Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2014 по делу n А12-24717/2014. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

 

 

 

 

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: [email protected]

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

 

г. Саратов

Дело №А12-24717/2014

 

11 ноября 2014 года

Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 11 ноября 2014 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Акимовой М.А.,

судей Александровой Л.Б., Веряскиной С.Г.

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Качаевой Е.А.,

рассмотрев апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области (400001, г. Волгоград, ул.Профсоюзная, д. 30, ОГРН 1043400433240, ИНН 3445070230)

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 05 сентября 2014 года по делу № А12-24717/2014 (судья Пономарёва Е.В.)

по заявлению открытого акционерного общества «Российская инновационная топливно-энергетическая компания» (443110, г. Самара, ул. Лесная, д.23, корпус 49, ОГРН 1028601440955, ИНН 7736036626)

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области (400001, г. Волгоград, ул. Профсоюзная, д. 30, ОГРН 1043400433240, ИНН 3445070230)

об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,

 

 

УСТАНОВИЛ:

в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось открытое акционерное общество «РИТЭК»   (далее – ОАО «РИТЭК», заявитель) с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области (далее – Управление Росприроднадзора по Волгоградской области, административный орган) от 26.06.2014 № 072-16/2014-ВН о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.

Решением суда заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным и отменил постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области от 26.06.2014 №072-16/2014-ВН.

Управление Росприроднадзора по Волгоградской области не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. О дате, времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждено уведомлениями о вручении почтовых отправлений № 410031 75 92958 6, №4100317 59 2956 2. Информация о дате, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда 30 сентября 2014 года, что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте. Административным органом заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии своего представителя. Судом ходатайство удовлетворено. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, решение суда первой инстанции - отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, административным органом на основании приказа  от 11.03.2014 №135 проведена плановая выездная проверка соблюдения ОАО «РИТЭК»  требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

В ходе проверки выявлено, что Осеннее месторождение в пробную эксплуатацию не введено, что является нарушением пункта 3.2.4 лицензионного соглашения к лицензии на пользование недрами ВЛГ 01874 НЭ; программа мониторинга окружающей среды и состояния недр на лицензионном участке не разработана и не согласована в установленном порядке, мониторинг не осуществляется, что является нарушением пункта 4.1.2 лицензионного соглашения к лицензии.

Указанные обстоятельства, по мнению Управления Росприроднадзора по Волгоградской области, свидетельствуют о нарушении ОАО «РИТЭК» пункта 10 части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах), а также пунктов 3.2.4, 4.1.2 лицензионного соглашения к лицензии на пользование недрами ВЛГ 01874 НЭ.

Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 11.06.2014 №06-2014/РТК.

Административным органом допущенные нарушения квалифицированы по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ как пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами.

11 июня 2014 года при участии представителя заявителя Брыковой И.А., действующей по доверенности от 31.12.2013 №668, в отношении ОАО «РИТЭК» составлен протокол № 072-16/2014-ВН об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ (т.1 л.д.29-30). О дате, времени и месте составления протокола ОАО «РИТЭК»   извещено надлежащим образом (т.1 л.д.33-35).

26 июня 2014 года административным органом в присутствии представителя заявителя Брыковой И.А., действующей по доверенности от 31.12.2013 №668, вынесено постановление № 072-16/2014-ВН о привлечении ОАО «РИТЭК»    к ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ и назначении наказания в виде штрафа в размере 300 000 рублей (т.1 л.д.8-9). О дате, времени и месте вынесения постановления заявитель извещён надлежащим образом (т.1 л.д.29-30).

Заявитель с указанным постановлением не согласился и обратился в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и отмене.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из недоказанности административным органом наличия  в действиях ОАО «РИТЭК» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, ввиду недоказанности факта пользования заявителем недрами с нарушением условий, установленных пунктами 3.2.4, 4.1.2 лицензионного соглашения.

Апелляционный суд не согласен с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

Лицо, осуществляющее деятельность с нарушением условий лицензионного соглашения, может быть привлечено к административной ответственности в течение всего периода, пока деятельность не прекращена или нарушение не устранено. Соответствующее нарушение представляет собой длительное непрекращающееся невыполнение обязанностей, возложенных на пользователя недрами, то есть является длящимся. Указанная позиция соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 26.02.2008 №9199/07.

Днём обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения. В рассматриваемом случае это 11 июня 2014  года, то есть составление акта проверки.

Нарушение лицензионного соглашения к лицензии на дату составления акта от 11.06.2014, прекращено не было, то есть срок давности привлечения за данное правонарушение на 26 июня 2014 года не истёк, в связи с чем, общество правомерно привлечено к административной ответственности в пределах установленного срока.

Частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ предусмотрена ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.

Отношения, возникающие, в том числе, в связи с использованием и охраной недр территории Российской Федерации регулирует Закон о недрах.

Согласно статье 11 Закона о недрах, предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая является документом, удостоверяющим право её владельца на пользование участком недр в определённых границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

В силу пункта 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией.

В соответствии с частью 8 статьи 12 Закона о недрах условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока её действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.

