Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2008 по делу n А12-4756/08-С56. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

 

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, Россия, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74

===============================================================

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Саратов                                                                                                   

26 августа 2008 г.                                                                                 Дело №А12-4756/08-с56

 

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Лыткиной О.В., судей Волковой Т.В.,  Телегиной Т.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Семикиным Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Среднеахтубинского муниципального района Комитета Бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области на решение арбитражного суда Волгоградской области от 29 мая 2008 года по делу № А12-4756/08-с56 (судья Ландин И.А.),

по иску Первого заместителя Прокурора Волгоградской области, г. Волгоград

к Территориальному управлению Среднеахтубинского муниципального района Комитета Бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области, Волгоградская область, р.п. Средняя Ахтуба;

Открытому акционерному обществу «Акционерный Коммерческий Сберегательный банк РФ» в лице Волжского отделения № 8553 Сбербанка России

третье лицо:

Центральный банк РФ в лице Главного управления Центрального банка по Волгоградской области

о признании недействительным договора от 06.03.2007 № 40116/79 банковского счета      № 40116810911160000079 и применения последствий недействительности ничтожной сделки.

при участии в заседании:

от истца – извещен, не явился

от ответчиков – извещены, не явились;

от третьего лица – извещен, не явился,

У С Т А Н О В И Л:

Прокуратура Волгоградской области обратилась в арбитражный суд Волгоградской области с иском о признании недействительным (ничтожным) договора      № 40116/79 банковского счета № 40116810911160000079, заключенного 06.03.2007 между Открытым акционерным обществом «Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации», в лице Волжского отделения № 8553 Сбербанка России и Территориальным управлением Среднеахтубинского муниципального района Комитета Бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области,  а также  применении последствий недействительности указанной сделки в виде обязания ответчиков закрыть счет  № 40116810911160000079.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора к участию в деле привлечен Центральный банк Российской Федерации в лице Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Волгоградской области.

Решением арбитражного суда Волгоградской области от 29 мая 2008 года  исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик - Территориальное управление Среднеахтубинского муниципального района Комитета Бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда Волгоградской области отменить, принять по делу новое решение об отказе в исковых требованиях.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, в открытом судебном заседании апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Как следует из материалов дела, между ОАО «Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации» в лице Волжского отделения № 8553 Сбербанка России и Территориальным управлением Среднеахтубинского муниципального района Комитета Бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области, заключен договор № 40116/85 банковского счета, на основании которого открыт счет № 40116810911160000079 для осуществления расчетно-кассового обслуживания клиента в соответствии с действующим законодательством.

Статья 215 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает, что в Российской Федерации устанавливается казначейское исполнение бюджетов.

В силу ст. 216 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающей принцип единства кассы, зачисление всех доходов бюджета (в том числе и местного) и осуществление всех расходов бюджета может производиться только с единого счета бюджета, что исключает возможность открытия уполномоченными органами и учреждениями муниципального образования каких - либо бюджетных счетов в банковских учреждениях помимо единого счета бюджета муниципального образования.

Из спорного договора не следует, что открытый  ответчиками в коммерческом банке счет № 40116810911160000079 является единым счетом бюджета Территориального управления Среднеахтубинского муниципального района Комитета Бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области, следовательно, договор противоречит  требованиям статьи 216 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 155 Бюджетного кодекса Российской Федерации счета бюджетов обслуживает Банк России.

Виды операций со средствами бюджета приведены в статье 156 Бюджетного кодекса Российской Федерации,  согласно которой кредитные организации могут, в частности выполнять функции Банка России, предусмотренные пунктом 2 статьи 155 данного Кодекса, в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций.

В целях управления средствами федерального бюджета, государственным долгом и совершения платежей Федеральному казначейству предоставлено право открывать и закрывать иные счета федерального бюджета.

Счета Федерального казначейства в Банке России и кредитных организациях ведутся на основании договоров, заключаемых и исполняемых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Гражданским кодексом.

Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что единый счет бюджета Территориального управления Среднеахтубинского муниципального района Комитета Бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области подлежит открытию только в учреждениях Банка России.

