Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2008 по делу n А06-3915/2008. Отменить решение полностью и принять новый с/а
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 410031, Россия, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74 ===============================================================
Именем Российской Федерации ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов Дело N А06-3915/2008-9 12 ноября 2008 года Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 12 ноября 2008 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего - судьи Т.Н. Телегиной, судей Т.В. Волковой, Н.А. Клочковой при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.С. Семикиным при участии в заседании: от Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры – Берестовского Д.О., помощника прокурора, доверенность от 15.01.2007 № 38-5-2007 (ксерокопия в деле), ответчики, третье лицо извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в порядке части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается уведомлениями о вручении почтового отправления от 17.10.2008 №№ 98790, 98791, ходатайством от 12.11.2008 № 2370-09/12, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, г. Тверь, на решение Арбитражного суда Астраханской области от 15 сентября 2008 года по делу № А06-3915/2008-9, принятое судьей С.В. Богатыренко, по иску Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, г. Тверь, к муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования «Заволжский сельсовет», с. Заволжское Харабалинского района Астраханской области, обществу с ограниченной ответственностью «Волжанка», с. Речное Харабалинского района Астраханской области, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Астраханской области, г. Астрахань, о признании недействительным договора возмездного оказания услуг У С Т А Н О В И Л:в Арбитражный суд Астраханской области обратилась Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура с иском к муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования «Заволжский сельсовет» и обществу с ограниченной ответственностью «Волжанка» о признании недействительным договора на размещение отходов от 9 января 2008 года № 9. При рассмотрении дела в суде первой инстанции истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил исковые требования, просил признать недействительным договор на размещение отходов от 9 января 2008 года № 9 в части оказания услуг по приему, сбору, размещению бытовых отходов. Решением от 15 сентября 2008 года Арбитражного суда Астраханской области по делу № А06-3915/2008-9 в удовлетворении исковых требований отказано. Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура в лице Астраханской межрайонной природоохранной прокуратуры обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное. Заявитель апелляционной жалобы считает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы, содержащиеся в решении, не соответствуют обстоятельствам дела: в любой сфере деятельности, требующей лицензирования, законодательство обязывает всех лиц, действующих на основании лицензии, предоставлять копии лицензий своим контрагентам. В связи с этим, общество с ограниченной ответственностью «Волжанка» в силу части 3 статьи 4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» на момент заключения оспариваемой сделки заведомо должно было знать о незаконности ее заключения ввиду отсутствия у муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования «Заволжский сельсовет» соответствующей лицензии. Ходатайства общества с ограниченной ответственностью «Волжанка», муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования «Заволжский сельсовет», Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Астраханской области о рассмотрении апелляционной жалобы без участия их представителей подлежат удовлетворению. Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выступлении присутствующего в заседании представителя истца, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене по следующим основаниям. Как следует из материалов дела, муниципальным унитарным предприятием жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования «Заволжский сельсовет» (объект) и обществом с ограниченной ответственностью «Волжанка» (заказчик) заключен договор на размещение отходов от 9 января 2008 года № 9, по условиям которого заказчик сдает, а объект принимает бытовые отходы и фекальные воды в соответствии с актом приема сдачи отходов. Договор заключен на срок с 1 января по 31 декабря 2008 года. В ходе проведения Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой проверки было установлено, что муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования «Заволжский сельсовет» не имеет лицензию на выполнение работ по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, что не соответствует требованиям Федеральных законов «Об отходах производства и потребления», «О лицензировании отдельных видов деятельности». Истец считает, что сделка, вытекающая из договора на размещение отходов от 9 января 2008 года № 9, является недействительной на основании статей 167, 173 Гражданского кодекса Российской Федерации. Заключенный договор на размещение отходов от 9 января 2008 года № 9 является договором возмездного оказания услуг и регламентируется нормами главы 39 (статьи 779-783) Гражданского кодекса Российской Федерации. Правовые основы деятельности предприятий в области обращения с отходами производства и потребления регулируются Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». В соответствии с пунктом 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Согласно нормам статей 1, 9 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» опасные отходы - отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами. Обращение с отходами представляет собой деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. При этом деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов подлежит лицензированию. Из пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» следует, что опасные отходы в зависимости от степени их вредного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека подразделяются на классы опасности в соответствии с критериями, установленными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Суд первой инстанции установил факт осуществления муниципальным унитарным предприятием жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования «Заволжский сельсовет» деятельности по вывозу твердых бытовых отходов, относящихся к четвертому («малоопасные отходы») классу опасности в соответствии с Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, утвержденными приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15 июня 2001 года № 511, и Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 2 декабря 2002 года № 786. В пункте 74 части 1 статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусмотрено, что деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов подлежит лицензированию. Согласно пункту 3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2006 года № 524, лицензионными требованиями и условиями осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и транспортировке, размещению опасных отходов являются: наличие у лицензиата принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании производственных помещений, объектов размещения опасных отходов, специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, соответствующих установленным требованиям; наличие у работников юридического лица, допущенных к деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами на право работы с опасными отходами; проведение лицензиатом производственного контроля; наличие паспортов опасных отходов. Таким образом, муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования «Заволжский сельсовет» в силу указанных норм права обязано лицензировать деятельность, осуществляемую им на основании договора на размещение отходов от 9 января 2008 года № 9 в соответствии с правилами, установленными Положением о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов. В силу норм статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Согласно письму Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Астраханской области от 3 июня 2008 года № 549-02/12 муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования «Заволжский сельсовет» лицензию на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов не получало, и заявления от данной организации на получение указанной лицензии управление не поступало. Пунктом 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). В соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения. Сделка, совершенная юридическим лицом в противоречии с целями деятельности, определенно ограниченными в его учредительных документах, либо юридическим лицом, не имеющим лицензию на занятие соответствующей деятельностью, может быть признана судом недействительной по иску этого юридического лица, его учредителя (участника) или государственного органа, осуществляющего контроль или надзор за деятельностью юридического лица, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о ее незаконности (статья 173 Гражданского кодекса Российской Федерации). Судом правильно указано, что при рассмотрении настоящего спора в предмет доказывания входит установление обстоятельства, знала ли или заведомо должна была знать другая сторона в сделке о её незаконности, и только в случае доказанности этого обстоятельства сделка может быть признана судом недействительной. Вместе с тем, вывод суда первой инстанции об отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о том, что сторона сделки – общество с ограниченной ответственностью «Волжанка» при заключении договора на размещение отходов от 9 января 2008 года № 9 с муниципальным унитарным предприятием жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования «Заволжский сельсовет» знала или заведомо должна была знать о её незаконности, не основан на материалах дела и нормах права. Учитывая специфику заключенного договора, следует признать, что при заключении договора на размещение опасных отходов его стороны, действуя разумно и добросовестно, должны проверить наличие соответствующей лицензии. Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались. Общество с ограниченной ответственностью «Волжанка» является собственником отходов, составляющих предмет оспариваемого договора, последнему было известно, о том, что в процессе его деятельности образуются отходы 4 класса опасности, подлежащие размещению на полигоне твёрдых бытовых отходов, что подтверждается представленными лимитами на размещение отходов, установленных обществу с ограниченной ответственностью «Волжанка» Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Астраханской области. В силу части 3 статьей 4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственник Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2008 по делу n А12-14682/08-С18. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|