Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2015 по делу n А12-24154/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А12-24154/2014

 

21 января 2015 года

Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 21 января 2015 года.

     Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего - судьи А.Ю. Никитина,

судей С.А. Жаткиной, О.И. Антоновой,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Д.В. Самойловой,

рассмотрев  в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 17 октября 2014 года по делу № А12-24154/2014, (судья Прудникова Н.И.),

по иску администрации Фрунзенского сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области (ИНН3428985196, ОГРН 1053478414791, 404152, Волгоградская область, Среднеахтубинский район, х. Закутский, ул. Ленина, 11а)

к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области (ИНН3444080684, ОГРН 1023403453072, 400131, г. Волгоград, ул. Коммунистическая,5)

с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Министерства финансов Волгоградской области (ИНН 3444130624, ОГРН 1063444006922, 400131, г. Волгоград, ул. Порт-Саида,7),

общества с ограниченной ответственностью «Спецдорстрой» (ИНН 3403017980, ОГРН 1023405372726, 403003, Волгоградская область, Городищенский район, пгт Городище, ул. Центральная, д.101),

о взыскании 2471298 руб. долга, 105339 руб. 78 коп. неустойки,

при участии в заседании:

лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом в порядке части 1 статьи 122, части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

У С Т А Н О В И Л:

 

В арбитражный суд Волгоградской области обратилась Администрация Фрунзенского сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области с исковыми требованиями, уточненными в порядке ст. 49 АПК РФ, к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области о взыскании задолженности по соглашению № 233-13 от 13.05.2013 в размере 2.471.268 руб., а также процентов в размере 105.339,78 руб.

Решением от 17 октября 2014 года Арбитражного суда Волгоградской области по делу № А12-24154/2014 исковые требования удовлетворены частично.

С Волгоградской области в лице Министерства транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области за счет средств дорожного фонда Волгоградской области в пользу администрации Фрунзенского сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области взыскано 2.471.268 рублей по соглашению №233­13 от 13.05.2013.

В остальной части иска отказано.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное.

Заявитель апелляционной жалобы считает, что является ненадлежащим ответчиком, поскольку заключая соглашение о предоставлении субсидий, действовал в интересах Волгоградской области.

Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд  считает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, постановлением Правительства Волгоградской области от 05.03.2013г. №105-п утверждено распределение субсидий бюджетам муниципальных образований Волгоградской области на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения, дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов на 2013год.

В пункте 26.3 данного постановления предусмотрено выделение Фрунзенскому сельскому поселению 6831,3 тыс. руб. в виде субсидии на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения за счет средств дорожного фонда.

В Законе Волгоградской области №181-ОД от 27.12.2012г. «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» средства дорожного фонда на 2013год утверждены (часть 5 статьи 7, Приложение №8).

В соответствии со статьей 1 Закона Волгоградской области от 07.11.2011 №2246-ОД «О дорожном фонде Волгоградской области» дорожный фонд Волгоградской области - это часть средств областного бюджета, подлежащая использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования (за исключением автомобильных дорог федерального значения), а также капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов.

Средства дорожного фонда имеют специальное назначение и не подлежат изъятию или расходованию на нужды, не связанные с финансовым обеспечением дорожной деятельности и дорожного хозяйства в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Волгоградской области.

Между Министерством транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области, Администрацией Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, Администрацией Куйбышевского сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области и Администрацией Фрунзенского сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области заключено соглашение №233-13 от 13.05.2013 о предоставлении в 2013 году субсидий бюджетам муниципальных образований Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения за счет средств дорожного фонда Волгоградской области.

В пункте 1.2 соглашения указано, что Министерство транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области направляет в 2013 году субсидии на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в бюджет Фрунзенского сельского поселения в сумме 3.230.500руб.

При этом истец обязан направить средства бюджета поселения на долевое финансирование работ в сумме 646.000руб. (пункт 1.4 соглашения).

В Приложении №2 в соглашению указан перечень софинансируемых дорожных работ: ремонт ул. Школьная, ул. Зеленая х. Бурковский Фрунзенского сельского поселения.

Дополнительным соглашением от 02.09.2013 к соглашению №233-13 от 13.05.2013 стороны установили, что Министерство транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области направляет в 2013 году субсидии на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в бюджет Фрунзенского сельского поселения в сумме 5.310.800 руб.

Во исполнение принятых на себя обязательств истцом заключен контракт №0129300034313000001-0120033-03 от 12.07.2013 с подрядчиком ООО «Спецдорстрой» на ремонт дорог в х. Бурковский.

Выполненные подрядчиком работы оплачены частично из бюджета Фрунзенского сельского поселения в сумме 494.254,50руб.

