Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2015 по делу n А06-8372/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: [email protected]

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

 

г. Саратов

Дело №А06-8372/2014

 

08 июня 2015 года

Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 08 июня 2015 года.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Веряскиной С.Г., судей: Александровой Л.Б., Луговского Н.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шепелевым С.В.,

в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «АстраханьПассажирТранс» (г. Астрахань, ИНН 3016046285)

на решение арбитражного суда Астраханской области от 28 января 2015 года по делу № А06-8372/2014 (судья Шарипов Ю.Р.)

по заявлению открытого акционерного общества «АстраханьПассажирТранс» (г. Астрахань, ИНН 3016046285)

об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (г. Астрахань)

заинтересованные лица:

общество с ограниченной ответственностью «Сервисный центр «Мастер-Про» (г. Астрахань),

общество с ограниченной ответственностью Консалтинговая компания «Транспортный эксперт» (г. Самара)

 

УСТАНОВИЛ:

            открытое акционерное общество «АстраханьПассажирТранс» (далее общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд Астраханской области с заявлением об оспаривании решения  Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее УФАС по Астраханской области, управление, антимонопольный орган) № 28-НТ-04-14 от 20.05.2014г.

            К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: общество с ограниченной ответственностью «Сервисный центр «Мастер-Про» (г. Астрахань), общество с ограниченной ответственностью Консалтинговая компания «Транспортный эксперт» (г. Самара).

Решением арбитражного суда Астраханской области от 28 января 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Открытое акционерное общество «АстраханьПассажирТранс», не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.

УФАС по Астраханской области считает решение суда первой инстанции законным, обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению  по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу.

Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена на сайте суда в сети Интернет 30 апреля 2015 года.

В соответствии с ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает апелляционную жалобу без участия открытого акционерного общества «АстраханьПассажирТранс», Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области, общества с ограниченной ответственностью «Сервисный центр «Мастер-Про», общества с ограниченной ответственностью Консалтинговая компания «Транспортный эксперт», надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.

Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, 21.05.2014 решением Астраханского УФАС №28-НТ-04-14 признана обоснованной жалоба ООО «Консалтинговая компания «Транспортный эксперт» на действия ОАО «АстраханьПассажирТранс» при проведении запроса предложений на поставку терминалов обслуживания УЭК (транспортное приложение) и программного обеспечения транспортных терминалов по приему к оплате УЭК (реестровый номер 31401089173). ОАО «АстраханьПассажирТранс» признано нарушившим ч.1 ст.2 Федерального закона №223-ФЗ от 18.07.2011 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Закон о закупках) и п.7 Положения о закупках товаров, работ, услуг для собственных нужд ОАО «АстраханьПассажирТранс» в части не установления в извещении о проведении запроса предложений критериев оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений.

Основанием для вынесения указанного решения послужил вывод антимонопольного органа о том, что в нарушение положений п.13 ч.10 ст.4 Закона о закупках и пунктов 7.3.4, 7.5 Положения о закупках товаров, работ, услуг для собственных нужд ОАО «АстраханьПассажирТранс» в извещении о проведении запроса предложений не установлены критерии оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений.

Не согласившись с решением антимонопольного органа, общество обратилось в суд с указанными выше требованиями.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о законности оспариваемого решения антимонопольного органа и отсутствия нарушения прав и законных интересов заявителя.

Апелляционная инстанция считает выводы суда первой инстанции законными, обоснованными и соответствующими обстоятельствам дела.

На основании части 1 статьи 2 Закона о закупках заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизменяемых требований к участникам закупки.

Осуществляя закупку товаров, работ, услуг ОАО «АстраханьПассажирТранс» должно соблюдать основные требования к закупке и общие принципы закупки, установленные частью 2 статьи 1, статьей 3 Закона о закупках.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено, что не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке; порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

В соответствии с п.4.2.1.2 Положения о закупках ОАО «АстраханьПассажирТранс», утвержденном протоколом Совета директоров ОАО «АстраханьПассажирТранс» №18 от 12.03.2012 (далее - Положение о закупках). ОАО «АстраханьПассажирТранс» может проводить закупки в форме запроса предложений.

