Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2008 по делу n   А12-4416/08-С35. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

 

 

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, Россия, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74

===============================================================

 

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Саратов                                                                                Дело №   А12-4416/08-с35

Резолютивная часть постановления объявлена «18» сентября 2008 года.

Полный текст постановления изготовлен «25» сентября  2008 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Камериловой В.А.,

судей Тимаева Ф.И., Шалкина В.Б.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Дюжаковой С.В.,

при участии представителей сторон: от  Администрации г. Волгограда в лице Комитета муниципального заказа - Зеничевой Е.Н., представителя по доверенности от 16.05.2008; от Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (ОАО) в лице Волгоградского отделения № 8621 Сбербанка России – Теньчуриной А.В., представителя по доверенности от 1.06.2008; от Департамента финансов администрации Волгограда – Козыревой И.Г.,  представителя по доверенности от 10.11.2007; от УФАС по Волгоградской области – Зинченко Н.П., представителя  по доверенности от 26.02.2008,

рассмотрев  в открытом судебном заседании

апелляционную жалобу Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (открытое акционерное общество) в лице Волгоградского отделения № 8621 Сбербанка  России, г. Волгоград

апелляционную жалобу Администрации Волгограда, город Волгоград

апелляционную жалобу Департамента финансов  администрации Волгограда на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26.06.2008  по делу №   А12-4416/08-с35, судья Беляева В.В.

по иску УФАС по Волгоградской области, г. Волгоград

к Администрации г. Волгограда в лице Комитета муниципального заказа,  г. Волгоград

Акционерному коммерческому Сберегательному банку Российской Федерации (ОАО) в лице Волгоградского отделения № 8621 Сбербанка России, г. Волгоград

Департаменту финансов администрации Волгограда, г. Волгоград

третье лицо: Открытое акционерное общество «Акционерный коммерческий банк «КОР», г. Волгоград

о признании  открытого конкурса  и муниципального контракта недействительными

УСТАНОВИЛ:

В Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество УФАС  России по Волгоградской  области  с исковым заявлением к Администрации г. Волгограда в лице Комитета муниципального заказа о признании недействительным открытого конкурса «На право заключения муниципального контракта на оказание услуг по открытию, ведению   и   осуществлению   обслуживания   счетов   по   обеспечению   наличными денежными средствами получателей средств бюджета городского округа г.Волгоград в 2008», признании недействительными муниципальных контрактов, заключенных по результатам проведения указанного конкурса.

До принятия судебного акта, истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уточнил исковые требования и просил суд признать недействительным открытый конкурс «На право заключения муниципального контракта на оказание услуг по открытию, ведению и осуществлению обслуживания восьми счетов по обеспечению наличными денежными средствами получателей бюджета городского округа г.Волгоград в 2008» и признать недействительным муниципальный контракт №1 на открытие, ведение и осуществление обслуживания восьми счетов по обеспечению наличными денежными средствами получателей средств бюджета городского округа Волгоград, заключенный 21.12.2007 года по результатам указанного конкурса Департаментом финансов Администрации г.Волгограда с Акционерным коммерческим Сберегательным банком Российской Федерации.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 26.06.2008  по делу №   А12-4416/08-с35  исковые требования удовлетворены.

Не согласившись с принятым решением, Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации (открытое акционерное общество) в лице Волгоградского отделения № 8621 Сбербанка  России подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.

Заявитель указывает, что в заявке Сбербанка России была допущена  техническая ошибка в подпункте 1 пункта 2 Предложения  об условиях исполнения муниципального контракта, а именно в условиях работы  рассчетно-кассового обслуживания. Данная опечатка, по его заявлению, не может служить  опровержением тех  условий, на  основании которых  Сбербанк  решил участвовать  в данном конкурсе.

Не согласившись с принятым решением, Администрация Волгограда также подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на  неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.

По мнению заявителя,  истец не представил  обоснованных доказательств  нарушения чьих-либо прав и законных интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Заявитель считает, что избранный  способ защиты не приводит к восстановлению  субъективных прав  того, в интересах которого выступает истец.

Не согласившись с принятым решением, Департамент финансов Администрации Волгограда также подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на  нарушение норм материального и процессуального права.

По мнению заявителя,  вывод суда  о внесении изменения  ОАО «Сбербанк России» в заявку на  участие в конкурсе  относительно времени  расчетно-кассового обслуживания, не соответствует  фактическим  обстоятельствам  дела.