Задолженность в сумме 2.471.268 руб. не погашена, что подтверждается вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Волгоградской области от 22 мая 2014 г. по делу №А12-8135/2014.

По утверждению истца, до настоящего времени ответчиком финансирование выполненных работ по ремонту дорожного покрытия в соответствии с соглашением №233-13 от 13.05.2013. не произведено.

Данные обстоятельства легли в основу настоящего иска.

Суд первой инстанции, частично удовлетворяя заявленные требования, правомерно руководствовался следующим.

Условия и цели расходования субсидий, выделяемых на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в 2013 году были определены Постановлением Правительства Волгоградской области от 26.02.2013 №91-п в «Порядке предоставления и расходования субсидий, выделяемых бюджетам муниципальных образований Волгоградской области за счет средств дорожного фонда Волгоградской области» (далее - Порядок №91-п).

В Порядке №91-п установлено, что предоставление субсидий осуществляется в пределах средств, предусмотренных законом об областном бюджете на текущий финансовый год и на плановый период, в том числе за счёт средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета (пункт 1.4).

Распределение субсидий между муниципальными образованиями Волгоградской области производится в соответствии с настоящим Порядком и утверждается нормативным правовым актом Правительства Волгоградской области (пункт 1.5).

Предоставление субсидий осуществляется при условии обеспечения софинансирования расходных обязательств за счёт средств бюджетов муниципальных образований в размере 20 процентов от стоимости работ по строительству (реконструкции) автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием, подлежащих выполнению в текущем году (пункт 1.6).

Согласно пункту 1.7 Порядка №91 - п погашение кредиторской задолженности за отчетный финансовый год производится в пределах бюджетных ассигнований, выделяемых бюджетам муниципальных образований за счет средств дорожного фонда Волгоградской области в текущем финансовом году.

В соответствии с пунктом 1.9 Порядка № 91 -п контроль за целевым использованием субсидий осуществляют Министерство транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области и иные органы государственной власти Волгоградской области в соответствии с возложенными на них полномочиями.

Согласно определениям по статье 6 Бюджетного кодекса:

-      бюджетные обязательства - это расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году;

-      расходные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета;

-      публичные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом расходные обязательства публично-правового образования перед физическим или юридическим лицом, иным публично-правовым образованием, подлежащие исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный указанным законом, актом порядок его определения (расчета, индексации).

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области, исходя из положений статьи 161 БК РФ, по статусу приравнивается к казенному учреждению.

Таким образом, на основании положений статьи 139 БК РФ, Закона Волгоградской области об областном бюджете на 2013 год и соглашения №228-13 от 13.05.2013г. у Волгоградской области в лице Министерства транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области перед Фрунзенским сельским поселением в лице Администрации возникли бюджетные, расходные и публичные обязательства.

По общему правилу статьи 5 БК РФ, Закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года (если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и, или законом/решением о бюджете).

В соответствии с пунктом 1 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря, за исключением операций, указанных в пункте 2 настоящей статьи.

Таким образом, обязательства по перечислению истцу субсидии должны были быть исполнены до 31 декабря 2013 года.

Фактически субсидия из областного бюджета в бюджет Фрунзенского сельского поселения не перечислена.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности, в том числе: из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.

Каких-либо изъятий в отношении требований, вытекающих из договоров, предметом которых являются бюджетные средства, Гражданским кодексом Российской Федерации не предусмотрено.

Нормы бюджетного законодательства предполагают регулирование отношений, предусматривающих бюджетное финансирование, нормами гражданского законодательства, если эти отношения основаны на договорах (соглашениях) и вытекающих из них расходных обязательствах.

В силу части 2 статьи 425 ГК РФ договор, в котором отсутствует условие о том, что окончание срока его действия влечет прекращение обязательств сторон по договору, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.

Следовательно, тот факт, что в Соглашении №233-13 от 13.05.2013 указано о его действии до 31.12.2013 само по себе не влечет прекращение обязательства ответчика перечислить в бюджет Фрунзенского сельского поселения причитающуюся субсидию.

Согласно правовой позиции Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28.05.2013 по делу №А12-14439/2012, бюджетное обязательство по выплате субсидии не может быть прекращено в одностороннем порядке со ссылкой на отсутствие бюджетного финансирования (или на превышение расходов над доходами бюджета в соответствующем финансовом году).

Не может быть также прекращено уже возникшее расходное бюджетное обязательство принятием впоследствии нормативного акта, отменяющего действие ранее принятого нормативного акта, в соответствии с которым возникло расходное обязательство.

Кроме того, в силу статьи 133 Конституции Российской Федерации местное

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2015 по делу n А57-9061/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также