Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2014 по делу n А12-20452/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А12-20452/2013

 

12 августа 2014 года

Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 12 августа 2014 года.

    Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего - судьи А.Ю. Никитина,

судей Ф.И. Тимаева, О.И. Антоновой,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Д.В. Самойловой,

рассмотрев  в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Администрации г. Волгограда, Комитета земельных ресурсов Администрации г. Волгограда на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 13 ноября 2013 года по делу А12-20452/2013,           (судья  Е.С. Пятернина),

по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Газстрой» (ИНН: 3444111710, ОГРН: 1033400345879)

к Федеральному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Волгоградской области (ИНН: 7705401340, ОГРН: 1027700485757)

с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора – Правительства Волгоградской области (ИНН: 3444051965, ОГРН: 1023403444547), Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области (ОГРН 1043400443074, ИНН 3445071298), Министерства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области (ИНН: 3444054540, ОГРН: 1053444031299), общества с ограниченной ответственностью «Оценочная фирма «ТОСКОР», Администрации г. Волгограда, Комитета земельных ресурсов Администрации г. Волгограда

об установлении кадастровой стоимости земельного участка,

при участии в заседании:

лица участвующие в деле не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом в порядке части 1 статьи 122, части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

У С Т А Н О В И Л:

В арбитражный суд Волгоградской области обратилось Общество с ограниченной ответственностью «Газстрой» (далее - ООО «Газстрой», истец) с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области, орган кадастрового учета, ответчик) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 34:34:050045:0001, площадью 3 692 кв.м., расположенного по адресу: город Волгоград, улица Неждановой, 25, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 в размере 8.840.000, 00 рублей.

Решением от 13 ноября 2013 года Арбитражного суда Волгоградской области по делу № А12-20452/2013 исковые требования удовлетворены.

 Суд установил кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 34:34:050045:0001, площадью 3 692 кв.м., расположенного по адресу: город Волгоград, улица Неждановой, 25, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 в размере 8.840.000, 00 рублей.

Кроме того суд обязал Федеральное государственное бюджетное учреждении «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Волгоградской области внести рыночную стоимость земельного участка в качестве кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 34:34:050045:0001, площадью 3 692 кв.м., расположенного по адресу: город Волгоград, улица Неждановой, 25, установленную по состоянию на 01.01.2010, в размере 8.840.000, 00 рублей.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Администрация                    г. Волгограда и Комитет земельных ресурсов Администрации г. Волгограда обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное.

В обоснование поданных апелляционных жалоб заявители указывает, В обоснование данной позиции податель жалобы указывает на то, что в нарушение требований статьи 24.16 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" не проведена экспертиза отчета об оценке спорного земельного участка.

Данное обстоятельство, по мнению подателя апелляционной жалобы, свидетельствует о неподтвержденности достоверности оценки рыночной стоимости спорного земельного участка, следовательно, у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

Кроме того, по мнению администрации, в нарушение положений ст. 10 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" заказчиком оценки выступает арендатор земельного участка, а не орган местного самоуправления, который осуществляет распоряжение спорным земельным участком, в связи с чем заявитель считает отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка недействительным.

Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд  приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, истец использует земельный участок с кадастровым номером 34:34:050045:0001, расположенный по адресу: Волгоградская область, город Волгоград, улица Неждановой, 25, площадью 3 692 кв.м на основании договора аренды от 23.04.2004 № 5239 для эксплуатации автогазозаправочной станции.

Обращаясь в суд, истец ссылается на то, что в связи с вступлением в силу 10.12.2012 Постановления Губернатора Волгоградской  области  «Об  утверждении  результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области» от 20.11.2012 № 1130, изменилась кадастровая стоимость арендуемого им земельного участка с кадастровым номером 34:34:050045:0001 и составляет 29 992 811, 16 рублей.

В целях определения достоверности вновь утвержденной кадастровой стоимости земельного участка истец обратился к независимому оценщику для получения заключения о рыночной стоимости земельных участков.

Согласно отчету от 27.07.2013 № 68/2013-Н, составленному ООО «Оценочная фирма «ТОСКОР» по состоянию на 01.01.2010 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 34:34:050045:0001 составляет 8 840 000, 00 рублей.

Результаты государственной кадастровой оценки земельного участка в части определения его кадастровой стоимости существенно превышают рыночную стоимость земельного участка, поэтому истец, считая, что кадастровая оценка спорного земельного участка нарушает его права, обратился в суд с настоящим иском в суд.

Суд первой инстанции, полностью удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что внесение изменения кадастровой стоимости земельного участка не противоречит действующему законодательству.

При принятии обжалуемого решения суд первой инстанции исходил из положений статей 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), которым внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ), в который включена глава III.1. "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения, Постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, которым утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).

В соответствии с Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.

Истцом заявлен иск к органу кадастрового учета.

Суд первой инстанции обоснованно посчитал, что такое требование не связано с оспариванием действий органов кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства.

Заявленные истцом требования по существу имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа.

В Постановлении N 913/11 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.

Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлены, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.

В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно на произвольную дату.

Именно поэтому статьей 24.19 Закона N 135-ФЗ прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Закон N 135-ФЗ прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости.

Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона N 135-ФЗ, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана во вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости").

Данные выводы соответствуют правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 25.06.2013 N 10761/11.

Определением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 марта 2014 года по ходатайству истца по делу была назначена судебная экспертиза, на разрешение которой был поставлен вопрос:

"Соответствует ли представленный отчет № 68/2013-Н от 27.07.2013 года требованиям Федерального закона №135-Ф3 «Об оценочной деятельности в РФ» и федеральным стандартам оценки, в случае не соответствия установить рыночную стоимость земельного участка расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Неждановой, 25, площадью 3692 кв.м., кадастровый номер 34:34:050045:0001 по состоянию на 01 января 2010 года?".

Согласно заключению эксперта N 03/Э-14 от года представленный отчет № 68/2013-Н от 27.07.2013 требованиям Федерального закона N 135- ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ" и федеральным стандартам оценки не соответствует.

Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 34:34:050045:0001 площадь 3692 кв.м., расположенного по адресу: Волгоградская область, г. Волгоград, ул. Неждановой, 25 по состоянию на 01.01.2010 г. составляет 9.440.000 (Девять миллионов четыреста сорок тысяч) рублей.

Статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.

Заключение эксперта исследуется наряду с другими доказательствами по делу (часть 3 статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме.

Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.

В силу положений статьи 16 указанного Закона, эксперт обязан провести полное исследование представленных ему объектов и материалов дела, дать обоснованное и объективное заключение по поставленным перед ним вопросам.

В заключении, должны быть отражены объекты исследований, содержание и результаты исследований (пункты 6, 7 статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), оценка результатов исследований, выводы и их обоснование (пункт 8 статьи 86 Арбитражного процессуального

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2014 по делу n А12-5071/2014. Отменить решение, Принять отказ от иска, Прекратить производство по делу (ст. 49, 150, 151, 269 АПК)  »
Читайте также