Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2015 по делу n А06-10776/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

 

 

 

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: [email protected]

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

 

г. Саратов

Дело №А06-10776/2014

 

14 июля 2015 года

Резолютивная часть постановления объявлена «13» июля 2015 года.

                                  

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,

судей    Камериловой В.А., Цуцковой М.Г

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Волковой А.А.,

рассмотрев  в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Астрахани

на решение Арбитражного суда Астраханской  области от 30 апреля 2015 года по делу № А06-10776/2014 (судья Плеханова Г.А.)

по исковому заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Астрахани (ИНН 3015056763, ОГРН 1033000803813)

к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 10 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Астраханской области», г. Астрахань (ИНН 3017032528, ОГРН 1023000844096)

о взыскании задолженности в размере 13443,90 рублей

без участия в судебном заседании представителей сторон;

УСТАНОВИЛ:

Управление Пенсионного фонда РФ в Советском районе г. Астрахани (далее – Управление, истец) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с иском, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ,  к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 10 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Астраханской области» (далее – Учреждение, ответчик) о взыскании задолженности по пени в сумме  19719,53 рублей, в том числе: пени, начисленные на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии – 16746,08 рублей; пени, начисленные на недоимку по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии – 2973,45 рублей.

Решением Арбитражного суда Астраханской  области от 30 апреля 2015 года по делу № А06-10776/2014 в удовлетворении требований истца было отказано. Не согласившись с вынесенным судебным актом, Управление обратилось в арбитражный суд апелляционной инстанции с жалобой.

В апелляционной жалобе Управление Пенсионного фонда просит состоявшееся судебное решение отменить, требование Управления удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 10 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Астраханской области» представило возражения на апелляционную жалобу в которых просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Астрахани, Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 10 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Астраханской области»,  надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания (п.1 ст. 123, п.3 ст.156 АПК РФ).

Проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного акта.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, из представленного по делу Протокола к Ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование от 27.12.2013 № 002593 следует, что ответчик за 2009г. имел задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 98364 руб.

За период с 01.01.2013 по 12.05.2014 истцом начислены пени по страховым взносам на недоимку 2009г. в сумме 13443,90 рублей и адрес ответчика выставлено требование от 12.05.2014 № 04001740054954.

Неуплата ответчиком данного требования послужила основанием для обращения Управления в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Суд первой инстанции исследовал представленные доказательства, доводы участвующих в деле лиц, дал им надлежащую правовую оценку и обоснованно пришел к выводу о необходимости отказа Управлению в удовлетворении его требования.

В соответствии с п. 1 ст. 6, п. 2 ст. 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 10 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Астраханской области» является страхователем по обязательному пенсионному страхованию и обязано своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.

С 01.01.2010 вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).

В силу ч. 1 ст. 60 Закона N 212-ФЗ недоимка (задолженность) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшаяся на 31 декабря 2009 года включительно, и задолженность по соответствующим пеням и штрафам исчисляются и уплачиваются в порядке, действовавшем до дня вступления в силу названного Закона.

Частью 2 статьи 60 этого Закона предусмотрено, что взыскание недоимки, задолженности по пеням и штрафам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшихся на 31 декабря 2009 года включительно, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, установленном названным Законом.

Согласно ч. 2 ст. 26 Закона N 167-ФЗ пенями признается установленная указанной статьей денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние сроки по сравнению с установленными настоящим Законом.

Аналогичное предусмотрено и ч. 1 ст. 25 Закона N 212-ФЗ.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 24 Закона N 167-ФЗ сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается страхователями отдельно в отношении каждой части страхового взноса и определяется как соответствующая процентная доля базы для начисления страховых взносов, устанавливаемых пунктом 2 статьи 10 названного Федерального закона.

Ежемесячно страхователи производят исчисление суммы авансовых платежей по страховым взносам, исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса, предусмотренного статьей 22 названного Федерального закона. Сумма авансового платежа по страховым взносам, подлежащая уплате за текущий месяц, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.

Уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.

Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.

Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом в налоговый орган не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным.

Не позднее 30 марта года, следующего за истекшим расчетным периодом, страхователи представляют взносам в налоговый орган декларацию по страховым взносам по форме, утверждаемой Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 167-ФЗ расчетным периодом является календарный год.

Расчетный период состоит из отчетных периодов. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.

Согласно части 2 статьи 26 Федерального закона N 167-ФЗ пенями признается установленная указанной статьей денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.

Аналогичная норма установлена частью 1 статьи 25 Федерального закона N 212-ФЗ.