Согласно п.7.1 Положения о закупках под запросом предложений организатор закупки понимает способ осуществления закупки без проведения торгов в сокращенные сроки, победителем которого признается лицо, предложившее лучшие условия исполнения договора в соответствии с установленными критериями и порядком оценки и сопоставления заявок.

В силу требований п. 12 ч.10 ст.4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Как следует из п.7.3.4. и п.7.5 Положения о закупках извещение о проведении запроса предложений должно содержать критерии оценки предложений, которые вместе с методикой оценки и сопоставления предложений, вырабатывает структурное подразделение организатора закупки, в чьих интересах проводится запрос предложений.

Таким образом, порядок оценки и сопоставления заявок конкурсной документации, установленный на основании положения о закупках должен содержать перечень конкретных требований (критериев) которым должна соответствовать заявка участника, условия, при которых заявка одного участника будет признана конкурсной комиссией наиболее предпочтительной по сравнению с другими заявками. В порядке сопоставления заявок должна быть указана значимость каждого критерия предъявляемого к участнику конкурса.

Как установлено судом  первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, такая конкретизация в документации ОАО «АстраханьПассажирТранс»  при проведении запроса предложений на поставку терминалов обслуживания УЭК (транспортное приложение) и программного обеспечения транспортных терминалов по приему к оплате УЭК (реестровый номер 31401089173) не содержится.

При рассмотрении спора судами установлено, что в извещении, размещенном организатором закупки 19.04.2014 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - официальный сайт) о проведении запроса предложений на поставку терминалов обслуживания УЭК (транспортное приложение) и программного обеспечения транспортных терминалов по приему к оплате УЭК (реестровый номер 31401089173), указан единственный критерий оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений - цена контракта, что противоречит требованиям Положения о закупке и Закона о закупках.

Как следует из пункта 6.1 Заказа на товары и технические  требования, утвержденного генеральным директором ОАО «АстраханьПассажирТранс», цена контракта является единственным критерием оценки заявок, поданных на участие в запросе предложений. Информации об иных критериях оценки и сопоставления заявок на участие данный Заказ не содержит.

ОАО «АстраханьПассажирТранс» в апелляционной жалобе указывает, что к критериям оценки и сопоставления заявок также относятся указанные в конкурсной документации требования к участникам закупки. Однако, указанные требования, в соответствии с пунктом 16 извещения о проведении запроса предложений, являются предметом рассмотрения и оценки при принятии решения о допуске (недопуске) участника к проведению запроса предложений.

С учетом изложенного антимонопольный орган в рамках рассмотрения жалобы пришел к обоснованному выводу о том, что положение о закупках и закупочная документация ОАО «АстраханьПассажирТранс» не содержат требований к порядку оценки и сопоставления заявок, на основе которых комиссия оценивает поданные заявки и отдает предпочтение конкретной заявке  участника, соблюдая принципы закупки, определенные статьей 3 Закона о закупках.

Таким образом, ОАО «АстраханьПассажирТранс», не определив в закупочной документации исчерпывающие критерии оценки и сопоставления и, указав, что сопоставление заявок производится по степени предпочтительности для заказчика, фактически не определило порядок их оценки и сопоставления, что является несоблюдением пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Необходимость полного раскрытия информации о торгах следует как из статей 1, 3 и 4 Закона о закупках, а также пункта 2 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации с учетом положения о равенстве всеобщего доступа к открытым торгам (пункт 1 этой статьи), так и из недопустимости ограничения конкуренции и злоупотребления доминирующим положением на рынке (пункт 1 статьи 10 названного Кодекса).

Отсутствие порядка оценки и сопоставления конкурсных заявок может привести к злоупотреблениям со стороны организаторов торгов, поскольку определение победителя может быть основано на субъективном усмотрении организатора торгов (его конкурсной или аукционной комиссии).

Данные критерии являются необходимыми для участников закупки, поскольку их наличие не только соответствует принципам открытости и прозрачности закупки, в том числе, при определении победителя, но и является стимулирующим фактором при подаче заявок, а также направлено на поддержание конкуренции, нивелирование споров и разногласий участников и организаторов закупок при подведении их итогов. С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не принимает довод апелляционной жалобы об отсутствии ограничения конкуренции.

ОАО «АстраханьПассажирТранс»,

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2015 по делу n А12-19212/2014. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также