Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2008 по делу n А57-5104/07-21. Принять новый судебный акт (п.2 ст.269, ч.5 ст.270 АПК)

 

 

 

 

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, Россия, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74

==========================================================

 

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

 

г. Саратов

15 октября 2008 года                                                                 дело №А57-5104/07-21

Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2008 года

Полный текст постановления изготовлен  15 октября 2008 года

                                                          

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Тимаева Ф.И.

судей Никольского С.В., Шалкина В.Б.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Дюжаковой С.В.

при участии в заседании: от Комитета по финансам – Белолипцева Е.А., доверенность от 11.07.2008г., Берестовская С.А., доверенность от 13.05.2008г.

от Министерства строительства ЖКХ Саратовской области – Буленко Е.И., доверенность от 30.09.2008г.

от Минфина России - Падве Р.Ю., доверенность от 14.01.2008г.,

от Министерства финансов Саратовской области - Петров М.В., доверенность от 29.12.2007г.,

от Администрации г. Саратова – Чеконов Е.Ф., доверенность от 04.08.2006г.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Саратовской области,

на решение Арбитражного суда Саратовской области от «28» января 2008 года по делу №А57-5104/07-21 (судья Андрющенко О.А.),

по иску Администрации г. Саратова, г. Саратов,

Комитета по финансам администрации г. Саратова

к Министерству финансов Российской Федерации, г. Москва,

к Министерству финансов Саратовской области, г. Саратов,

третье лицо: Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству; Министерству регионального развития Российской Федерации; Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства по Саратовской области

о взыскании 503 613 рублей,

    УСТАНОВИЛ:

В Арбитражный суд Саратовской области обратились Администрация г. Саратова, Комитет по финансам администрации г. Саратова с исковыми требованиями к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Саратовской области о взыскании убытков в размере 503 613 руб., возникших в связи с возмещением стоимости благоустроенного жилого помещения инвалиду ВОВ 1 группы Новикову Ивану Ивановичу.

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 28 января 2008 года исковые требования удовлетворены частично: с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в пользу муниципального образования «город Саратов» в лице Администрации г. Саратов в доход бюджета города взысканы убытки в размере 503 613 рублей, в иске к остальным ответчикам отказано.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено по основаниям, предусмотренным пунктом 7 части 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд перешёл к рассмотрению дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции.

В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассматривается в отсутствие  Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, Министерства регионального развития Российской Федерации, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

    Изучив материалы дела, выслушав в судебном заседании полномочных представителей сторон, суд апелляционной инстанции находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

Как следует из материалов дела,  в соответствии  с решением Волжского районного суда г. Саратова от 04.05.05г. на Администрацию г. Саратова была возложена обязанность по предоставлению гр. Новикову Ивану Ивановичу, являющемуся инвалидом ВОВ 1-й группы, благоустроенного жилого помещения на состав семьи из 1 человека в соответствии с нормами жилищного законодательства (33 кв.м.).

Определением Волжского районного суда г. Саратова от 15.12.2005г. был изменен способ и порядок исполнения решения Волжского районного суда г. Саратова от 04.05.2005 г.: с Администрации г. Саратова за счет казны муниципального образования, в пользу Новикова Ивану Ивановичу взыскана стоимость благоустроенного жилого помещения в черте г. Саратова в размере 503 613 руб.

Платежным поручением № 99 от 17.04.2006 г. денежные средства в сумме 503 613 рублей Новикову Ивану Ивановичу  были перечислены.    

В соответствии с пп. 4. п. 1 ст. 14 ФЗ «О ветеранах» одной из мер социальной поддержки инвалидов ВОВ является обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды войны, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

  В п. 1 ст. 10 ФЗ «О ветеранах» указано, что меры социальной поддержки, установленные статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации. В частности, согласно ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг и по обеспечению жильем категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, установленных статьями 14,15,16,17, 18, 19 и 21 настоящего Федерального закона. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Законом Саратовской области от 16.12.2003г. № 80-ЗСО «Об областном бюджете на 2004 год» были предусмотрены субсидии на финансирование расходов, связанных с реализацией Федерального закона «О ветеранах» муниципальному образованию «Город Саратов» в сумме 349 711,8 тыс. рублей. Таким образом, закон предусматривает финансирование на реализацию мер социальной поддержки инвалидов ВОВ в первую очередь за счет средств федерального бюджета, а также за счет средств бюджета субъекта РФ.

