Отдела составляют закрепленные за ним на праве оперативного управления, основные и оборотные средства, финансовые ресурсы, отраженные на его самостоятельном балансе. Финансирование деятельности Отдела осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ и актами органов местного самоуправления, принятым в пределах предоставленных полномочий (п.5.2 названного Положения).

В соответствии со ст.    120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение   отвечает   по   своим   обязательствам   только   находящимися   в   его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Согласно ч. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации Главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений (в ред. Федерального закона от 26.04.2007 Х63-ФЗ).

По обязательствам, возникающим из отношении, регулируемых Гражданским законодательством, муниципальное образование отвечает принадлежащим ему на праве собственности имуществом, составляющим казну в силу ст. ст. 124, 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», и является субсидиарным должником.

В соответствии с ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени субъектов Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Интересы казны муниципального образования в силу ст. ст. 124, 125, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации представляют соответствующие финансовые органы. Согласно ст. ст. 158, 159 Бюджетного кодекса Российской Федерации, главным распорядителем     средств         бюджета        Дубовского     муниципального     района Волгоградской     области     является     Территориальное     управление     Дубовского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области.

Суд первой инстанции, правомерно установив, что  главным распорядителем     средств         бюджета        Дубовского     муниципального     района Волгоградской     области     является     Территориальное     управление     Дубовского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области, необоснованно указал, что данное лицо является надлежащим ответчиком по делу, на что правомерно указали как истец, так и ответчик, так как главный распорядитель в суде выступает в качестве представителя ответчика - муниципального образования, в связи с чем, резолютивная часть судебного акта подлежит изменению.

   Ходатайство представителя о приостановлении производства по апелляционной жалобе до рассмотрения Ворошиловским районным судом г. Волгограда дела № 2-1554/08 по иску УФРС по Волгоградской области о ликвидации Некоммерческой         организации         «Фонд         содействия         производителям сельскохозяйственной продукции на территории Волгоградской области «Содействие деревне» удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

            Из представленных представителем заявителя апелляционной жалобы следует, что Ворошиловским районным судом г. Волгограда рассматривается дело № 2-1554/08 по иску УФРС по Волгоградской области о ликвидации Некоммерческой         организации         «Фонд         содействия         производителям сельскохозяйственной продукции на территории Волгоградской области «Содействие деревне».

            Предметом рассмотрения судом общей юрисдикции по делу № 2-1554/08 является вопрос о ликвидации некоммерческой организации – истца.

   В силу п. 1 ч. 1 ст. 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан приостановить производство по делу только в случае невозможности его рассмотрения до разрешения другого дела, рассматриваемого арбитражным судом.

   Из приведенной нормы следует, что в случае, когда решение по другому делу будет иметь какие-либо процессуальные или материальные последствия для разбирательства по рассматриваемому делу, арбитражный суд обязан приостановить производство по рассматриваемому делу.

   Между тем суд апелляционной инстанции считает, что решение по делу № 2-1554/08 не повлечет материальных и процессуальных последствий для настоящего дела.

   В соответствии с п. 3 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации правоспособность юридического лица возникает в момент его создания (пункт 2 статьи 51) и прекращается в момент завершения его ликвидации (пункт 8 статьи 63).

   Ликвидация юридического лица считается завершенной, юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр.

   Следовательно, возможное последующее принятие  судом общей юрисдикции решения о ликвидации истца само по себе не является основанием для того, чтобы считать  правомерным либо неправомерным требование о взыскании задолженности с субсидиарного должника.

   Руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

           

В удовлетворении заявления Территориального управления  Дубовского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой  политики и казначейства администрации Волгоградской области о приостановлении производства

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2008 по делу n А12-7917/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также