Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2014 по делу n А12-20505/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: [email protected]

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

 

г. Саратов

Дело №А12-20505/2014

 

17 ноября 2014 года

Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 17 ноября 2014 года.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Веряскиной С.Г., судей: Акимовой М.А., Александровой Л.Б.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Качаевой Е.А.,

в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской и Волгоградской областям и Республике Калмыкия (г. Ростов-на-Дону)

на решение арбитражного суда Волгоградской области от 22 сентября 2014 года по делу № А12-20505/2014 (судья Стрельникова Н.В.)

по заявлению Администрации Кировского сельского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области (Волгоградская область, Светлоярский район, п. Кирова)

к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской и Волгоградской областям и Республике Калмыкия (г. Ростов-на-Дону) о признании недействительным предписания

заинтересованное лицо: Администрация Светлоярского муниципального района Волгоградской области (Волгоградская область, р.п. светлый Яр)

 

УСТАНОВИЛ:

Администрация Кировского сельского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области (далее – Администрация, заявитель) обратилась в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) по Ростовской и Волгоградской областям и Республике Калмыкия № 02/2-02-1047 (далее Управление) от 22.04.2014г. №08/2-09- 440/2014 об устранении нарушений.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация Светлоярского муниципального района Волгоградской области.

Решением арбитражного суда Волгоградской области от 22 сентября 2014 года заявленные требования удовлетворены.

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской и Волгоградской областям и Республике Калмыкия, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.

Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена на сайте суда в сети Интернет 17 октября 2014 года.

В соответствии с ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает апелляционную жалобу без участия представителей Администрации Кировского сельского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области, Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской и Волгоградской областям и Республике Калмыкия, Администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.

Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, Управлением Россельхознадзора 22.04.2014 на основании распоряжения от 05.03.2014 № 00284 проведена плановая выездная проверка соблюдения администрацией Кировского сельского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области обязательных требований действующего законодательства Российской Федерации в области охраны и обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения и земельных участков сельскохозяйственного использования в составе земель населенных пунктов.

В ходе проведения проверки 22.04.2014 установлено, что при визуальном осмотре земельного участка категория земель - земли сельскохозяйственного назначения находящегося в кадастровом квартале 34:26:050302, площадью 1,0 га, расположенного в 1,5 км на юго-запад от ориентира ст. Чапурники Светлоярского муниципального района Волгоградской области наблюдается перекрытие плодородного слоя почвы твердыми бытовыми отходами, а именно захламлен: ветошью, битым стеклом, кирпич и шифер, обрывками полиэтиленовой пленки, пластиковыми бутылками, обрезками веток деревьев и кустарников, отходами личных подсобных хозяйств и другие отходы производства и потребления.

Подробно результаты проверки отражены в акте проверки от 22.04.2014.

Предписанием Управления Россельхознадзора № 08/2-09-440/201 от 22.04.2014г. на администрацию Кировского сельского поселения возложена обязанность в период с 22.04.2014г. по 01.08.2014г. провести работы по очистке земельного участка сельскохозяйственного назначения находящегося в кадастровом квартале 34:26:050302 от захламления на площади 1,0 га, расположенного в 1,5 км на юго-запад от ориентира ст. Чапурники Светлоярского муниципального района Волгоградской области.

Не согласившись с данным предписанием, Администрация обратилась в арбитражный суд с вышеизложенными требованиями.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что поскольку земельный участок, на котором выявлено захламление твердо-бытовыми отходами, принадлежит физическому лицу Савельеву А.П. на праве собственности, у Администрации Кировского сельского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области как лица, не являющегося собственником вышеуказанного земельного участка, отсутствовали основания для произведения работы по очистке земельного участка от захламления.

Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции правомерными по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Закон об охране окружающей среды), отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее Закон об отходах производства и потребления) к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Аналогичное положение закреплено пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов (пункт 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее  Федеральный закон № 131-ФЗ) и пункт 2 статьи 8 Федерального закона № 89-ФЗ).

