Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2008 по делу n А57-717/08-38. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 410031, Россия, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74 ===============================================================
Именем Российской Федерации ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов Дело № А57-717/08-38 01 ноября 2008г.
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2008 года Полный текст постановления изготовлен 01 ноября 2008 года Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Волковой Т.В., судей Агибаловой Г.И., Никитина А.Ю. при ведении протокола судебного заседания секретарем суда Царук М.А., при участии: от ОАО «РЖД» в лице Приволжской железной дороги - филиала ОАО «РЖД», Павленко И.И. (удостоверение № 87082 выдано 03.05.2007 г., доверенность № 122 выдана 23.05.2007 г. сроком по 12.12.2008 г.), от ОАО «Балаковорезинотехника» Андриянов И.А. (паспорт № 63 02 893093 выдан 28.02.2002 г. УВД г. Балаково и Балаковского района Саратовской области, доверенность № 121 выдана 28.05.2008 г. сроком на один год), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО «РЖД» в лице Приволжской железной дороги - филиала ОАО «РЖД», г.Саратов на решение Арбитражного суда Саратовской области от 25 августа 2008 года по делу № А57-717/08-38 (судья Мещерякова И.В.), по иску ОАО «РЖД» в лице Приволжской железной дороги - филиала ОАО «РЖД», г.Саратов к ОАО «Балаковорезинотехника», г.Батаково-16 о взыскании 75280 руб.
УСТАНОВИЛ:
ОАО «РЖД» в лице Приволжской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к ОАО «Балаковорезинотехника» о взыскании задолженности за простой арендованных вагонов в размере 75 280 руб. Решением арбитражного суда Саратовской области от 25 августа 2008 года в удовлетворении исковых требований было отказано в полном объеме. Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО «РЖД» в лице Приволжской железной дороги - филиала ОАО «РЖД», обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение по настоящему делу отменить, вынести новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме. Представитель ОАО «РЖД» в лице Приволжской железной дороги - филиала ОАО «РЖД», явился в судебное заседание, поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, вынести новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе. Представитель ОАО «Балаковорезинотехника», явился в судебное заседание, пояснил, что считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просил оставить судебный акт без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, изучив доводы апелляционной жалобы, в открытом судебном заседании, апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта в силу следующего. Как следует из материалов дела, 1 января 2006 г. и 1 января 2007 г. между ОАО «РЖД» (арендодатель) и ОАО «Балаковорезинотехника» (арендатор) были заключены договоры №12/06 и №Д-5ДЦФТО/НЮ аренды грузовых вагонов ОАО «РЖД», в соответствии с которыми истец предоставляет, а ответчик принимает по акту приема-передачи за плату во временное владение и пользование 25 бункерных полувагонов для перевозки битума на срок с 01.01.2006 г. по 30.06.2006 г. и с 01.01.2007 г. по 30.06.2007 г. соответственно. (л.д. 5-10,12 т.1.) В силу пункта 3.1 договоров аренды арендатор обязан использовать вагоны исключительно по назначению и в соответствии с техническими нормами эксплуатации, установленными для данного вида вагонов, а также в соответствии с Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. Не допускается использование вагонов в качестве мест хранения товаров и осуществление перевозок грузов в вагонах, не предназначенных к перевозкам в данном роде железнодорожного подвижного состава, простои вагонов без погрузки более 10 суток. В ходе проверки исполнения условий договоров истцом был выявлен факт нарушения ответчиком п. 3.1 договоров, а именно: простой арендованных вагонов более 10 суток без погрузки. В подтверждение простоя арендованных вагонов истец представил дорожные ведомости, квитанции о приеме груза и корешки дорожных ведомостей. Согласно условию пункта 5.3 договоров аренды при нарушении арендатором своих обязательств, установленных пунктом 3.1 данных договоров, арендатор выплачивает арендодателю единовременный штраф в размере двукратного размера суточной арендной платы за каждое нарушение по каждому вагону, независимо от продолжительности нарушения. Согласно Приложению №4 к договору №12/06 от 01.01.2006 г. размер арендной платы за каждый вагон составляет 320 руб., а Приложению №3 к договору №Д-5ДЦФТО/НЮ от 01.01.2007 г. -380 руб., то есть за 2006 г. двукратный размер арендной платы за каждый вагон составил 640 руб., за 2007 г. - 760 руб. (л.