Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2015 по делу n А12-28825/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: [email protected]

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А12-28825/2014

04 марта 2015 года

Резолютивная часть постановления объявлена «25» февраля 2015 года

Полный текст постановления изготовлен «04» марта  2015 года

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,

судей Грабко О.В, Кузьмичева С.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Калинкиной К.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Жилье-46» 

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26 ноября 2014 года по делу № А12-28825/2014 (судья Наумова М.Ю.)

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Жилье-46» (400064, г. Волгоград, ул. М. Еременко, 70, ИНН 3442064736, ОГРН 1023402636740)

к департаменту жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда (400066, г. Волгоград, ул. М. Чуйкова, 15, ИНН 3444069673, ОГРН 1023403430082),

о признании незаконным предписания,

без участия в судебном заседании представителей: общества с ограниченной ответственностью «Жилье-46», департамента жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда (почтовые уведомления №№ 95771 5, 95770 8 приобщены к материалам дела),

У С Т А Н О В И Л:

 

Общество с ограниченной ответственностью «Жилье - 46» (далее – ООО «Жилье-46», Общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным предписания Департамента жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда от 11.06.2014 № 1032-П об устранении нарушений обязательных требований.

 Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 26 ноября 2014 года по делу № А12-28825/2014 в удовлетворении требований ООО «Жилье-46» отказано.

 Не согласившись с принятым решением, ООО «Жилье-46» обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.

Письменного отзыва в порядке статьи 262 АПК РФ на апелляционную жалобу не представлено.

Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей общества с ограниченной ответственностью «Жилье-46», департамента жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда,  надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания (п.1 ст. 123, п.3 ст.156 АПК РФ).

Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении апелляционной жалобы установлены следующие обстоятельства.

Из материалов дела следует, что в период с 30.05.2014 по 11.06.2014 на основании распоряжения исполняющего обязанности заместителя руководителя департамента ЖКХ и ТЭК Козина К.А. от 30.05.2014 № 1032-П с целью проверки доводов обращения заявителя, проживающего по адресу: г. Волгоград, ул. Репина, д. 46, кв. 58 по вопросам обоснованности начисления платы за установку общедомового прибора учета тепловой энергии, проведена внеплановая документарная проверка ООО «Жилье-46», по результатам которой составлен акт проверки от 11.06.2014 № 1032-П.

 В ходе проверки департаментом ЖКХ и ТЭК установлено, что в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: г. Волгоград, ул. Р. Зорге, д. 46, установлен и введен в эксплуатацию общедомовой прибор учета тепловой энергии. Заказчиком работ по монтажу и пусконаладке данного прибора учета является ООО «Жилье-46», подрядчиком - общество с ограниченной ответственностью «Теплоэнергоналадка».

Согласно представленному счету на оплату коммунальных услуг за февраль 2014 года, выставленному потребителю, проживающему в квартире № 58, дома № 46 по улице Р.Зорге, за установку прибора учета начислена плата в размере 35,03 руб.

Административным органом установлено, что протокол общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, содержащий решение об установке общедомового прибора учета тепловой энергии и установлении размера платы за установку такого прибора учета, ООО «Жилье-46» не представлен.

11 июня 2014 года департаментом ЖКХ и ТЭК обществу выдано предписание № 1032-П об устранении нарушений обязательных требований, согласно которому ООО «Жилье-46» надлежит в срок до 10.08.2014 произвести перерасчет (возврат) денежных средств, предъявленных всем собственникам многоквартирного дома № 46 по ул. Р. Зорге за установку общедомового прибора учета тепловой энергии. Сумму перерасчета отразить в платежном документе с указанием основания перерасчета.

ООО «Жилье-46», полагая, что указанное предписание является незаконным и нарушает права и законные интересы общества, обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого предписания департамента ЖКХ и ТЭК.

Суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для переоценки выводов суда первой инстанции.

Согласно пункту 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ) до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Пунктом 9 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ, пунктом 3  Порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, утвержденного приказом Минэнерго России от 07.04.2010 № 149 установлено, что установку приборов учета обеспечивают организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией многоквартирные дома, по заявке собственника помещения многоквартирного дома либо лица, ответственного за содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 8 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.

Наличия каких-либо особых разрешений (лицензий) для осуществления деятельности по установке и замене приборов учета действующее законодательство Российской Федерации не предусматривает. Ресурсоснабжающие организации обязаны представить собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, предложения об оснащении домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации.

