Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2014 по делу n А12-32342/2013. Изменить решение (ст.269 АПК)
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91, http://12aas.arbitr.ru; e-mail: [email protected]
ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов Дело №А12-32342/2013
14 июля 2014 года резолютивная часть постановления объявлена 08.07.2014 полный текст постановления изготовлен 14.07.2014 Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: Председательствующего Антоновой О.И., судей Волковой Т.В.,Тимаева Ф.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Самойловой Д.В. рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Волгограда на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 11 февраля 2014 года по делу №А12-32342/2013, судья Машлыкин А.П., по иску общества с ограниченной ответственностью «Ротор», г. Волгоград, пр. Ленина, 76 (ИНН 3444158884, ОГРН 1083444004313) к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Волгоградской области, г. Волгоград, ул. Ткачёва, 20Б (ИНН 3443042326, ОГРН 1023402989235) об установлении кадастровой стоимости равной рыночной, с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Волгоградской области, г. Волгоград, ул. Калинина, 4, Правительства Волгоградской области, г. Волгоград, пр. Ленина, 9, администрации Волгограда, г. Волгоград, ул. Володарского, 5, Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области, г. Волгоград, ул. Новороссийская, 15, УСТАНОВИЛ: Общество с ограниченной ответственностью "Ротор" (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Волгоградской области (далее - ответчик), в котором просит установить кадастровую стоимость земельного участка, расположенного по адресу: город Волгоград, улица Хрустальная, 70, площадью 10 916 кв. м, кадастровый номер 34:34:020016:72, равной его рыночной стоимости в размере 9 446 000 руб. Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 11 февраля 2014 года по делу №А12-32342/2013 установлена кадастровая стоимость земельного участка, расположенного по адресу: город Волгоград, улица Хрустальная, 70, площадью 10 916 кв. м, кадастровый номер 34:34:020016:72, равной его рыночной стоимости в размере 9 446 000 руб. В остальной части производство по делу прекращено, в связи с отказом от иска Изложенное послужило основанием для обращения с апелляционной жалобой. Как следует из материалов дела, обращаясь в суд, истец ссылается на то, что в связи с вступлением в силу 10.12.2012 Постановления Губернатора Волгоградской области "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области" от 20.11.2012 N 1130, изменилась кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 34:34:030102:17и составляет 20 708 743,6 рублей. В целях определения достоверности вновь утвержденной кадастровой стоимости земельного участка истец обратился к независимому оценщику для получения заключения о рыночной стоимости земельных участков. Согласно отчету от 17.12.2013 г. N 225-03/2013, подготовленного обществом с ограниченной ответственностью "Консалтинговая фирма "Центр аналитик", рыночная земельного участка, расположенного по адресу: город Волгоград, улица Хрустальная, 70, площадью 10 916 кв. м, кадастровый номер 34:34:020016:72, по состоянию на 01.01.2010 г. составляет 9 446 000 руб. Результаты государственной кадастровой оценки земельного участка в части определения его кадастровой стоимости существенно превышают рыночную стоимость земельного участка, поэтому истец, считая, что кадастровая оценка спорного земельного участка нарушает его права, обратился в суд с настоящим иском в суд. Удовлетворяя заявленные требования истца суд правомерно руководствовался следующим. В соответствии с п. 1 ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации защите в арбитражном суде подлежат нарушенные или оспариваемые права и законные интересы. Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом избираемый истцом способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям нарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав. Согласно ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон "О государственном кадастре недвижимости") кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом. В соответствии с ч. 5 ст. 4 Закона "О государственном кадастре недвижимости" сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов. Пунктами 11, 14 ч. 2 ст. 7 Закона "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка. На основании ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами. В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В силу п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта. Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, требование о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка, признании незаконными действий, выразившихся в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка, по существу имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа. При этом сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Согласно правилам п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта. Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости (Определение Конституционного Суда РФ от 01.03.2011г. № 275-О-О). Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ № 913/11 от 28.06.2011, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта. Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» закреплено, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, в том числе осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии. Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе. В части 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» указано, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета вправе осуществлять подведомственные ему государственные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета. Приказом Росреестра от 11.03.2010 № П/93 Федеральные государственные учреждения «Земельная кадастровая палата» по субъектам Российской Федерации (в настоящее время правопреемником является Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии») наделены полномочиями органа кадастрового учета. Истцом заявлен иск в исковом порядке к органу кадастрового учета. Такое требование не связанно с оспариванием действий органов кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства. Заявленные истцом требования по существу имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа. Следовательно, такое требование, предъявленное к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», наделенному полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком. В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ физические лица и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях и условиях, предусмотренных указанным Федеральным законом. В соответствии с пунктом 1 статьи 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». В постановлении президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N ВАС-10761/11 указано, что датой, по состоянию на которую определяется рыночная стоимость участка, следует считать дату, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость участка, то обстоятельство, что рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости. В целях определения достоверности вновь утвержденной кадастровой стоимости земельного участка истец обратился к независимому оценщику для получения заключения о рыночной стоимости земельного участка. В соответствии с отчетом № 225-03/2013 по состоянию на 01.01.2010 рыночная стоимость спорного земельного участка составляет 9 446 000 рублей. Однако, по мнению апеллянта, отчет об определении кадастровой стоимости принимается заказчиком только при условии наличия положительного заключения на указанный отчет. В суде апелляционной инстанции ООО «Ротор» заявило ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы, поручив её проведение Обществу с ограниченной ответственностью «Региональный центр оценки и экспертизы собственности». Суд апелляционной инстанции с учетом заявленного ходатайства, а также в целях проверки доводов апелляционной жалобы, определением от 23.04.2014 назначил судебную экспертизу, проведение которой поручено Обществу с ограниченной ответственностью «Региональный центр оценки и экспертизы собственности», эксперт Куликова Наталья Николаевна. 1. На разрешение эксперта поставлены вопросы: Соответствует ли отчёт 225-03/2013 от 17.12.2013 требованиям Федерального закона №135-Ф3 «Об оценочной деятельности в РФ» и федеральным стандартам оценки? 2. В случае не соответствия отчёта 225-03/2013 требованиям Федерального закона №135-Ф3 «Об оценочной деятельности в РФ» и федеральным стандартам оценки установить рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером: 34:34:020016:72, площадью 10 916 кв.м., расположенного по адресу: г. Волгограда, ул. Хрустальная,64, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010г. Согласно экспертному заключению №8945-ЗЭ представленный в обоснование иска отчет 225-03/2013 требованиям Федерального закона №135-Ф3 «Об оценочной деятельности в РФ» и федеральным стандартам оценки не соответствует. В связи с чем, экспертом определена рыночная Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2014 по делу n А12-30291/2013. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|