Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2014 по делу n А12-31098/2013. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК),Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91, http://12aas.arbitr.ru; e-mail: [email protected]
ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов Дело №А12-31098/2013 19 июня 2014 года Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2014 года. Полный текст постановления изготовлен 19 июня 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Дубровиной О.А., судей Жевак И.И., Шалкина В.Б., при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Спиридоновой Е.В., без участия в судебном заседании представителей сторон, рассмотрев апелляционные жалобы администрации Волгограда на определение арбитражного суда Волгоградской области от 14 февраля 2014 года и решение арбитражного суда Волгоградской области от 20 февраля 2014 года по делу № А12-31098/2013, принятые судьёй Буланковым А.А., по исковому заявлению администрации Волгограда (ИНН:3444059139; ОГРН: 1023403433822) к индивидуальному предпринимателю Новикову Леониду Викторовичу (ИНН: 344405406916, ОГРН: 311344410300021) о взыскании 194915 рублей 62 копеек, третьи лица: комитет земельных ресурсов администрации Волгограда (ИНН:3444114679; ОГРН:1043400321744), министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области (ИНН: 3444054540, ОГРН: 1053444031299),
УСТАНОВИЛ: Администрация Волгограда (далее по тексту – истец, администрация) обратилась в арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Новикову Леониду Викторовичу (далее по тексту – ответчик, предприниматель, ИП Новиков Л.В.) о взыскании задолженности по арендной плате по договору от 30 апреля 2008 года № 7969 аренды земельного участка за период с 02 сентября 2011 года по 19 апреля 2012 года в размере 174349 рублей 01 копейки, пени за период с 11 сентября 2011 года по 19 апреля 2012 года в сумме 20566 рублей 61 копейки. В судебном заседании в суде первой инстанции министерством по управлению государственным имуществом Волгоградской области (далее по тексту – министерство) заявлено ходатайство о процессуальной замене истца по настоящему делу - администрации Волгограда на Министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области. Определением арбитражного суда Волгоградской области от 14 февраля 2014 года в удовлетворении данного ходатайства отказано, решением арбитражного суда Волгоградской области от 20 февраля 2014 года отказано в удовлетворении исковых требований. Администрация Волгограда, не согласившись с определением и решением суда первой инстанции, обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которых просила указанные судебные акты отменить, принять новые судебные акты, которыми произвести процессуальную замену истца и удовлетворить заявленные исковые требования в полном объёме. По мнению подателя жалоб, арбитражным судом первой инстанции необоснованно было отказано в удовлетворении заявления министерства о процессуальном замене истца и как следствие, в удовлетворении исковых требований. Ответчик и третье лицо, в нарушение требований статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) и определения Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 апреля 2014 года отзывы на апелляционную жалобу не представили. Стороны в судебное заседание не прибыли, о дате, месте и времени рассмотрения апелляционных жалоб извещены надлежащим образом, согласно требованиям статьи 123 АПК РФ, что подтверждается имеющимися в материалах дела почтовыми уведомлениями. Проверив законность вынесенного судебного акта, рассмотрев доводы апелляционных жалоб, исследовав материалы дела, оценив имеющиеся в них доказательства, на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам Как установлено судом и следует из материалов дела, ИП Новиков Л.В. с 02 сентября 2011 года являлся арендатором по договору от 30 апреля 2008 года №7969 аренды земельного участка, заключенного с арендодателем - администрацией Волгограда. Администрация, полагая, что у ответчика имеется задолженность по внесению арендных платежей по вышеназванному договору аренды, обратилась с настоящим исковым заявлением в арбитражный суд Волгоградской области. Арбитражный суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, исходил из того, что в соответствии с Законом Волгоградской области от 06 апреля 2012 года №33-ОД (далее по тексту - Закон Волгоградской области №33-ОД), принятым Волгоградской областной Думой 05 апреля 2012 года, опубликованным 07 апреля 2012 года в газете «Волгоградская правда» №61 и вступившим в законную силу через 90 дней со дня официального опубликования, т.е. 06 июля 2012 года, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися в городе Волгограде - административном центре Волгоградской области, осуществляется в порядке, определяемым правительством Волгоградской области. Так же, согласно выписке из Единого Государственного реестра, право собственности на спорный земельный участок не разграничено. Постановлением Правительства Волгоградской области от 17 апреля 2012 года №28-п установлено, что органом исполнительной власти Волгоградской области уполномоченным на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися в Волгограде - административном центре Волгоградской области, является министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области. В связи с перераспределением функций по распоряжению неразграниченными земельными участками между администрацией города Волгограда в лице комитета земельных ресурсов и правительством Волгоградской области в лице министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области, арбитражный суд первой инстанции правомерно указал, что к министерству перешли права и обязанности арендодателя в соответствии с договорами аренды и администрация утратила полномочия арендодателя, а с ними и право на предъявление требований по договорам земельных участков собственность на которые не разграничена. На основании этого, арбитражный суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что администрация является ненадлежащим истцом и отказал в удовлетворении заявленных требований в полном объёме. Апелляционная коллегия соглашается с данным выводом арбитражного суда, как соответствующим материалам дела и действующему законодательству. Как следует из материалов дела, рассматриваемый спор возник в отношении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена. Основания и порядок разграничения государственной собственности на землю регулировались с 01 июля 2006 года по настоящее время – Федеральным законом от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон №137-ФЗ). Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона №137-ФЗ, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. Законами субъектов Российской Федерации может быть установлено, что в административных центрах субъектов Российской Федерации распоряжение такими земельными участками осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с законом Волгоградской области №33-ОД, вступившим в законную силу 06 июля 2012 года, и постановлением правительства Волгоградской области от 17 апреля 2012 года №28-п, полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в городе Волгограде - административном центре Волгоградской области, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляет орган исполнительный власти - министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области (далее по тексту - министерство), которое выступает стороной в спорном договоре аренды земельного участка. Таким образом, Федеральным законом №137-ФЗ изменён порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, и к министерству перешли права арендодателя по договору аренды от 19 апреля 2010 года независимо от его переоформления. Аналогичное толкование вышеназванных норм права отражено в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 мая 2010 года №301/10, являющееся общеобязательным и подлежащим применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел. Довод жалобы о правомерности заявленных требований в виду утраты администрацией права распоряжения спорным земельным участком, только с момента вступления в законную силу Закона Волгоградской области №33-ОД – 07 июля 2012 года, является несостоятельным, поскольку, как указывалось ранее, Федеральным законом №137-ФЗ был изменён порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, и, соответственно с момента его издания к министерству перешли права арендодателя по спорному договору аренды. Отказывая в удовлетворении заявленного министерством ходатайства о процессуальном правопреемстве истца на министерство, арбитражный суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 48 АПК РФ, правомерно исходил из следующего. Часть 1 статьи 48 АПК РФ содержит примерный перечень оснований материального правопреемства (реорганизация юридического лица, уступка права требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах), влекущих за собой возможность произведения арбитражным судом процессуального правопреемства. В случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении арбитражный суд производит замену этой стороны её правопреемником и указывает на это в судебном акте. Из правового смысла данной нормы следует, что процессуальное правопреемство представляет собой переход процессуальных прав и обязанностей от одного лица к другому в связи с одним и тем же материальным правоотношением. Процессуальное правопреемство осуществляется судом путём замены стороны в споре её правопреемником. В данном случае, на дату обращения в арбитражный суд администрация Волгограда не являлась стороной по спорному договору, следовательно у неё отсутствовало право требования к ответчику по взысканию арендных платежей по нему. Министерство в настоящем споре является третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора. Право на заявление самостоятельных требований относительно предмета спора министерство в суде первой инстанции не реализовало, чем, в силу положений статьи 9 АПК РФ повлекло для себя риск наступления неблагоприятных последствий. При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения ходатайства министерства о процессуальном правопреемстве в смысле статьи 48 АПК РФ, в связи с чем, суд правомерно признал администрацию Волгограда ненадлежащим истцом по данному делу и отказал в удовлетворении заявленного министерством ходатайства о её процессуальной замене. На основании изложенного, довод апелляционной жалобы на определение суда первой инстанции от 14 февраля 2014 года по настоящему делу о неправомерном отказе арбитражным судом первой инстанции в удовлетворении заявленного министерством ходатайства о процессуальном правопреемстве истца отклоняется апелляционной инстанцией, как основанный на ошибочном толковании и применении норм арбитражного процессуального законодательства. При этом, апелляционная коллегия указывает, что отказ администрации в заявленном иске не влечёт негативных последствий для министерства, которое вправе обратиться в арбитражный суд с самостоятельным иском в общем порядке. Согласно статье 270 АПК РФ основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции являются. 1) неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными; 3) несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. Учитывая вышеизложенное, оценив в совокупности материалы дела и доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия считает, что выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, соответствуют обстоятельствам дела, судом применены нормы права, подлежащие применению, вследствие чего, апелляционные жалобы не подлежит удовлетворению, определение и решение суда - отмене. Руководствуясь статьями 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ: определение арбитражного суда Волгоградской области от 14 февраля 2014 года и решение арбитражного суда Волгоградской области от 20 февраля 2014 года по делу № А12-31098/2013 оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации Волгограда, - без удовлетворения. Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции. Председательствующий судья О.А. Дубровина Судьи И.И. Жевак
В.Б. Шалкин Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2014 по делу n А12-5790/2013. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|