Таким образом, в силу изложенных положений Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ схема оснащения многоквартирных домов приборами учета ресурсов включает в себя направление ресурсоснабжающей организацией предложений собственникам помещений и управляющим компаниям предложения по оснащению домов приборами учета, последующее обращение собственников помещений или уполномоченных ими лиц с офертой на заключение договора установки либо замены приборов учета, заключение такого договора исключительно с ресурсоснабжающей компанией, которая может установить приборы самостоятельно либо с привлечением иных лиц.

При этом из пункта 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ следует, что в отсутствие оферты на заключение договора, поданной до 01.07.2012, ресурсоснабжающая компания в срок до 01.07.2013 обязана совершить действия по оснащению объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов с отнесением расходов на собственников помещений дома, собственники помещений оплачивают данные расходы с начислением на сумму расходов процентов, равными долями в течение пяти лет с даты их установки.

Пункт 38(1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, также указывает на обязанность собственников помещений в многоквартирном доме, не обеспечивших до 01.07.2013 оснащение дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемого коммунального ресурса, в случае установления коллективного (общедомового) прибора учета оплатить лицу, установившему прибор учета в соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ, на основании выставленных счетов, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения и (или) в составе установленных для членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества.

Следовательно, право установки коллективных приборов учета в многоквартирном доме в случае, если собственники помещений не совершили действия, направленные на заключение договора установки такого прибора с ресурсоснабжающей организацией, и в отсутствие такого договора в силу пункта 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ имеет только соответствующая ресурсоснабжающая организация, и только она вправе в силу закона требовать оплаты собственниками помещений понесенных расходов путем выставления счетов.

Управляющая компания, действующая на основании договора управления многоквартирным домом, заключенным с собственниками помещений, таким правом не наделена, кроме случаев, когда установка приборов учета произведена при проведении капитального ремонта на основании соответствующего решения собственников помещений дома за счет взносов собственников помещений, принятого в соответствии со статьей 44 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В рассматриваемом случае ООО «Жилье-46», установив прибор учета тепловой энергии в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу:  г. Волгоград, ул. Р. Зорге, д. 46, в отсутствие решения собственников о проведении капитального ремонта и оснований, предусмотренных пунктом 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ, действовало в чужом интересе без поручения.

В силу статей 982-984 Гражданского кодекса Российской Федерации правовые последствия таких действий возникают только после одобрения их лицом, в интересе которого они совершены, в отсутствие такого одобрения правовые последствия ни для лица, в интересах которого совершены действия, ни для третьих лиц не возникают. При одобрении действий понесенные расходы возмещаются лицом, в интересах которого совершены действия.

Из изложенного следует, что для возмещения расходов, понесенных при установке прибора учета, за счет собственников помещений в многоквартирном жилом доме, ООО «Жилье-46» надлежало получить одобрение собственников помещений дома.

В отсутствие такого одобрения предпринятые обществом действия по возмещению понесенных расходов собственниками помещений путем включения их в счета для оплаты коммунальных услуг не могут быть признаны законными. Управляющая компания также может получить одобрение своих действий от ресурсоснабжающей организации, чьи обязанности по установке приборов учета (при наступлении такой обязанности) ею были исполнены, с отнесением расходов при одобрении на ресурсоснабжающую организацию.

Ресурсоснабжающая организация вправе отнести возмещенную сумму на собственников помещений в соответствии с пунктом 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ на собственников помещений.

При этом не исключается и возможность уступки соответствующего права требования управляющей компании без возмещения расходов ресурсоснабжающей организацией.

Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 22.07.2014 по делу № А12-24171/2013.

При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что предписание департамента ЖКХ и ТЭК от 11.06.2014 № 1032-П, обязывающее ООО «Жилье-46» произвести перерасчет (возврат) денежных средств, предъявленных к оплате всем собственникам многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Волгоград,  ул. Р. Зорге, д. 46, за установку общедомового прибора учета коммунальных ресурсов по теплоснабжению, является законным, в связи с чем, основания для удовлетворения заявления общества о признании предписания административного органа недействительным у суда первой инстанции отсутствовали.

Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы повторяют утверждения, которые являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили соответствующую правовую оценку и обоснованно были отклонены.

Поскольку выводы суда первой инстанции не противоречат нормам материального и процессуального права, а также имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.

В соответствии с положениями ст. 110 АПК РФ, учитывая, что суд не усматривает оснований для удовлетворения требований, заявленных ООО «Жилье-46», расходы по уплате государственной пошлины по настоящему делу в размере 1000 руб. относятся на заявителя и возмещению ему не подлежат.

Руководствуясь статьями 268  - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26 ноября 2014 года по делу № А12-28825/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                              М.Г. Цуцкова

Судьи:                                                                                                              О.В. Грабко

                                                                                                                           С.А. Кузьмичев

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2015 по делу n А12-36383/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также