Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2015 по делу n А12-40229/2014. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

 

 

 

 

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: [email protected]

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

 

г. Саратов

Дело №А12-40229/2014

 

30 июня 2015 года

Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 30 июня 2015 года.

                                  

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  судьи О.И. Антоновой, 

судей Волковой Т.В., Луговского Н.В.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Ахоновой Д.И.

при участии:

- от открытого акционерного общества «Специализированное автотранспортное предприятие» - Самохин Андрей Евгеньевич, по доверенности от 01.12.2014 года, выданной на срок по 31.12.2015 года, паспорт обозревался, генеральный директор Авилов С.С.

  рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Специализированное автотранспортное предприятие» на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 05 февраля 2015 года по делу № А12-40229/2014 (судья Сурков А.В.), по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Волгоградской области (400001, г. Волгоград, ул. Профсоюзная, 30; ИНН 3445070230, ОГРН 1043400433240) к открытому акционерному обществу «Специализированное автотранспортное предприятие» (403879, Волгоградская обл., г. Камышин, ул. Титова, 2; ИНН 3436114837, ОГРН 1113453000330) о взыскании 79473501 руб. 22 коп.,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Роспри-роднадзора) по Волгоградской области обратилось в суд с иском к открытому акционер­ному обществу «Специализированное автотранспортное предприятие» (далее - ОАО «Спецавтотранс») о взыскании в доход бюджета 79473501 руб. 22 коп. задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 201 3 год.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 05.02.2015 с открытого акционерного общества «Специализированное автотранспорт­ное предприятие» в доход бюджета (админист­ратор поступлений в бюджет в виде платы за негативное воздействие на окружающую среду - Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области) взыскано 79473501 руб. 22 коп. задолженности по плате за негативное воз­действие на окружающую среду за 201 3 год.

Не согласившись с принятым судебным актом открытое акционерное общество «Специализированное автотранспортное предприятие» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по основаниям, изложенным в жалобе.

Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.

Как указывает истец в качестве обоснования заявленных требований ОАО «Спецавтотранс» осуществляет деятельность, связанную с размещением отходов в смысле, предаваемом этому Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» от 24.06.98 № 89-ФЗ - далее Закон.

Размещение отходов происходило не в объекте размещения, лицензии на право осуществления этого вида деятельности предприятие не имеет.

Объемы размещенных отходов содержатся в документах, предоставленных письмом ОАО «Спецавтотранс» № 80 от 08.04.2014г., а именно в реестре на размещение ТБО за 2013г. и составляют 61 237,717 куб.м.

Перевод объемов размещенных отходов в массу (тоннаж) произведен при помощи справочника Б.Ф. Найденов «Объемные веса и удельные объемы грузов». Отходы, опасности    которых не установлен и не подтвержден документально, рассчитываются по нормативу платы 4 класса опасности.

Начисление производилось с применением 5-ти кратного повышающего коэффициента (п.4.7   Приложения №1 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды) (в ред. Приказа Госкомэкологии РФ от 15.02.2000 N 77)).

Предприятие требование Управления от 18.06.2014 №3009 о выплате предъявленных сумм не исполнило, в связи с чем, Управление вынуждено было обратиться с данным иском в суд.

Оценивая заявленные требования и удовлетворяя последние в полном объеме, суд первой инстанции исходил из того, что плату за негативное воздействие обя­зано вносить лицо, осуществляющее деятельность, связанную с размещением отходов - ОАО «Спецавтотранс».

Между тем с приведенным выводом нельзя согласиться.

Статьей 1 Закона № 7-ФЗ установлено, что негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В соответствии со ст. 3 Закона № 7-ФЗ, хозяйственная и иная деятельность органов госу­дарственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Россий­ской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказы­вающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе, принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

Статьей 16 Закона № 7-ФЗ установлено, что негативное воздействие на окружающую сре­ду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду опреде­ляются законом. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объек­ты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и по­требления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирую­щими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на ок­ружающую среду. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окру­жающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.

Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей при­родной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден Постановле­нием Правительства РФ от 28.08.1992 г. № 632. Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загряз­няющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления утверждены Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 г. № 344. Минприроды Российской Федерации 26.01.1993 г. утверждены Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды.

