Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2008 по делу n А12-9677/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

 

 

 

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, Россия, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74

===============================================================

Именем Российской Федерации

 

                                                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ                

арбитражного апелляционного суда

г. Саратов                                                                Дело №А12-9677/2008-С56

12 сентября 2008 года

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Агибаловой Галины Ивановны,

судей Клочковой Наталии Александровны, Никитина Александра Юрьевича,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Судаковой Н.В.

при участии  в судебном заседании представителей сторон:

от прокуратуры - Бобровой Ольги Викторовны, удостоверение №137000,

от иных лиц - нет (уведомления  №№92118- 92123 о вручении адресатам почтовых отправлений  1 сентября 2008 года приобщены к материалам дела)

рассмотрев апелляционную жалобу №128 от 13 августа 2008 года Территориального управления Алексеевского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградская область, ст. Алексеевская, Волгоградская область,

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 22 июля 2008 года по делу №А12-9677/2008-С56 (судья И.А. Ландин)

по иску Заместителя прокурора Волгоградской области, г. Волгоград,

к ответчикам:

1. Территориальному управлению Алексеевского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области, ст. Алексеевская, Волгоградская область,

2. открытому акционерному обществу «Акционерный коммерческий Сберегательный банк РФ», в лице Урюпинского отделения №4012, г.Урюпинск, Волгоградская область,

третьему лицу: Центральному банку РФ, г. Москва, в лице Главного управления Центрального банка РФ по Волгоградской области, г. Волгоград,

о признании недействительным договора банковского счета №1457 от 28.02.2007 г. и применении последствий недействительности ничтожной сделки

У С Т А Н О В И Л:

Прокуратура Волгоградской области обратилась в арбитражный суд Волгоградской области с иском о признании недействительным (ничтожным) договора №1457 банковского счета №40116810711100000051, заключенного 28 февраля 2007 года между ОАО «Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации», в лице в лице Урюпинского отделения №4012, и Территориальным управлением Алексеевского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области, а также применении последствий недействительности ничтожной сделки путем закрытия указанного счета.

Решением арбитражного суда Волгоградской области от 22 июля 2008 года  исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Ответчик, Территориальное управление Алексеевского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда Волгоградской области от 22 июля 2008 года отменить, принять по делу новое решение об отказе в исковых требованиях.

Заявитель жалобы указывает, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.

Исследовав материалы дела, выслушав представителя прокуратуры, изучив доводы апелляционной жалобы, в открытом судебном заседании апелляционная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Как следует из материалов дела, между открытым акционерным обществом «Акционерный коммерческий Сберегательный банк РФ», в лице Урюпинского отделения №4012 и Территориальным управлением Алексеевского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области заключен договор №1457 банковского счета, на основании которого открыт счет  в валюте РФ №40116810711100000051 для осуществления расчетно – кассового обслуживания клиента в соответствии с действующим законодательством (л.д.10-13).

Статья 215 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает, что в Российской Федерации устанавливается казначейское исполнение бюджетов.

В силу ст. 216 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающей принцип единства кассы, зачисление всех доходов бюджета (в том числе и местного) и осуществление всех расходов бюджета может производиться только с единого счета бюджета, что исключает возможность открытия уполномоченными органами и учреждениями муниципального образования каких – либо бюджетных счетов в банковских учреждениях помимо единого счета бюджета муниципального образования.

Из спорного договора не следует, что открытый ответчиками в коммерческом банке счет №40116810711100000051 является единым счетом бюджета Территориального управления Алексеевского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области, следовательно, договор противоречит  требованиям статьи 216 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 155 Бюджетного кодекса Российской Федерации счета бюджетов обслуживает Банк России.

Виды операций со средствами бюджета приведены в статье 156 Бюджетного кодекса Российской Федерации,  согласно которой кредитные организации могут, в частности выполнять функции Банка России, предусмотренные пунктом 2 статьи 155 данного Кодекса, в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций.

Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что единый счет бюджета Территориального управления Алексеевского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области подлежит открытию только в учреждениях Банка России.

В силу пункта 2 статьи 156  Бюджетного кодекса Российской Федерации,  а также пункта 3 Постановления Конституционного Суда РФ от 17 июня 2004 года №12-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 155, пунктов 2 и 3 статьи 156 и абзаца двадцать второго статьи 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации…» «соответствующей территорией» следует понимать  как территорию  одного субъекта Российской Федерации  или территорию  муниципального образования (если в них действуют территориальное учреждение Банка России по данному субъекту Российской Федерации и (или) подразделения расчетной сети на территории муниципального образования), так и территорию нескольких субъектов Российской Федерации   или территорию определенного числа муниципальных образований (если в соответствующих территориальных границах действуют территориальное учреждение Банка России по нескольким субъектам Российской Федерации   и  (или) подразделения расчетной сети, деятельность которых распространяется на территорию определенного числа муниципальных образований)».

Статьями 161 и  162 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что Комитет бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области, в лице Территориального управления Алексеевского муниципального района, является получателем бюджетных средств.

Суд первой инстанции правомерно установил, что на территории Алексеевского района Волгоградской области имеется учреждение Банка России – расчетно-кассовый центр г. Михайловка Главного Управления Центрального Банка РФ по Волгоградской области (что не оспаривается ответчиками), и что данное учреждение способно осуществлять функции по обслуживанию счета бюджета бюджетных организаций и органов местного самоуправления, расположенных на территории Алексеевского района.

Данное обстоятельство подтверждено письмом Расчетно- кассового центра Главного Управления Центрального Банка Российской Федерации по Волгоградской области от 29 мая 2008 года №26-1-32/490 (л.д.18).

Поэтому вывод суда о том, что договор банковского счета №1457 заключен в нарушение части 2 статьи 156 Бюджетного кодекса Российской Федерации является обоснованным.

В соответствии со статьей 18 Закона о конкуренции, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания следующих финансовых услуг, в том числе открытие и ведение банковских счетов юридических лиц, осуществление расчетов по этим счетам.

Суд первой инстанции обоснованно не принял доводов территориального управления Алексеевского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области о том, что оспариваемый договор соответствует действующему законодательству,  поскольку кредитное учреждение утверждено по результатам конкурса. Нормы Бюджетного кодекса РФ об открытии счетов в учреждениях Банка России носят императивный характер, допускают возможность открытия счетов в иных учреждениях лишь в случае невозможности выполнения учреждениями Банка России функций по обслуживанию счетов бюджетов, между тем в данном случае такая возможность имеется, что подтверждено материалами дела.

Суд первой инстанции правомерно, в соответствии со статьями 167, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, признал заключенный ответчиками договор №1457 банковского счета ничтожной сделкой и применил последствия недействительности данной сделки путем возложения на банк обязанности закрыть банковский счет №40116810711100000051, открытый во исполнение ничтожной сделки.

Оснований для отмены либо изменения принятого по делу решения судебная коллегия не находит.

Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения, решение  суда первой инстанции – без изменения.

Государственная пошлина по апелляционной жалобе подлежит взысканию с ответчика, территориального управления Алексеевского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области, в сумме 1000 рублей, в доход федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

 

П О С Т А Н О В И Л:

Решение арбитражного суда Волгоградской области от 22 июля 2008 года по делу №А12-9677/2008-С56 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Взыскать с Территориального управления Алексеевского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградская область, ст. Алексеевская, Волгоградская область, в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере одна тысяча рублей по апелляционной жалобе.

Постановление вступает в силу с момента его принятия и  может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 273-277 АПК РФ.

Направить постановление арбитражного суда лицам, участвующим в деле, в соответствии с требованиями статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                                                Г.И. Агибалова

Судьи                                                                                               А.Ю. Никитин

Н.А. Клочкова

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2008 по делу n А57-4533/08-С21. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также