Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2015 по делу n А12-6429/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

 

 

 

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: [email protected]

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

 

г. Саратов

Дело №А12-6429/2013

 

26 мая 2015 года

Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2015 года.

 

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,

судей Смирникова А.В., Цуцковой М.Г.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тюкиной А.А.,

рассмотрев  в открытом судебном заседании апелляционную жалобу комитета по управлению имуществом администрации городского округа – город Камышин

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 05 марта 2015 года по делу № А12-6429/2013 (судья Селезнев И.В.)

по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Волгоградской области (403874, Волгоградская область, Камышинский район, г. Камышин, ул. Короленко, д. 18, ОГРН 1043400645012, ИНН 3436014977)

к комитету по управлению имуществом администрации городского округа – город Камышин (403882, Волгоградская область, Камышинский район, г. Камышин, ул. Октябрьская, д. 60, ОГРН 1023404968619, ИНН 3436103218)

о взыскании задолженности по налогу на добавленную стоимость в размере 4 646 350 руб.,

без участия в судебном заседании сторон;

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 3 по Волгоградской области обратилась в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о взыскании с Комитета по управлению имуществом Администрации городского округа – город Камышин  задолженности по налогу на добавленную стоимость в размере 4 646 350 руб.

Решением арбитражного суда Волгоградской области от 05 марта 2015 года требования заявителя были удовлетворены.

Суд взыскал с комитета по управлению имуществом задолженность по НДС в размере 4 646 350 руб.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, комитет по управлению имуществом обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить.

Доводы жалобы основаны на несогласии комитета по управлению имуществом с тем, что при реализации на территории РФ муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого образования, физическими лицами, обязанности по исчислению и уплате НДС у органов местного самоуправления, осуществляющих операции по реализации данного имущества.

МИФНС № 3 по Волгоградской области в соответствии со ст. 262 АПК РФ представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение арбитражного суда Волгоградской области от 05.03.2015г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей комитета по управлению имуществом администрации городского округа – город Камышин, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Волгоградской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания (п. 1 ст. 123, п. 3 ст. 156 АПК РФ).

Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст. 268 (ч.5) - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении апелляционной жалобы установлены следующие обстоятельства.

Комитет по управлению имуществом Администрации городского округа -город Камышин является структурным подразделением Администрации городского округа - город Камышин и осуществляет функции по управлению и распоряжению муниципальным имуществом.

В рамках осуществления своих полномочий при выполнении прогнозного плана (программы) приватизации муниципального имущества в 2009-2011 годах Комитет, как продавец, заключал договоры с физическими лицами на реализацию им объектов муниципального недвижимого имущества.

Межрайонной ИФНС России №3 по Волгоградской области  проведена выездная налоговая проверка Комитета по управлению имуществом Администрации городского округа - город Камышин, по результатам которой инспекция признала Комитет плательщиком НДС, осуществившим операции, признаваемые подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения. При этом инспекция руководствовалась пунктом 1 статьи 143 НК РФ и Положением о Комитете по управлению имуществом Администрации городского округа - город Камышин, утвержденным Постановлением главы городского округа - город Камышин от 12.05.2006 №807-п, согласно которому Комитет является юридическим лицом с самостоятельным балансом и счетами в банковских учреждениях.

В ходе налоговой проверки установлено неудержание и неперечисление Комитетом в бюджет НДС по совершенным сделкам в общей сумме 25524834 руб., в том числе: за 2009 год в размере 12853209 руб., за 2010 год в размере 9990262 руб. и за январь - март 2011 года в размере 681363 руб.

Выявленные нарушения зафиксированы инспекцией в акте выездной налоговой проверки от 06.06.2012 №12-37/41, по результатам рассмотрения которого исполняющим обязанности начальника Межрайонной ИФНС России №3 по Волгоградской области  принято решение №12-41/41 от 29.06.2012 «Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», которым заявителю предложено уплатить недоимку по НДС в размере 23524834 руб. и внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Волгоградской области от 20.08.2012 №669 решение Межрайонной ИФНС России №3 по Волгоградской области №12-41/41 от 29.06.2012 оставлено без изменения.

Настаивая, что глава 21 НК РФ не предполагает отнесение публично-правовых образований к плательщикам НДС при осуществлении полномочий, вмененных им в обязанность Федеральным законом РФ № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Комитет по управлению имуществом Администрации городского округа - город Камышин обратился в арбитражный суд соответствующим заявлением.

На основании данного обращения  арбитражный суд Волгоградской области возбудил производство по делу № А12-23300/2012, в связи с чем, производство по делу № А12-6429/2013 было приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по делу №А12-23300/2012.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 08 сентября 2014 года по делу № А12-23300/2012, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2014г. требования комитета по управлению имуществом удовлетворены частично.

