Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2008 по делу n А12-6363/08-С24. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 410031, Россия, г.Саратов, ул.Первомайская, д.74 ===============================================================
Именем Российской Федерации ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов Дело № А12-6363/08-С24 03 сентября 2008 года Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 03 сентября 2008 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Акимовой М.А., судей Александровой Л.Б., Борисовой Т.С. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Базуновой О.С. при участии представителя прокуратуры Коваленко О.С. (удостоверение №117065), действующей по доверенности от 31.03.2008 № 38-5-2008, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Нижне-Волжского межрегионального управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Волгоградской области (г. Волгоград Волгоградская область) на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 09 июня 2008 года по делу № А12-6363/08-С24 (судья Ильинова О.П.) по заявлению Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры (г. Тверь Тверской области) к Нижне-Волжскому межрегиональному управлению по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Волгоградской области (г. Волгоград) заинтересованные лица: Государственное учреждение здравоохранения «Волгоградский областной противотуберкулезный диспансер № 2» (г. Волгоград) Комитет государственного контроля в сфере природопользования администрации Волгоградской области (г. Волгоград) о признании незаконным ненормативного акта, УСТАНОВИЛ:В Арбитражный суд Волгоградской области обратилась Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура (далее – прокуратура, заявитель) с заявлением к Нижне-Волжскому межрегиональному управлению по экологическому и технологическому надзору Роспотребнадзора по Волгоградской области (далее – Управление) о признании незаконным требования о получении Государственным учреждением здравоохранения «Волгоградский областной противотуберкулезный диспансер № 2» (далее – ГУЗ «ВОПТД№2», медицинское учреждение) лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов. Решением суда первой инстанции от 09.06.2008г. требования заявителя удовлетворены, требование Управления признано незаконным. Управление не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований прокуратуре отказать. Считает, что судом неправильно применены нормы материального и процессуального права. Прокуратура возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на неё. ГУЗ «ВОПТД № 2» отзыв не представило. Исследовав материалы дела, выслушав доводы прокурора, апелляционный суд пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению. Как видно из материалов дела, 05 декабря 2007 года ГУЗ «ВОПТД № 2» в адрес Управления направлено письмо № 542 с просьбой произвести регистрацию проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (л.д.74). 13 декабря 2007 года Управление письмом № 03/4558 отказало ГУЗ «ВОПТД № 2» в утверждении лимитов на размещение опасных отходов производства и потребления до предоставления медицинским учреждением лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов (л.д.15). Прокуратура, полагая, что требование о предоставлении ГУЗ «ВОПТД № 2» лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, изложенное в письме от 13.12.2007г. № 03/4558, противоречит законодательству и нарушает законные права и интересы медицинского учреждения, обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании указанного требования незаконным. Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, указал, что требование Управления о предоставлении ГУЗ «ВОПТД № 2» лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов является незаконным, поскольку временное размещение образовавшихся от деятельности ГУЗ «ВОПТД № 2» отходов на его территории в специально обустроенных местах не является самостоятельной деятельностью по размещению отходов и представляет собой элемент основной деятельности заявителя. Апелляционная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют закону и подтверждены собранными по делу доказательствами. Согласно пункту 1 раздела 2 Устава от 28.12.2005г. предметом деятельности ГУЗ «ВОПТД № 2» является оказание специализированной противотуберкулезной помощи населению. Как следует из материалов дела, в процессе деятельности медицинского учреждения образуются отходы, которые оказывают негативное воздействие на окружающую природную среду. ГУЗ «ВОПТД № 2» заключены договоры об оказании услуг по сбору, вывозу, и утилизации отходов с организациями, обладающими соответствующими лицензиями: с МУП «Автомобильный коммунальный транспорт Волгограда» от 29.01.2007г. № 6 сроком действия до 31.12.2008г. (л.д. 18-21), ООО «ФАКАРМ» сроком действия до 31.12.2007г. Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ) регулирует порядок обращения с отходами, возникающими не только в процессе производства продукции, но и любой деятельности, в ходе которой образуются отходы. Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ лимит на размещение отходов представляет собой предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории. В силу вышеуказанной статьи обращением с отходами признается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. В соответствии со статьей 11 названного Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования. Статьей 18 названного Закона установлено, что нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшая количество отходов предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определяет Правительство Российской Федерации. Пункт 7 Правил разработки и утверждения нормативов образования и размещения отходов и лимитов на их размещение, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 № 461, содержит перечень представляемых в территориальные органы уполномоченного органа сведений и документов, в том числе копии лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов для юридических лиц, осуществляющих деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов. В отношении юридических лиц, осуществляющих деятельность, в процессе которой образуются отходы, подобная обязанность не предусмотрена. Судами обеих инстанций установлено, что заявитель не осуществлял деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов. Образуемые в ходе деятельности учреждения отходы передавались специализированным организациям, имеющим соответствующие лицензии. Учитывая, что деятельность, в процессе которой образуется отходы, не подлежит лицензированию в соответствии с подпунктом 74 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», суд первой инстанции правомерно признал незаконным отказ Управления в утверждении лимитов на размещение отходов. Довод Управления о необходимости получения заявителем лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов на том основании, что осуществляемая им деятельность связана с образованием отходов, опасных для здоровья людей и окружающей среды, признается судом апелляционной инстанции несостоятельным, поскольку такая обязанность законодательством не предусмотрена. Кроме того, Управление в апелляционной жалобе ссылается на размещение на территории, принадлежащей медицинскому учреждению, объектов размещения отходов, что опровергнуто представленными доказательствами, поскольку временное размещение образовавшихся отходов не является их хранением и захоронением, следовательно, не требует специально оборудованного сооружения, предназначенного для размещения отходов. Довод апелляционной жалобы о том, что письмо Управления от 13.12.2007г. №03/4558 не является ненормативным актом, апелляционная коллегия считает несостоятельным. Прокуратурой оспаривается требование Управления о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов. Под ненормативным правовым актом понимается официальное решение компетентного органа по конкретному вопросу, содержащее властное предписание, выраженное в определенной форме и направленное на индивидуальное регулирование общественных отношений. Оспариваемое требование Управления, изложенное в письме от 13.12.2007г. №03/458, является властным предписанием, поскольку обязывает медицинское учреждение совершить определенные действия (получить лицензию), невыполнение которого повлечет для ГУЗ «ВОПТД № 2» определенные негативные юридические последствия. Следовательно, письмо Управления является ненормативным актом и может быть оспорено в судебном порядке. Обязанность ГУЗ «ВОПТД № 2» разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение установлена статьей 11 и пунктом 3 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» Невыполнение этой обязанности в силу статьи 8.2 КоАП РФ влечет административную ответственность в виде взыскания штрафа или приостановления деятельности юридического лица. Таким образом, выставленное Управлением требование о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов и доведенное до сведения общества посредством письма с указанием причины отказа, затрагивает права и законные интересы медицинского учреждения, поскольку в силу вышеназванных норм законодательства Российской Федерации препятствует осуществлению его деятельности и влечет юридические последствия для заявителя. Необоснованным является утверждение Управления, что отсутствие в решении суда указания на обязанность выполнить определённые действия с целью устранения нарушения прав означает отсутствие нарушения прав. В рассматриваемом случае не требуется свершения действий для восстановления нарушенного права, поскольку с момента признания требования незаконным оно не подлежит исполнению, что является результатом, для достижения которого заявитель обращался в суд с данным требованием. Учитывая, что у ГУЗ «ВОПТД № 2» отсутствовала обязанность по получению лицензии, а иных причин для отказа Управлением не установлено, суд первой инстанции обоснованно признал незаконным требование Управления о получении ГУЗ «ВОПТД №2» лицензии на осуществлении деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов для утверждения лимитов на размещение опасных отходов. Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения спора обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями к отмене принятого решения. Судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется. Апелляционную жалобу Управления следует оставить без удовлетворения. Судебные расходы по уплате государственной пошлины апелляционный суд в соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ относит на Управление. Государственная пошлина в сумме 1000 (тысяча) рублей уплачена им при подаче апелляционной жалобы согласно платёжному поручению от 16.07.2008 г. № 933. На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ: Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 09.06.2008г. по делу № А12-6363/08-С24 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в порядке статьи 273 АПК РФ. Председательствующий М.А. Акимова
Судьи Л.Б. Александрова
Т.С. Борисова Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2008 по делу n А12-11236/08-С10. Отменить решение полностью и принять новый с/а »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|