Пунктом 3.2.4 лицензионного соглашения к лицензии ВЛГ 01874 НЭ установлено, что владелец лицензии не позднее года с даты утверждения технологического проектного документа должен ввести месторождение в первую стадию его разработки. Проектный документ «Технологическая схема разработки Осеннего газоконденсатного месторождения с выделением периода ОПЭ» утверждён ОАО «РИТЭК» 14 января 2011 года (протокол ЦКР Роснедр от 18.06.2009 №106-г/2009).

Согласно пункту 4.1.2 лицензионного соглашения к лицензии ВЛГ 01874 НЭ владелец лицензии  обязан разработать и согласовать в установленном порядке программу мониторинга окружающей среды и состояния недр на лицензионном участке в течение двух лет с даты государственной регистрации первоначальной лицензии (ВЛГ 13921 НЭ зарегистрирована 30.01.2007) и приступить к её реализации с безвозмездным предоставлением информации в контролирующие государственные органы.

ОАО «РИТЭК»  установленная обязанность по выполнению условий пунктов 3.2.4 и 4.1.2 лицензионного соглашения к лицензии ВЛГ 01874 НЭ не выполнена, что подтверждено материалами дела и не оспаривается заявителем.

Апелляционная коллегия считает несостоятельным вывод суда первой инстанции о том, что поскольку ОАО «РИТЭК» не приступало к фактическому пользованию недрами, то оно не могло ими пользоваться с нарушениями условий, предусмотренными лицензией.

В соответствии с пунктом 7 части первой статьи 22 Закона о недрах пользователь недр имеет право обращаться в органы, предоставившие лицензию, по поводу пересмотра условий лицензии при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена.

Пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами (пункт 10 части второй статьи 22 Закона о недрах).

Таким образом, с установленной обязанностью пользователя недр по выполнению условий лицензии корреспондируется право пользователя по инициированию её изменения.

Несмотря на предоставленные права, ОАО «РИТЭК» в установленном порядке за изменением условий лицензии в лицензирующий орган не обращалось, тем самым проявив согласие с условиями лицензии, которые подлежат неукоснительному исполнению в настоящей редакции.

Ссылка суда первой инстанции на отсутствие в действиях ОАО «РИТЭК» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, поскольку ОАО «РИТЭК» не приступило  к пользованию недрами согласно акту на продление консервации скважины №49 Осеннего месторождения от 08.06.2011 отклоняется апелляционной коллегией.

Порядок консервации скважин определен в Инструкции «О порядке ликвидации, консервации скважин и оборудования их устьев и стволов», утверждённой постановлением Госгортехнадзора России от 22.05.2002 № 22 (далее - Инструкция).

Инструкция определяет порядок ликвидации и консервации опорных, параметрических, поисковых, разведочных, эксплуатационных, нагнетательных, контрольных (пьезометрических, наблюдательных), специальных (поглощающих, водозаборных), йодобромных, бальнеологических и других скважин, которые закладываются с целью поиска, разведки, эксплуатации месторождений нефти, газа и газового конденсата, теплоэнергетических, промышленных и минеральных вод, геологических структур для создания подземных хранилищ нефти и газа, захоронения промышленных стоков, вредных отходов производства, а также скважин, пробуренных для ликвидации газовых и нефтяных фонтанов и грифонов.

Требования настоящей Инструкции являются обязательными для всех предприятий и организаций, осуществляющих проектирование, эксплуатацию, консервацию и ликвидацию скважин и подконтрольных Госгортехнадзору России (пункт 1.1 Инструкции).

Согласно пункту 1.3 Инструкции пользователь недр обязан обеспечить ликвидацию в установленном порядке буровых скважин, не подлежащих использованию, а также обеспечить сохранность скважин, которые могут быть использованы при разработке месторождения и (или) в иных хозяйственных целях.

Ликвидация (консервация) скважин производится по инициативе предприятия - пользователя недр, других юридических или физических лиц, на балансе которых находится скважина, или в случаях, установленных законодательством.

Из акта на продление консервации скважины № 49 Осеннего месторождения от 08.06.2011 года следует, что спорная скважина переведена в консервацию на основании пункта 3.3.1 Инструкции как скважина, законченная строительством, на срок до её передачи заказчику для дальнейшей организации добычи нефти, газа, эксплуатации подземных хранилищ, месторождений теплоэнергетических, промышленных минеральных и лечебных вод, закачки воды в соответствии с проектной документацией, строительства системы сбора и подготовки нефти, газа, воды.

Заявителем не представлено доказательств того, что ввиду фактической невозможности ввести месторождение в первую стадию его разработки, ОАО «РИТЭК»  отказалось от права пользования недрами, либо обратилось в установленном порядке за приостановлением права пользования недрами согласно статьей 20 Закона о недрах, либо с заявлением о внесении изменений в лицензионное соглашение.

В соответствии со статьей 21 Закона о недрах в случае, предусмотренном пунктом 2 части первой статьи 20 настоящего Закона,

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2014 по делу n А57-8468/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также