Суд признал недействительными решение Межрайонной ИФНС России № 3 по Волгоградской области от 29.06.2012 №12-41/41 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части предложения комитету по управлению имуществом уплатить недоимку по НДС в размере 18 878 483 руб. и в части предложения внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета, решение УФНС России по Волгоградской области от 20.08.2012 № 669 в части отказа в удовлетворении апелляционной жалобы комитета по управлению имуществом о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России № 3 по Волгоградской области от 29.06.2012 № 12-41/41 в части предложения уплатить недоимку по НДС в размере 18 878 483 руб., обязал налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов комитета по управлению имуществом.

В удовлетворении требований заявителя о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России № 3 по Волгоградской области от 29.06.2012 № 12-41/41 в части предложения уплатить недоимку по НДС в размере 4 646 350 руб. отказано.

Определением арбитражного суда Волгоградской области от 26.01.2015г. производство по настоящему делу было возобновлено.

Суд, удовлетворяя требования налогового органа, в своем решении указывает комитету по управлению имуществом на то, что имеется вступившее в законную силу решение арбитражного суда Волгоградской области от 08.09.2014г. по делу №А12-23300/2012, которым установлено наличие у Комитета обязанности по уплате НДС в размере 4 646 350 руб.

Суд апелляционной инстанции соглашается выводами суда первой инстанции.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Исчерпывающий перечень операций, не признаваемых объектом налогообложения и освобождаемых от обложения НДС, закреплен в пункте 2 статьи 146, статье 149 Налогового кодекса Российской Федерации. Операции по реализации муниципального имущества, не закреплённого за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего муниципального образования, в указанных нормах не поименованы.

Таким образом, в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации операции по реализации указанного имущества подлежат обложению НДС.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума от 18.09.2012 N 3139/12, в отношении сделок по реализации муниципального имущества судам необходимо учитывать положения Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующие порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость при реализации муниципального имущества, составляющего муниципальную казну.

В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога. При этом налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации (передаче) указанного имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

В силу всеобщности, обязательности налогообложения и равенства участников налоговых правоотношений, а также учитывая, что на основании статьи 50 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьи 12 Налогового кодекса налог на добавленную стоимость признается федеральным налогом, обязательным к уплате в федеральный бюджет, недопустима неуплата налога на добавленную стоимость с операций по реализации упомянутого имущества в зависимости от того, каким именно лицом оно приобретается.

Таким образом, при реализации не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями муниципального имущества, составляющего казну муниципального образования, физическим лицам, не имеющим статуса индивидуального предпринимателя, обязанность по перечислению суммы налога на добавленную стоимость в федеральный бюджет возлагается на продавца такого имущества.

В силу пункта 3 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение операций по реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного имущества производится по налоговой ставке 18 процентов.

Согласно пункту 4 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации при удержании налога налоговыми агентами в соответствии с пунктами 1 - 3 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая ставка определяется как процентное отношение налоговой ставки, предусмотренной пунктом 2 или пунктом 3 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки.

Поскольку гражданско – правовые отношения сторон в обязательстве не могут изменять или дополнять действующий порядок определения налоговой базы по НДС, предусмотренный законодательством о налогах и сборах, то указанные продавцом в договоре купли – продажи стоимости объекта имущества без НДС не может изменять порядка определения размера налоговой базы,  исходя из выплачиваемого продавцу дохода. При этом, исчисление НДС в данном случае сопряжено не с увеличением суммы сделки по договору купли – продажи на сумму НДС, а с определением налога расчетным методом от налоговой базы, то есть от фактически выплаченного дохода продавцу.

Таким образом, по всем сделкам рассматриваемым в рамках настоящего дела, сумма НДС исчисляется расчетным методом (18/118%) из доходов (цена имущества), полученных Комитетом, указанных в соответствующих договорах купли – продажи.

Определенный расчетным методом и подлежащий уплате комитетом по управлению имуществом НДС по сделкам, связанным с реализацией имущества физическим лицам, не имеющим статуса индивидуального предпринимателя, составил 4 646 350 руб.

Таким образом, выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу обстоятельствам, нарушений норм материального и процессуального права при вынесении судебного акта не допущено.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы основаны на неверном толковании заявителем правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 08.04.2014 № 17383, и не могут служить основаниями для отмены принятого решения.

Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 05 марта 2015 года по делу № А12-6429/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в силу с момента его принятия и  может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.

Председательствующий судья

                       С.А. Кузьмичев

Судьи

                     А.В. Смирников

                          М.Г. Цуцкова

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2015 по делу n А06-8528/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также