Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2008 по делу n А06-1077/2008. Отменить решение полностью и принять новый с/а
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 410031, Россия, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74 ===============================================================
Именем Российской Федерации ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов Дело № А06-1077/2008-23 «25» августа 2008 года Резолютивная часть постановления объявлена «20» августа 2008 года. Полный текст постановления изготовлен «25» августа 2008 года. Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи О.А. Дубровиной, судей Ю.А. Комнатной, Н.В. Луговского, при ведении протокола судебного заседания Дозоровой Е.В., при участии в судебном заседании представителя закрытого акционерного общества «Вагна-Шиппинг» Игнатова В.В., действующего на основании доверенности от 17.07.2008 года, представителя Федеральной таможенной службы России Лебедева А.Г., действующего на основании доверенности № 1-50549 от 27.12.2007 года, представителя Астраханской таможни Лебедева А.Г., действующего на основании доверенности № 01.-03-42/1984 от 13.11.2007 года, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Астраханской таможни, г. Астрахань, на решение арбитражного суда Астраханской области от «07» июня 2008 года по делу № А06-1077/2008-23, принятое судьей Цепляевой Л.Н., по заявлению закрытого акционерного общества «Вагна-Шиппинг», г. Астрахань, к Федеральной таможенной службе России, г. Москва, Астраханской таможне, г. Астрахань, третье лицо: Управление Федерального казаначейства по Астраханской области, г. Астрахань, о взыскании убытков в размере 1855890 рублей 49 копеек,
УСТАНОВИЛ: Закрытое акционерное общество «Вагна-Шиппинг» (далее – ЗАО «Вагна-Шиппинг, Общество) обратилось в арбитражный суд Астраханской области с заявлением о взыскании с казны Российской Федерации убытков, причинённых Астраханской таможней в размере 1855890, 49 рублей в результате простоя теплохода «Арбат» с 03.11.2006 года по 29.11.2006 года. До принятия судом решения истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил заявленные требования и просил взыскать убытки в сумме 1782795,23 рублей. Решением арбитражного суда Астраханской области от 07.06.2008 года заявленные требования ЗАО «Вагна-Шиппинг» были удовлетворены в полном объеме. Федеральная таможенная служба России (далее - ФТС России) не согласившись с решением арбитражного суда Астраханской области от 07.06.2008 года обжаловала его в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд, считает, что отсутствует взаимосвязь между фактом причинения вреда (убытков) и незаконными решениями, действиями (бездействием) таможенных органов и (или) их должностных лиц, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ЗАО «Вагна-Шиппинг» требований. Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению в силу следующего. 2 ноября 2006 года в порт Астрахань зашёл теплоход «Арбат», фрахтователем которого является ЗАО «Вагна-Шиппинг». В соответствии со статьей 270 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) все транспортные средства перемещаются через таможенную границу в соответствии с таможенными режимами временного ввоза и временного вывоза в порядке, предусмотренном главой 22 ТК РФ. На основании пункта 2 части 1 статьи 279 ТК РФ таможенное оформление транспортных средств, производится в местах нахождения таможенных органов во время их работы. Транспортное средство перемещается через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом временного ввоза. Помещение транспортного средства под таможенный режим временного ввоза осуществляется при условии выполнения требований пункта 3 статьи 279 Таможенного кодекса Российской Федерации (в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 271, статьей 274 и пунктом 1 статьи 276 ТК РФ) и предъявления соответственно въездной или выездной декларации путем выпуска транспортного средства. В остальных случаях декларирование транспортных средств осуществляется в соответствии с положениями таможенного законодательства Российской Федерации, установленными для товаров. При проверке документов, сопровождающих приход судна в порт Астрахань, должностным лицом Астраханского таможенного поста Астраханской таможни в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации фрахтователю было предложено произвести таможенное оформление теплохода «Арбат» в режиме временного ввоза, о чём в генеральной декларации 03 ноября 2006 года была сделана запись, «выпуск ТС запрещён до подачи ГТД». ФТС России считает, что в простое судна в течение 27 суток виновно само Общество, так как ему было предложено в соответствии с обязательным исполнением таможенного законодательства Российской Федерации произвести таможенное оформление судна в режиме временного ввоза. Для чего ему надо было представить в таможенный орган ГТД с соответствующим пакетом документов, путем подачи заявления на оформление таможенного режима временного ввоза, с указанием срока временного ввоза. Общество подало заявление № 47/А 21.11.2006 года, и в этот же день данное заявление было принято Астраханской таможней, о чём свидетельствует вх. № 8926 от 21.11.2006 года. К заявлению ЗАО «Вагна-Шиппинг» не были представлены ГТД, какие-либо другие документы, необходимые для производства таможенного оформления, и только 29 ноября 2006 года им