Вместе с тем, из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что при проведении проверки и вынесении оспариваемого предписания Управлением Россельхознадзора не учтено то обстоятельство, что земельные участки, на которых  выявлено захламление твердо-бытовыми отходами, принадлежат физическому лицу Савельеву А.П. на праве собственности, что подтверждается выданным 24.06.2009 свидетельством о регистрации права собственности 34 АА №995322, и свидетельством от 16.09.2009 о регистрации права собственности 34 АА №894028.

Данные земельные участки площадью 942000 кв.м. и 15700 кв.м. поставлены на кадастровый учет и имеют кадастровые номера 34:26:05 03 02:100 и номер 34:26:05 03 02:104 соответственно. Земельные участки предназначены для сельскохозяйственного использования.

В силу абзаца 8 статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

Подпунктом 4 пункта 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.

Таким образом, проведение мероприятий по ликвидации захламления земельных участков является прямой обязанностью собственников таких участков в силу названных правовых норм - статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации и правовой природы спорных правоотношений.

В рассматриваемом случае Администрация Кировского сельского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области не является собственником и не обязана производить работы по очистке земельного участка сельскохозяйственного назначения от захламления, в кадастровом квартале 34:26:050302 на площади 1,0 га, расположенного в 1,5 км на юго-запад от ориентира ст. Чапурники Светлоярского муниципального района Волгоградской области.

Суд апелляционной инстанции не принимает довод апелляционной жалобы о том, что в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в границах поселения является обязанностью администрации вне зависимости о того, кто является собственником.

Подпунктом 4 пункта 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.

Таким образом, проведение мероприятий по ликвидации захламления земельных участков является прямой обязанностью собственников таких участков в силу названных правовых норм - статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации и правовой природы спорных правоотношений.

В рассматриваемом случае заявитель не является собственником и не обязан производить работы по очистке земельного участка сельскохозяйственного назначения от захламления, в кадастровом квартале 34:26:050302 на площади 1,0 га, расположенного в 1,5 км на юго-запад от ориентира ст. Чапурники Светлоярского муниципального района Волгоградской области.

Как следует из соглашения заключенного на период с 01.09.2012г. по 31.12.2014г. обязанность по вывозу бытового мусора возложена Администрацией Кировского сельского поселения на ООО «Комус».

Согласно письму администрации Кировского поселения от 30.07.2014, на ст.Чапурники находятся 22 контейнера под мусорные отходы числящиеся на балансе.

Решением Совета депутатов Кировского сельского поселения 04.09.2013 №75/37 утверждено Положение об организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории муниципального образования «Кировское сельское поселение».

Пунктом 8.1 данного Положения предусмотрено, что производство работ по сбору и временному хранению мусора осуществляется собственниками и пользователями зданий, сооружений, земельных участков.

Как было указано выше, оспариваемым предписанием Управления Россельхознадзора от 22.04.2014г. на администрацию Кировского сельского поселения возложена обязанность провести работы по очистке земельных участков сельскохозяйственного назначения, собственником которых администрация не является.

Таким образом, суд первой инстанции, оценив в порядке ст. 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства пришел к правомерному выводу о том, что поскольку администрация не является собственником земельных участков, на которых обнаружено хранение отходов производства и потребления, поэтому не может нести ответственность за невыполнение мероприятий, предусмотренных статьей 13 Земельного кодекса Российской Федерации. При этом судом установлено, что администрация как орган местного самоуправления предприняла все меры, необходимые для организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Хранение отходов на землях сельскохозяйственного назначения произошло в результате бездействия собственника проверяемых земельных участков.

При указанных обстоятельствах, оспариваемое предписание Управления правомерно признано судом первой инстанции недействительным.

На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение арбитражного суда Волгоградской области от 22 сентября 2014 года по делу № А12-20505/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской и Волгоградской областям и Республике Калмыкия без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                           С.Г. Веряскина

Судьи                                                                                                    М.А. Акимова

  Л.Б. Александрова

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2014 по делу n А12-18186/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также