Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2015 по делу n А06-12373/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

 

 

 

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: [email protected]

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

 

г. Саратов

Дело №А06-12373/2014

 

02 июня 2015 года

Резолютивная часть постановления объявлена «01» июня 2015 года.  

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,

судей    Смирникова А.В., Цуцковой М.Г.

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Волковой А.А.,

рассмотрев  в открытом судебном заседании апелляционную жалобу жалобу Государственного учреждения Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, г. Астрахань (ИНН 3013010945, ОГРН 1023000828058)

на решение Арбитражного суда Астраханской области от «06» апреля 2015 года по делу №  А06-12373/2014, (судья Колмакова Н.Н.)

по заявлению Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа № 4 города Астрахани», г. Астрахань (ИНН 3018015797, ОГРН 1023000852841)

к Государственному учреждению Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, г. Астрахань (ИНН 3013010945, ОГРН 1023000828058)

о признании недействительными решений № 415 от 07.10.2014, № 568 от 07.10.2014;

УСТАНОВИЛ:

в Арбитражный суд Астраханской области обратилось муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа № 4 города Астрахани» (далее – МБОУ ДОД «ДМШ № 4 г. Астрахани») с заявлением к Государственному учреждению Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – ГУ – АРО ФСС РФ, фонд) о признании незаконными решений органа контроля за уплатой страховых взносов № 415 от 07.10.2014г., № 568 от 07.10.2014г.

Решением Арбитражного суда Астраханской области от 06 апреля года по делу № А06-12373/2014 требования МБОУ ДОД «ДМШ № 4 г. Астрахани» были удовлетворены.

Суд признал недействительными решения Государственного учреждения – Астраханское отделение Фонда социального страхования Российской Федерации № 568 от 07.10.2014, № 415 от 07.10.2014.

Кроме того, с ГУ – АРО ФСС РФ в пользу МБОУ ДОД «ДМШ № 4 г. Астрахани» были взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 4000 рублей.

Не согласившись с принятым решением, государственное учреждение – Астраханское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.

Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. О месте и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

МБОУ ДОД «ДМШ № 4 г. Астрахани» в порядке статьи 262 АПК РФ представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст. 268 (ч.5) – 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении апелляционной жалобы установлены следующие обстоятельства.

Государственным учреждением - Астраханское региональное отделение Фонда социального страхования РФ проведена выездная проверка Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа № 4 города Астрахани» по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования Российской Федерации за период с 01.01.2011 по 31.12.2013.

Проверкой установлено, что выплаты в виде грантов педагогическим и руководящим работникам муниципальных образовательных учреждений, фактически произведенные учреждением - работодателем (школой) своим работникам, подлежат обложению страховыми взносами независимо от источника их финансирования, по результатам чего составлен акт выездной проверки от 10.09.2014 № 714.

Решением № 415 от 07.10.2014 МБОУ ДОД «ДМШ № 4 г. Астрахани» привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ) в виде штрафа в размере 1 159, 99 руб., кроме того, заявителю начислены пени в размере 28, 32 руб., предложено уплатить дополнительно начисленные страховые взносы в сумме 5 799,94 руб.

Кроме того в ходе проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлено, что страхователь не исчислил страховые взносы с вознаграждений физическим лицам за счет полученных грантов в сумме 200 000 рублей.

Решением от 07.10.2014 № 568 МБОУ ДОД «ДМШ № 4 г. Астрахани»  привлечено к ответственности, предусмотренной ст. 19 Федерального закона от 24.07.1998г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» в виде штрафа сумме 80 руб., предложено уплатить дополнительно начисленные страховые взносы в сумме 400 руб.,  пени в сумме 246,22 руб., а так же штрафные санкции в сумме 80 руб.

Не согласившись с вышеуказанными решением и требованием, МБОУ ДОД «ДМШ № 4 г. Астрахани»   обратилось в суд с соответствующим заявлением.

Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, пришёл к выводу о том, что цель предоставления денежных средств педагогическим работникам соответствуют основанию, указанному в подпункте "е" пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона № 212-Ф3, что служит основанием для освобождения от обложения страховыми взносами.

Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений органов местного самоуправления, если полагают, что они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, как предусмотрено частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ и статьёй 13 Гражданского кодекса РФ.

Частью 1 статьи 7 Федерального закона № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты физическим лицам, признаются, в том числе, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

Исключение составляют выплаты, в том числе предусмотренные подпунктом 2 части 3 статьи 9 Федерального закона № 212-ФЗ, согласно которому в базу для начисления страховых взносов помимо выплат, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, также не включаются в части страховых взносов, подлежащих уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, - любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, в том числе по договору авторского заказа, договору об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательскому лицензионному договору, лицензионному договору о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

В соответствии со статьёй 2 Федерального закона от 23.08.1996 №127-ФЗ «О науке и государственно-технической политике» под «грантом» понимаются  денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными       организациями       на проведение         конкретных  научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями.