д.45 т.1). Таким образом, по договору №12/06 от 01.01.2006 г. ОАО «Балаковорезинотехника» был начислен штраф в сумме 60800 руб. за период с 01.01.2006 г. по 31.12.2006 г., по договору №Д-5ДЦФТО/НЮ от 01.01.2007 г. в сумме 14480 руб. за период с 01.01.2007 г. по 22.03.2007 г., а всего на общую сумму 75 280 руб. Для оплаты был выставлен счет № 0080000000005001/9300016442 от 06.04.2007 г. 19.07.2007 г. истцом в адрес ОАО «Балаковорезинотехника» была направлена претензия №5658 от 16.07.2007 г. в связи с нарушением последним договорных обязательств и было предложено перечислить на расчетный счет ОАО «РЖД» сумму штрафа в размере 75 280 руб. (л.д. 20-21 т.1), Данная претензия ОАО «Балаковорезинотехника» была отклонена с указанием на исключения, указанные в п.3.1 договоров аренды. (л.д.18 т.1) Судебная коллегия, изучив доводы изложенные в апелляционной жалобе находит их необоснованными и не подлежащими удовлетворению в силу следующего. Обязанности по договору аренды транспортного средства, которые могут быть обеспечены неустойкой, предусмотрены параграфом 3 главы 34 и статьей 622 Гражданского кодекса Российской Федерации. В отличии от них условия заключенного сторонами договора об ответственности ответчика за простой вагона без погрузки более установленного срока согласуются с положениями статей 47, 99, 1000 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", которыми предусмотрены штрафы за простой подвижного состава. Согласно статье 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, к ответственности ответчика за простой вагона должны применяться нормы Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта РФ", а не договора, вследствие чего включение в договор условий об ответственности в указанном в договоре размере является незаконным. Поэтому к названной договорной ответственности должны применяться нормы права об ответственности за нарушения, вытекающие из перевозки грузов, в том числе - о сроке исковой давности. Пунктом 5.3 названного договора предусмотрена ответственность арендатора за нарушение обязательств, установленных п. 3.1 договора, а именно - арендатор выплачивает арендодателю штраф в размере двукратного размера арендной платы по настоящему договору за каждый вагон. Однако, согласно п. 3.1 договора аренды грузовых вагонов ОАО «РЖД» № 12/06 от 01.01.2006 г. не допускается простои вагонов без погрузки более 10 суток за исключением вагонов, находящихся в ремонте, вагонов, перевозящих грузы, имеющие сезонный характер перевозок, а также специального подвижного состава. Статьей 63 Транспортного устава железных дорог Российской Федерации определено, что отношения между контрагентом и владельцем подъездного железнодорожного пути, примыкающего к железнодорожным путям общего пользования, регулируются заключенным между ними договором. Судебная коллегия не может согласиться с доводом заявителя о незаконности отказа в удовлетворении исковых требований по взысканию штрафа за простой вагонов по договору № 12/06 от 01.01.2006г. в размере 60 800 рублей за период с 01.01.2006г. по 31.12.2006г. в силу следующего. Срок действия вышеуказанного договора установлен с 01.01.2006г. по 30.06.06г. Дополнительным соглашением № 1 от 27.06.2006г. срок действия вышеуказанного договора был продлен до 31.12.2006г., однако данным соглашением не были внесены изменения в п.3.1 договора, относительно взымания штрафных санкций за простой вагонов. Согласно п. 3.1 договора аренды грузовых вагонов ОАО «РЖД» № Д-5ДЦФТО-НЮ от 01.01.2007 г. не допускается простои вагонов без погрузки более 10 суток за исключением вагонов, находящихся в ремонте, вагонов, перевозящих грузы, имеющие сезонный характер перевозок, а также специализированного железнодорожного подвижного состава и грузовых вагонов, переоборудованных под перевозку людей. Пунктом 5.3 данного договора предусмотрена ответственность арендатора за нарушение обязательств, установленных п. 3.1 договора, а именно - арендатор выплачивает арендодателю единовременный штраф в размере двукратного размера суточной арендной платы по настоящему договору