Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2014 по делу n А12-8500/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: [email protected]

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

 

г. Саратов

Дело №А12-8500/2014

 

04 августа 2014 года

Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 04 августа 2014 года.

                                                          

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Тимаева Ф.И.,

судей Антоновой О.И., Никитина А.Ю.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Зинченко И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Волгоградской области

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 15 мая 2014 года по делу №А12-8500/2014 (судья Лаврик Н.В.),

по иску Правительства Волгоградской области (400098, г. Волгоград, пр-кт им. В.И. Ленина, 9; ИНН 3444051965, ОГРН 1023403444547)

к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (109097, Москва, ул. Ильинка, дом 9, строение 1; ИНН 7710168360, ОГРН 1037339085636), интересы которого представляет Управление Федерального казначейства по Волгоградской области (400131, Волгоград, ул. Коммунистическая, дом 28А; ИНН 3444054571, ОГРН 1023403452555),

третье лицо:

Министерство финансов Волгоградской области

(400131, Волгоград, ул. Порт-Саида, дом 7; ИНН 3444130624, ОГРН 1063444006922),

о взыскании убытков,

УСТАНОВИЛ:

 

Правительство Волгоградской области (далее истец) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, интересы которого представляет Управление Федерального казначейства по Волгоградской области (далее ответчик) о взыскании в пользу Волгоградской области 960 990 руб. убытков в виде реальных расходов в связи с предоставлением жилого помещения (квартиры) гражданину Сидорову Игорю Александровичу, страдающему заразной формой туберкулеза, во исполнение вступившего в законную силу решения Волжского городского суда Волгоградской области от 02.10.2012 по делу № 2-3811/2012.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 15 мая 2014 г. исковые требования удовлетворены.

Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Федерального казначейства по Волгоградской области обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Волгоградской области от 15 мая 2014 года по делу №А12-8500/2014 отменить.

Заявитель апелляционной жалобы считает, что полномочия по оказанию меры социальной поддержки в виде внеочередного предоставления отдельных жилых помещений гражданам, страдающим заразными формами туберкулеза, субъекты Российской Федерации реализуют самостоятельно в пределах средств бюджета субъекта Российской Федерации, до надлежащего разграничения указанных полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Дело рассматривается в апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив законность вынесенного судебного акта, изучив материалы дела, в том числе доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Гражданин Сидоров Игорь Александрович, страдающий заразной формой туберкулеза, обратился в Волжский городской суд Волгоградской области с иском о предоставлении ему во внеочередном порядке жилого помещения на условиях социального найма. Вступившим в законную силу решением Волжского городского суда Волгоградской области от 02.10.2012 по делу №2-3811/2012 на Правительство Волгоградской области возложена обязанность предоставления Сидорову И.А. отдельного благоустроенного жилого помещения площадью не менее установленных норм предоставления жилых помещений в городе Волжском.

Во исполнение указанного решения Волгоградской областью для Сидорова И.А. приобретена квартира в городе Волжском Волгоградской области. Оплата по договору купли-продажи от 10.10.2013 №97 в сумме 960 990 руб. по платежному поручению №394105 от 27.11.2013 произведена за счет резервного фонда Правительства Волгоградской области.

Вышеуказанная квартира передана Сидорову И.А. по договору социального найма от 20.12.2013 г. №01/2013.

Полагая, что расходы в размере 960 990 руб. являются для Волгоградской области убытками и подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета, Правительство Волгоградской области обратилась в арбитражный суд с вышеуказанным иском.

Суд, удовлетворяя исковое требование, правомерно руководствовался следующим.

В соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность установления федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации отдельных категорий граждан, которым предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма.

Согласно пункту 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации категориям граждан, указанным в части 3 статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Пунктом 3 части 2 статьи 57, пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 №378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире», лица, страдающие активной формой туберкулеза, отнесены к числу лиц, которым жилые помещения из государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются вне очереди.  

В соответствии с пунктом 5 статьи 14 Федерального закона от 18.06.2001 г. №77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» (далее Закон №77) больным заразными формами туберкулеза, проживающим в квартирах, в которых, исходя из занимаемой жилой площади и состава семьи, нельзя выделить отдельную комнату больному заразной формой туберкулеза, квартирах коммунального заселения, общежитиях, а также семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой туберкулеза, предоставляются вне очереди отдельные жилые помещения с учетом их права на дополнительную жилую площадь в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

При этом в названном Федеральном законе отсутствуют нормы об источнике финансирования предусмотренных статьей 14 закона мер социальной поддержки лицам, находящимся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, и больных туберкулезом.

Право лиц, страдающих активной формой туберкулеза, на получение жилого помещения при наличии установленных законом условий предусмотрено федеральным законом; наличие и реализация данного права не поставлены законодателем в зависимость от наличия закона субъекта Российской Федерации.

Ссылка на законодательство субъектов Российской Федерации (пункт 5 статьи 14 Закона №77) не влечет при толковании положений этого Федерального закона однозначный вывод о том, что реализация данной меры социальной поддержки передана в исключительное ведение законодательного органа субъекта Российской Федерации, включая и финансирование таких полномочий за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Круг вопросов, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), определен в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Указанным пунктом меры социальной поддержки лицам, находящимся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, и больных туберкулезом, не предусмотрены.

Таким образом, суд, с учетом положений норм действующего законодательства, пришел к правильному выводу о том, что истцу причинен ущерб в виде убытков, возникших в связи с предоставлением квартиры на осуществление государственных полномочий в части предоставления льгот.

Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (статьи 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Ответчиком по настоящему делу выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого отнесено финансирование соответствующих льгот.

В постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 17.06.2004 № 12-П и от 15.05.2006 № 5-П указано на то, что бюджет субъекта Российской Федерации не существует изолированно, а является составной частью финансовой системы Российской Федерации, что влечет необходимость осуществлять бюджетное регулирование в целях сбалансированности бюджетов, что, в частности, обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам Российской Федерации. Российская Федерация как правовое социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств.

В связи с тем, что право граждан на получение бесплатного жилья было провозглашено федеральным законом, расходные обязательства возникают именно у Российской Федерации.

Доказательств того, что в спорный период из федерального бюджета выделялись средства в виде финансовой помощи на реализацию установленных льгот, ответчиком в рамках рассматриваемого дела не представлено.

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что истцом выполнена обязанность по предоставлению жилого помещения Сидорову И.А., однако, федеральный орган государственной власти встречную обязанность не исполнил, расходы истца не компенсировал.

При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, что ответственность по возмещению убытков подлежит возложению на Российскую Федерацию, от имени которой в рассматриваемых правоотношениях выступает Министерство финансов  Российской Федерации.

Доводы апелляционной жалобы судебной коллегией не принимаются, поскольку материалами дела не подтверждено наличие финансирования на обеспечение жилыми помещениями страдающих туберкулезом.

У суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов Арбитражного суда Волгоградской области.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

 

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 15 мая 2014 года по делу №А12-8500/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через суд, принявший решение.

Председательствующий                                                                         Ф.И. Тимаев

Судьи                                                                                                          О.И. Антонова

А.Ю. Никитин

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2014 по делу n А06-933/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также