Исходя из указанных выше норм законодательства, регулирующих правовой статус инвалидов ВОВ, следует, что обеспечение данной категории граждан жильем относится к компетенции и полномочиям органов государственной власти, т.е. является государственными полномочиями и не является расходным обязательством бюджета города Саратова.

             В соответствии с п.п. 2, 3 ст. 4 Федерального закона от 25.09.1997 г. № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации, им одновременно передаются материальные и финансовые ресурсы, необходимые для осуществления этих полномочий. Увеличение расходов или уменьшение доходов местных бюджетов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти Российской Федерации или органами государственной власти субъектов Российской Федерации, компенсируются органами, принявшими указанные решения.

           На момент вынесения решения о предоставлении участнику ВОВ Новикову И.И. жилого помещения действовал Закон Саратовской области от 30.01.1998г. № 2-ЗСО «О порядке наделения органов местного самоуправления Саратовской области отдельными государственными полномочиями». Согласно ст. 3 указанного Закона, органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями в соответствии с принципом финансовой и ресурсной обеспеченности передаваемых полномочий. А в соответствии со ст. 11 данного Закона, органам местного самоуправления гарантируется материально-финансовая обеспеченность переданных государственных полномочий.

            В соответствии со ст. 20 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ (в ред. от 25.07.2006 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным     образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

             Кроме того, исполнение бюджета города Саратова основано на установленном статьей 38 Бюджетного кодекса РФ принципе адресности и целевого характера бюджетных средств, означающем, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

   Согласно ст. 84 Бюджетного кодекса РФ расходы, понесенные в результате исполнения федерального законодательства, компенсируются за счет средств федерального бюджета.

Аналогичная правовая позиция содержится в определениях Конституционного Суда Российской Федерации № 303-О от 08.07.2004г., №58-О от 15.02.2005г., и, в силу статьи 6 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", является обязательной для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц.

            В соответствии с п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

            Возлагая обязанность на органы местного самоуправления по предоставлению жилых помещений, по смыслу ст. 132 (ч. 2) Конституции Российской Федерации предполагается полная компенсация из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления, что гарантирует право собственности муниципального образования (ст. ст. 132, 133 Конституции Российской Федерации). Только при таких условиях не происходит изъятие муниципальной собственности и не нарушается самостоятельность муниципального образования в распоряжении местными финансами и бюджетом (ст. 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

            Поэтому принудительное исполнение государственных полномочий привело к убыткам муниципального образования «Город Саратов» в сумме 503 613 руб.       

            В соответствии со ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, поэтому убытки в этом случае подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации.

    Согласно ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, когда в соответствии с ГК РФ или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

             Федеральным законам «О федеральном бюджете на 2007 год» были предусмотрены субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, предусмотренных Федеральным законом «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 2 января 2000 года № 40-ФЗ) и Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», на 2007 год в объеме 5200000000 рублей, в частности в Саратовскую область были направлены в объеме 60061000 рублей. В соответствии с законом Саратовской области от 13 декабря 2006 года № 139-ЗСО «Об областном бюджете на 2007 год» в доходную часть областного бюджета Саратовской области поступили указанные субвенции в объеме 60061000 рублей (Приложение 1 к Закону), и были распределены, в соответствии с ведомственной структурой расходов областного бюджета, для исполнения министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области в объеме 64796800 рублей (Приложение 9 к Закону).

              Федеральным законам «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» предусмотрены субвенции на обеспечение жильем инвалидов войны и инвалидов боевых действий, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, военнослужащих, проходивших военную службу в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года, граждан, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда", лиц, работавших на военных объектах в период Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов в объеме 5884000000 рублей. В соответствии с законом Саратовской области от 5 декабря 2007 года № 294-ЗСО «Об областном бюджете на 2008 год» в доходную часть областного бюджета Саратовской области поступили указанные субвенции в объеме 59820000 рублей (Приложение I к Закону), и были распределены, в соответствии с ведомственной структурой расходов областного бюджета, для исполнения министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области в объеме 68876700 рублей (Приложение

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2008 по делу n А57-15385/07-26. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также