В силу п. 2 Постановления Правительства РФ от 30.07.2004 г. № 401, нормативное право­вое регулирование по вопросам взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзо­ру от 08.06.2006 г. № 557 установлено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит уплате по итогам отчетного периода (календарный квартал) не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Таким образом, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружаю­щую среду в установленном порядке возложена на физических и юридических лиц в том слу­чае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе № 7-ФЗ (вклю­чая размещение отходов производства и потребления).

Согласно ст. 1 Закона № 89-ФЗ, отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства и потребления, а также товары (продукция), утратившие потребительские свойст­ва. Под размещением отходов понимается их хранение и захоронение, а под хранением отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования.

В силу п. 4.4 Приложения № 1 к Инструктивно-методическим указаниям по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище и другое).

Статьей 12 Закона № 89-ФЗ определены требования к объектам размещения отходов. В частности к таким требованиям относятся: создание объектов размещения отходов на основа­нии разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обраще­ния с отходами в соответствии со своей компетенцией; определение места строительства объек­тов размещения отходов на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) ис­следований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; внесение объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов, веде­ние которого осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Рос­сийской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

То есть, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.11.2012 № 3281/12, плата за негативное воз­действие на окружающую среду вносится однократно за отчетный период, в котором отходы образовались и были помещены в объекты хранения и не подлежит повторному (многократно­му) внесению за те же отходы в течение всего периода их хранения в месте размещения.

В материалы дела представлены договоры на оказание услуг по вывозу и размещению отходов, заключенных ОАО «Спецавтотранс» с организациями, индивидуальными предпринимателями, согласно пункту 8.5 которых право собственности на ТБО и обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду принадлежит Заказчику.

При этом контрагенты ответчика вносили плату за негативное воздействие на окружающую среду и отходы, образовавшиеся в 2013 г., в доказательство чего ответчиком были предъявлены платежные поручениям, приобщенные к материалам дела.

Изложенное подтверждается и пояснениями истца, согласно которым общий объем платы за данный вид негативного воздействия подтверждается им в размере 11 287 067,41руб.

Кроме того как следует из представленного в материалы дела приказа № 276 от 29.12.2012 «Об установлении тарифов на вывоз и размещение твердых бытовых отходов на 2013» в структуру тарифа ответчика не включена плата за негативное воздействие на окружающую среду по контрагентам ответчика.

Согласно Положению, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 г. № 400 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природополь­зования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. № 370», Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, находя­щаяся в ведении Министерства природных ресурсов Российской Федерации, осуществляет кон­троль и надзор за использованием и охраной водных объектов имеет право давать юридиче­ским и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы (пункт 6.3).

Аналогичное право территориальных органов Росприроднадзора закреплено в п. 5.3 При­каза Минприроды РФ от 30.03.2011 г. № 188 «Об утверждении Типового положения о террито­риальном органе Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по федерально­му округу»

Так, согласно Письму Росприроднадзора от 15.10.2013 г. № АА-03-03-36/15272 «О направлении разъяснений» в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Рос­сийской Федерации от 05.03.2013 г. № 5-П «По делу о проверке конституционности статьи 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и постановления Правительства Россий­ской Федерации «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за за­грязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздей­ствия» в связи с жалобой Общества с ограни- ченной ответственностью «Тополь» внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду является обязанностью той организа­ции, в результате хозяйственной и иной деятельности которой образовались отходы, в случае, если отходы были переданы специализированным организациям для размещения.

В соответствии с Информацией Росприроднадзора от 15.08.2014 г. «О порядке внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду», разъяснено следующее.

Статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным.

Согласно ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления" (далее - Закон) плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Феде­рации.

В отношении определения плательщика платы за размещение отходов приоритетным яв­ляется вопрос определения собственника отходов.

Статьей 4 Закона установлено, что отходы являются объектом права собственности. Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.

В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (далее - Кодекс) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Таким образом, действующим законодательством установлено, что плата за размещение отходов взимается с собственника отходов.

В соответствии со ст. 236 Кодекса собственник вправе отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество. При этом отказ от права собственности не влечет прекра­щения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приоб­ретения права собственности на него другим лицом.

В соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона право

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2015 по делу n А12-572/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также