Кроме того, заявитель указывает, что вывод суда о нарушении требований ст. 17 Закона «О защите конкуренции» не подтвержден доказательствами.

Представители ответчиков просят отменить решение суда первой инстанции.

Представитель истца считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, доводы апелляционной инстанции несостоятельными, представил письменный отзыв на апелляционные жалобы.

Дело рассмотрено в апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив законность вынесенного судебного акта, изучив материалы дела, в том числе доводы апелляционной жалобы,   выслушав в судебном заседании представителя ответчика,  судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Из материалов дела следует,  04 декабря 2007 года Комитетом муниципального заказа Администрации г.Волгограда (далее - Комитет) по заявке Департамента финансов администрации г.Волгограда был проведен открытый конкурс «На право заключения муниципального контракта на оказание услуг по открытию, ведению и осуществлению обслуживания восьми счетов по обеспечению наличными денежными средствами получателей бюджета городского округа г.Волгоград в 2008г.».

С заявками на участие в указанном конкурсе обратилось 2 участника - ОАО АКБ «КОР» и ОАО «Сбербанк России», предложив в приложениях №1 к заявкам свои условия исполнения муниципального контракта, в том числе по времени расчетно-кассового обслуживания (по выдаче наличных денежных средств). ОАО «АКБ «КОР» предложено до 17-00 часов, ОАО «Сбербанк России» - до 13-00 часов.

Как следует из протокола заседания конкурсной комиссии по рассмотрению заявок на участие в рассматриваемом конкурсе от 07.12.2007 года, в ходе рассмотрения поступивших заявок был направлен запрос (исх.№07и/мз 5827 от 06.12.2007 года) участнику размещения заказа ОАО «Сбербанк России» о разьяснении положений представленной участником заявки. На запрос получен ответ (исх.№29-23/2-3590 от 06.12.2007 года), в котором ОАО «Сбербанк России» уточнил время расчетно- кассового обслуживания (по выдаче наличных средств) получателей средств бюджета городского округа Волгоград (до 17-00 часов).

Победителем указанного конкурса обьявлен ОАО «Акционерный коммерческий Сберегательный банк РФ в лице Волгоградского отделения №8621 Сбербанка России (далее - ОАО «Сбербанк России»).

По результатам конкурса 21.12.2007 года между Департаментов финансов Администрации    г.Волгограда    и    ОАО    «Сбербанк    России»   был заключен муниципальный контракт № 1 на открытие, ведение и осуществление обслуживания восьми счетов по обеспечению наличными денежными средствами получателей средств бюджета городского округа Волгоград.

Оценка и сопоставление предложенных участниками размещения заказа условий исполнения муниципального контракта осуществлялась с учетом вышеуказанных изменений, внесенных в заявку ОАО «Сбербанк России», что подтверждают материалы оценки конкурсных предложений каждым из членов конкурсной комиссии, где в графе «время расчетно-кассового обслуживания» по участнику - ОАО «Сбербанк России» указано первоначальное указанное в заявке время - 13.00 часов, а впоследствии (после проведения переговоров и внесения изменений в заявку) измененное - 17.00 часов.

Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции сделал правильный вывод об удовлетворении исковых требований, исходя из следующего.

Подтверждением фактического внесения изменений в заявку ОАО «Сбербанк России» относительно времени расчетно-кассового обслуживания (по выдаче наличных денежных средств) является использование указанного времени 17.00 при оценке и сопоставлении конкурсной комиссией предложений ОАО «Сбербанк России», что отражено и в протоколе заседания конкурсной комиссии по проведению и оценке сопоставления заявок на участие от 07.12.2007, и в материалах оценки конкурных предложений каждым из членов конкурсной комиссии, где в графе «время расчетно-кассового обслуживания» по указанному участнику указано первоначально заявленное в заявке время -13.00 часов, а впоследствии (после проведения переговоров и внесения изменений в заявку) измененное время -17.00.

Согласно установленному конкурсной документацией методу оценки предложений участников открытого конкурса время обслуживания менее чем до 15.00 часов оценивается в 4 балла, обслуживание до 17.00 - оценивается в 14 баллов.

На основании изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, о том, что за счет изменения такого заявленного ОАО «Сбербанк России» условия как время расчетно-кассового обслуживания (по выдаче наличных денежных средств) с 13.00 на 17.00, указанный участник получил существенное преимущество при подведении итогов в виде дополнительных 10 баллов, что напрямую повлияло на выбор его в качестве победителя рассматриваемого конкурса.