В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.05.2008 по делу N 16933/07 указано, что в отличие от недоимки по страховым взносам, для которой определены конкретные сроки уплаты, пени начисляются за каждый день просрочки до даты фактической уплаты задолженности. Фонд вправе предъявлять к взысканию пени как совместно с недоимкой, используя порядок начисления и взыскания пеней, изложенный в п. 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", так и по отдельным периодам просрочки уплаты до прекращения (погашения) основного обязательства по уплате страховых взносов. При этом судом осуществляется проверка соблюдения фондом срока давности взыскания пеней в отношении каждого дня просрочки. Кроме того, суд обязан проверить, не утрачена ли возможность взыскания основной задолженности, на которую начислены пени, поскольку пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате задолженности, возможность взыскания которой утрачена.

Заявленная управлением ко взысканию сумма пеней начислена фондом за период с 01.01.2013 по 12.05.2914 на сумму задолженности по страховым взносам за 2009г.

Судом первой инстанции установлено, что Управлением не принимались все установленные законодательством меры по взысканию основной задолженности и документов, доказывающих обратное, истцом не представлено.

Кроме того, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что шестимесячный срок для обращения в арбитражный суд для недоимки в размере 98364 руб. за 2009г. истек в 2010году . что свидетельствует  утрату возможности взыскания как  недоимки, так и  пени.

Порядок взыскания страховых взносов и пени регламентирован ст. 19, 20, 22 Закона № 212-ФЗ.

Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пени и штрафов по результатам проверки направляется плательщику страховых взносов в течение 10 дней со дня вступления в силу соответствующего решения.

Частью 5 статьи 19 Закона № 212-ФЗ предусмотрено, что заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов. Таким образом, из содержания указанных выше норм следует, что срок давности взыскания задолженности по страховым взносам, а также пеней включает трехмесячный срок на предъявление требования, срок на его добровольное исполнение и шестимесячный срок для обращения в арбитражный суд.

Расчет  страховых взносов  был представлен в Пенсионный фонд страхователем 30.04.2010года.    Пенсионный  фонд  не представил доказательств   принятия  мер по взысканию указанной недоимки. Из чего следует , что по истечения   установленного срока  возможность взыскания  долга утрачивается. То обстоятельство, что недоимка была погашена добровольно в 2014году  не означает возобновления права на начисление  пени. Иная  позиция  противоречила бы закону, поскольку  в таком случае     ставятся  в  неравное положение лица  не уплатившие недоимку ( к которым не предъявлены своевременно требования) и  лица которые долг уплатили, хотя и со значительной  просрочкой. На момент обращения  в суд  прошло более 3-х лет.

Кроме того, апелляционный суд  не усматривает  оснований для  начисления  пени и в связи с тем, что 11.10.2010года,  исчисленная  по расчету от 30.04.2010года.   сумма страховых взносов  была  перечислена в бюджет.  То что  страхователь указал неправильно код бюджетной классификации  не означает безусловно право фонда начислять пени  как  на сумму не исполненную.  Управление пенсионного  данную сумму  учло как  текущие. (Заявление об уточнении требований)

В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в бюджет.

Действующее законодательство не ставит признание обязанности страхователя по уплате страховых взносов исполненной в зависимость от правильности указания плательщиком КБК в платежных документах.

В спорной ситуации внесение денежной суммы на иной КБК не может являться основанием для непринятия исполненной обязанности учреждения по уплате страховых взносов, поскольку, несмотря на неверное указание в платежном документе КБК, денежные средства поступили на счет соответствующего органа Пенсионного фонда Российской Федерации. Факт поступления спорных денежных средств во внебюджетный фонд заявителем не оспаривается.

Таким образом, рассматривая данное дело, арбитражный суд первой инстанции установил все фактические обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, и, правильно применив нормы материального права, дал им надлежащую правовую оценку.

Убедительных доводов, позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем, она не может быть удовлетворена судом апелляционной инстанции.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.

При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Астраханской  области от 30 апреля 2015 года по делу № А06-10776/2014 отмене не подлежит.

Поскольку на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 337.37 Налогового кодекса государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождены, оснований для взыскания или возврата государственной пошлины апелляционная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьями 16, 17, 110, 112, 258, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Астраханской  области от 30 апреля 2015 года по делу № А06-10776/2014  оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.

  Председательствующий                                                               С.А. Кузьмичев

  Судьи:                                                                                                 В.А. Камерилова

                                                                                                                   М.Г. Цуцкова

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2015 по делу n А12-47223/2014. Изменить решение (ст.269 АПК)  »
Читайте также