Конституцией Российской Федерации (статья 75) и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банк России)» от 10.07.2002 N 86-ФЗ на Банк России возложены функции обслуживания бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, и все операции со средствами бюджетов Банк России осуществляет без комиссионного вознаграждения.

В силу пункта 2 статьи 156  Бюджетного кодекса Российской Федерации,  а также пункта 3 Постановления Конституционного Суда РФ от 17 июня 2004 года №12-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 155, пунктов 2 и 3 статьи 156 и абзаца двадцать второго статьи 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации…» «соответствующей территорией» следует понимать  как территорию  одного субъекта Российской Федерации  или территорию  муниципального образования (если в них действуют территориальное учреждение Банка России по данному субъекту Российской Федерации   и (или) подразделения расчетной сети на территории муниципального образования), так и территория нескольких субъектов Российской Федерации   или территория определенного числа муниципальных образований (если в соответствующих территориальных границах действуют территориальной учреждение Банка России по нескольким субъектам Российской Федерации   и  (или) подразделения расчетной сети, деятельность которых распространяется на территорию определенного числа муниципальных образований)». Так же указанным постановлением предусмотрено, что обслуживание счетов бюджетов Банком России, как требуют того статьи 155 и 156 Бюджетного кодекса Российской Федерации, является механизмом защиты бюджетных средств.

В соответствии со статьей 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации Отделение казначейства является получателем бюджетных средств.

Суд первой инстанции правомерно установил, что на территории г. Волжского Волгоградской области имеется учреждение Банка России - расчетно-кассовый центр        г. Волжского Главного Управления Центрального Банка РФ по Волгоградской области (что не оспаривается ответчиками), и что данное учреждение  способно осуществлять функции по обслуживанию счета бюджета бюджетных организаций и органов местного самоуправления, расположенных на территории Среднеахтубинского муниципального района.

Данный вывод основан на имеющихся в деле доказательствах. В связи с чем,  вывод суда о том, что договор банковского счета № 40116/79 заключен в нарушение части 2 статьи 156 Бюджетного кодекса Российской Федерации является обоснованным.

В соответствии со статьей 18 Закона о конкуренции, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания следующих финансовых услуг, в том числе открытие и ведение банковских счетов юридических лиц, осуществление расчетов по этим счетам.

Как следует из материалов дела, конкурс на выбор кредитно-банковской организации на обслуживание счетов не проводился.

Довод Территориального управления Среднеахтубинского муниципального района Комитета Бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области о том, что счет, открытый на основании оспариваемого договора, не подлежит открытию в учреждении Банка России, так как не является счетом бюджета, а является счетом, предназначенным для осуществления операций с наличными деньгами получателей средств федерального бюджета является ошибочным, поскольку статья 244 Бюджетного кодекса Российской Федерации не предусматривает открытие Федеральным казначейством иных счетов, кроме счетов федерального бюджета.

Суд первой инстанции закономерно, в соответствии со статьями 167, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, признал заключенный ответчиками договор № 40116/79 банковского счета ничтожной сделкой и применил последствия недействительности данной сделки путем возложения на банк обязанности закрыть банковский счет № 40116810911160000079, открытый во исполнение ничтожной сделки.

Из обжалуемого решения следует, что при его принятии не допущено нарушения норм материального и процессуального права, обстоятельства дела установлены на основании полного и всестороннего исследования доказательств, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют установленным обстоятельствам.

При изложенных обстоятельствах оснований для отмены решения и удовлетворения жалобы не имеется.

   Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции,

П О СТ А Н О В И Л:

 

решение арбитражного суда Волгоградской области от 29 мая 2008 года по делу    № А12-4756/08-с56 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

   Взыскать с Территориального управления Среднеахтубинского  муниципального района Волгоградской области в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы 1 000 рублей.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в порядке статьи 273 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                                                                     О.В.Лыткина            

 

Судьи                                                                                                                      Т.В.Волкова

 

Т.Н.Телегина

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2008 по делу n А12-11510/05-С55. Оставить определение без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также