Между тем, согласно части 9 статьи 25 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005г. №94-ФЗ (далее - ФЗ №94), участник размещения заказа вправе внести изменения в заявку на участие в конкурсе в любое время до момента вскрытия конкурсной комиссией конвертов с заявками.

Регламентируя процесс проведения конкурса, ФЗ №94 обязывает конкурсную комиссию в день вскрытия конвертов объявить присутствующим о возможности изменить или отозвать поданные на участие в конкурсе заявки до вскрытия конвертов (ч.2 ст.26 ФЗ №94).

Таким образом, нормы законодательства о размещении заказов допускают внесение изменений в заявку лишь в период до вскрытия конвертов.

С учетом указанных норм, ОАО «Сбербанк России», присутствуя при вскрытии конвертов и обнаружив до указанного периода ошибку в своей заявке относительно времени расчетно-кассового обслуживания, могло заявить об изменении заявки путем замены ранее поданного конверта другим.

В связи с этим судебная коллегия считает неубедительными доводы ответчиков о том, что указанное в приложении время расчетно-кассового обслуживания является неточностью и технической ошибкой, устранение которой стало допустимым лишь после вскрытия конвертов с заявками.

Доказывание факта изменения заявленного ОАО «Сбербанк России» до вскрытия конвертов времени 13.00 на время 17.00 легло в основу искового заявления УФАС и было предметом пристального изучения в судебном заседании, где было полностью поддержано как представителем УФАС по Волгоградской области, так и представителем ОАО АКБ «КОР», в связи с чем является несостоятельным утверждение Департамента финансов Администрации г.Волгоград о том, что указанный факт не опровергался никем из лиц, участвующих в деле, и не подтвержден материалами дела.

В обоснование своих доводов о том, что в заявку ОАО «Сбербанк России» изменения не вносились, а было лишь уточнено предложенное им время расчетно-кассового обслуживания (по выдаче наличных денежных средств), ответчики ссылаются на наличие в составе представленной на конкурс заявки типового договора банковского счета, заключаемого с клиентом, где содержалось время обслуживания до 17.00.

Однако, конкурсной документацией была четко установлена форма подачи участниками предложений об условиях исполнения муниципального контракта и перечень документов, которые участникам необходимо представить для участия в конкурсе.

При этом типовой договор банковского счета, заключаемый участником с клиентом, в указанном перечне отсутствует.

Следовательно, при осуществлении оценки предложений участников конкурса, конкурсная комиссия должна была оценивать предложения участников исключительно в рамках той формы, которая установлена конкурсной документацией в приложении к заявке на участие в конкурсе №1.

Также суд апелляционной инстанции считает несостоятельной ссылку ответчиков на то, что ОАО «Сбербанк России» автоматически принял условия, изложенные в п.3.6., 3.7 проекта муниципального контракта», предусматривающие продолжительность операционного дня до 17.00 часов.

В соответствии в ч.1 ст.20 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 №94-ФЗ целью проведения конкурса является выявление лучших условий исполнения муниципального контракта.

В рассматриваемом случае такое условие, как время расчетно-кассового обслуживания (по выдаче наличных денежных средств) не было заранее определенным, а было установлено в конкурсной документации как подлежащее оценке при принятии решения о победителе конкурса, подтверждением чего является установленная прилагаемой к конкурсной документации таблицей критериев, согласно которой такое условие работы как расчетно-кассовое обслуживание (по выдаче наличных денежных средств) оценивается следующим образом: до 17.00 часов - 14 баллов; до 16.00 часов - 10 баллов; до 15.00 часов - 6 баллов; менее чем до 15.00 часов - 4 балла.

При таких обстоятельствах доводы  апелляционной жалобы не могут служить  основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, который принят на основе  полного и всестороннего исследования доказательств по делу. Вынесенное судом первой инстанции решение, является  законным и обоснованным, принято с  правильным применением норм материального и процессуального права,  изложенные в нем выводы соответствуют  установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле  доказательствам. В силу изложенного, апелляционная жалоба  удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, двенадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26.06.2008  по делу №   А12-4416/08-с35 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.

Постановление  вступает в законную силу с момента  его принятия  и  может быть обжаловано.

Председательствующий                                                     В.А. Камерилова

Судьи                                                                                    Ф.И. Тимаев

В.Б. Шалкин

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2008 по делу n А57-24355/07-21. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также