Статьёй 582 Гражданского кодекса РФ пожертвованием признаётся дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в статье 124 данного Кодекса.

Коллегия согласна с выводами суда первой инстанции, что в рассматриваемом случае выплаченные денежные средства гранта являются предметом договора пожертвования, имеющего гражданско-правовой характер. В отношении такой выплаты заявитель не является плательщиком страховых взносов, поскольку их получение работником не предполагает выполнение с его стороны каких-либо работ или услуг для работодателя.

Судом  установлено, что грантополучателями и получателем поощрения стали победители конкурса, которые являются физическими лицами. Грантодателем выступает администрация г. Астрахани, а поощрения выплачено в соответствии с распоряжениями мэра города Астрахани «О присуждении грантов мэра города Астрахани руководящим работникам муниципальных образовательных учреждений города Астрахани» №966-р-м от 26.09.2011, №1113-р-м от 28.12.2012, №1038-р от 24.12.2013.

Ни администрация г. Астрахани, в лице Управления по образованию и науке администрации города Астрахани, ни Комитет по образованию и науке администрации г. Астрахани не являются работодателями указанных в акте выездной проверки лиц.

Суммы в виде Грантов, предоставляемых для поддержки науки и образования, культуры и искусства в Российской Федерации на счет учреждения, являющегося работодателем в отношении грантополучателей, не поступали. Соответственно учреждение не распределяло вознаграждение из этих сумм своим работникам.

Кроме того, судом правомерно учтен целевой характер предоставленных средств.

В соответствии с пунктом 1.6. Положения о грантах мэра города Астрахани педагогическим и руководящим работникам муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей, подведомственных управлению культуры администрации г. Астрахани, утвержденного постановлением мэра от 07.11.2006 № 2378, средства гранта могут быть использованы для совершенствования профессионального мастерства педагогического работника, издания научно-методической литературы, обобщающей опыт работы, творческих командировок с целью изучения педагогического опыта и т.д., то есть для возмещения расходов на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников.

Согласно пункту 1.7. Положения о грантах мэра города Астрахани педагогическим и руководящим работникам муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей, подведомственных управлению культуры администрации города Астрахани, утвержденного постановлением мэра города от 15.09.2011 № 8403-м, средства гранта могут быть использованы для совершенствования профессионального мастерства педагогического работника, издания научно-методической литературы, обобщающей опыт работы, творческих командировок с целью изучения педагогического опыта и т.д., то есть для возмещения расходов на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников.

Таким образом, гранты, выделенные педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений, в частности в октябре 2011 года Богачкову В.Ф, Бойко Н.А., Мартиросянц К.С., в октябре 2012 года Городянской Г.А., Лыс О.А., в декабре 2013 года Булашевой М.А., Еремицкой О.Я., Мигунову С.М. в сумме 200 000 рублей администрацией города Астрахани (не являющейся для них работодателем) не облагаются страховыми взносами.

В связи с чем, суд пришел к правильному выводу о том, что гранты, выделенные педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений, не облагаются страховыми взносами.

Апелляционная коллегия считает, что вопреки доводам апелляционной жалобы, основания для применения норм трудового права отсутствуют.

Кроме того, суд первой инстанции верно учёл целевой характер предоставленных средств.

Подпунктом 12 части 1 статьи 9 Федерального закона № 212-Ф3 к суммам, не подлежащим обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, относятся все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат связанных, в том числе и с возмещением расходов на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников.

Судебная коллегия считает, что цель предоставления денежных средств педагогическим работникам соответствуют основанию, указанному в подпункте 12 части 1 статьи 9 Федерального закона № 212-Ф3, и служит основанием для освобождения от обложения страховыми взносами.

Следовательно, суд первой инстанции пришёл к верному выводу, что гранты, выделенные педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений, не облагаются страховыми взносами.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических  обстоятельств  и  представленных  доказательств, правильно установленных и оцененных судом первой инстанции, и не могут служить основаниями для отмены принятого решения.

Суд первой инстанции, установив нарушения норм закона и прав заявителя, обоснованно в соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ удовлетворил заявленные требования.

При указанных обстоятельствах оснований для отмены обжалованного решения не имеется. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.

Апелляционная жалоба Государственного учреждения – Астраханское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации подлежит оставлению без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Астраханской области от «06» апреля 2015 года по делу №  А06-12373/2014  оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                 С.А. Кузьмичев

Судьи:                                                                                   А.В. Смирников

                                                                                                     М.Г. Цуцкова

 

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2015 по делу n А57-24299/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также