за каждое нарушение по каждому вагону, независимо от продолжительности нарушения. Дополнительным соглашением № 2 от 01.07.2007 г. в п. 3.1 указанного договора внесено изменение и второе предложение данного пункта было изложено в следующей редакции: «Не допускается использование вагонов в качестве мест хранения товаров, осуществление перевозок грузов в вагонах, не предназначенных для перевозки в данном роде железнодорожного подвижного состава, простой вагонов без погрузки более 10 суток (за исключением вагонов, находящихся в ремонте, вагонов, перевозящих грузы, имеющие сезонный характер перевозок, а также специального железнодорожного подвижного состава и грузовых вагонов, переоборудованных под перевозку людей». Также были внесены изменения в п. 9.2 договора в части срока действия договора - с 01.01.2007 г. по 31.12.2007 г. Данное дополнительное соглашение обоснованно не принято судом первой инстанции во внимание, так как изменения в договор № Д-5ДЦФТО-НЮ от 01.01.2007 г. внесены 01.07.2007 г., а штраф начислен за простой вагонов за период с 01.01.2007 г. по 22.03.2007 г., т.е. до подписания дополнительного соглашения. Заявителем в исковом заявлении указывается, что факт нарушения был выявлен в ходе проверки. Однако в материалах дела отсутствуют доказательства проведения такой совместной проверки, которая предусматривалась условиями договора. Согласно п.2.2 раздела II «Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума», утвержденных Приказом МПС №25 от 18.06.2003 бункерные полувагоны могут использоваться только для перевозки вязкого нефтебитума и нефтяного кокса. Как следует из п. 2.28 и таблицы № 4 приложения 3 Постановления ФЭК РФ от 17.06.2003 г. №47-т/5 (с изменениями от 30.04.2008 г.) «Об утверждении прейскуранта №10-01 «Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые РЖД» (Тарифное руководство №1, части 1 и 2) вагоны для перевозки битума нефтяного относятся к специальным передвижным формированиям. Как следует из п. 2.8 и таблицы № 7 приложения 5 вышеуказанного Постановления вагоны бункерного типа для нефтебитума относятся к специализированным вагонам. Судебная коллегия считает, что довод заявителя, указанный в апелляционной жалобе о том, что истцом при составлении договора была допущена ошибка относительно названия вагонов, является несостоятельным в силу следующего. Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что истец не представил доказательств, подтверждающих, что бункерные полувагоны, предназначенные для перевозки нефтебитума, не относятся к специальному или специализированному подвижному составу, как не смог пояснить и подтвердить документально, какие вагоны подразумевались под специальным и специализированным подвижным составом при заключении договоров аренды грузовых вагонов ОАО «РЖД» № 12/06 от 01.01.2006 г. и № Д-5ДЦФТО-НЮ от 01.01.2007 г. (п. 3.1) и отклонил довод ответчика о том, что перевозка нефтебитума в бункерных полувагонах носит также сезонный характер, поскольку, согласно ответа ООО «Лукойл-Севернефтепродукт» на судебный запрос, остановка производства битумов связана с нерентабельностью их производства в зимний период, а не с невозможностью их производства в осеннее-зимний сезон. Судебная коллегия считает, что при рассмотрении заявленного иска по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем, у судебной коллегии нет оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта. В силу изложенного, апелляционная жалоба ОАО «РЖД» в лице Приволжской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» удовлетворению не подлежит. Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Саратовской области от 25 августа 2008 года по делу № А57-717/08-38 оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО «РЖД» в лице Приволжской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» без удовлетворения. Направить копии постановления арбитражного суда апелляционной инстанции лицам, участвующим в деле, в соответствии с требованиями пункта 4 статьи 271 АПК РФ. Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия. Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 273-277 главы 35 раздела VI Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Председательствующий Т.В.Волкова
Судьи Г.И. Агибалова
А.Ю.Никитин
Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2008 по делу n А57-3410/08-118. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|