была представлена ГТД с пакетом документов, которая в этот же день была оформлена таможенным органом с присвоением ей номера 10311020/291106/0005210, с разрешением выпуска в режим временного ввоза. Однако данное решение таможни нельзя связывать с возникновением у заявителя имущественного вреда (убытков), поскольку сам заявитель своими действиями, способствовал возникновению у него вреда (убытков). Таким образом, произошло прерывание причинно-следственной связи, поскольку причинно-следственная связь между решением таможни и наступившим вредом (убытками) имеется лишь между действиями самого заявителя и наступившим у него вредом (убытками). Постановлением Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 01.07.1996 года «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» определено, что при разрешении споров, связанных с возмещением убытков, причинивших гражданам и юридическим лицам нарушением их прав, необходимо иметь в виду, что в состав реального ущерба входят фактически понесённые соответствующим лицом расходы, а также расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права (пункт 2 статьи 15 ГК РФ). В соответствии со статьей 16 Гражданского кодекса РФ убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. Согласно статье 1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Из содержания вышеприведенных норм права следует, что ответственность государственного органа наступает при наличии совокупности следующих условий: неправомерности действий или бездействия таможенных органов; наличия убытков, причиненных лицу или его имуществу; причинной связи между неправомерными действиями (бездействием) таможенного органа и наступившими убытками; виновности таможенного органа, если убытки наступили вследствие неправомерного деяния должностного лица или иного работника таможенного органа. Вступившим в законную силу решением арбитражного суда Астраханской области по делу № А06-7478/2006-18 установлено, что решение Астраханской таможни о помещении теплохода «Арбат» под действие режима временного ввоза товара было незаконным. Суд первой инстанции на основании этого делает вывод о том, что в связи с простоем судна у истца возникли убытки, которые состоят из затрат на содержание судна, экипажа, затрат на топливо, упущенной выгоды. При этом применение гражданско-правовой ответственности по взысканию убытков в виде упущенной выгоды возможно при наличии условий, предусмотренных законом. Поэтому лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать наличие и размер убытков, а также причинную связь между противоправными действиями ответчика и возникшими убытками. Необходимость таких расходов и их предполагаемый размер должны быть подтверждены обоснованным расчётом, доказательствами, в качестве которых могут быть представлены смета (калькуляция) затрат на устранение недостатков товаров, работ, услуг; договор, определяющий размер ответственности за нарушение обязательств, и т.п. Размер неполученного дохода (упущенной выгоды) должен определяться с учётом разумных затрат, которые кредитор должен был понести, если бы обязательство было исполнено. В силу статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо произвело или должно будет произвести для восстановления его нарушенного права, утрата или повреждение его имущества и неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). В обоснование реального ущерба истцом представлен расчет стоимости судна «Арбат» на ходу и стоянке во время эксплуатации. Однако данный расчет не может быть принят во внимание при определении реального ущерба, поскольку в расчете себестоимости включены затраты, которые истец понесет независимо от того, эксплуатируется ли судно или простаивает по каким-либо причинам, это такие расходы, как зарплата, питание и страховка экипажа, страховка судна, налоги, расходы на управление, масло и ГСМ, воду, связь, модернизацию, отчисления на текущий ремонт и другие. В данном случае, истец надлежащим образом не доказал наличие причинно-следственной связи между нарушением своего права и возникшими у него убытками. Следовательно, при изложенных обстоятельствах отсутствует причинно-следственная связь между действиями таможни и возникшими у истца убытками, оснований для удовлетворения требований истца не имеется. Под причинно-следственной связью понимается объективная категория, существующая между фактом причинения вреда (убытков) и незаконным решением, действием (бездействием) таможенного органа и (или) его должностных лиц. При предъявлении иска о возмещении вреда (убытков) истец должен представить доказательства, позволяющие сделать однозначный вывод о наличии взаимосвязи между фактом причинения вреда (убытков) и незаконными решениями, действиями (бездействием) таможенных органов и (или) их должностных лиц. Иными словами, в силу положений статьи 65 АПК РФ истец должен доказать, что факт причинения вреда не наступил бы при отсутствии предшествующих во времени незаконных решений, действий (бездействия) таможенных органов и (или) их должностных лиц. Обжалуемым судебным актом суд неправомерно установил указанную причинно-следственную связь. Тот факт, что Общество обратилось в арбитражный суд Астраханской области с требованием о признании незаконным решения таможни, не ставит под сомнение то обстоятельство, что заявитель считал указанное решение таможенного органа незаконным, а, следовательно, себя - невиновным в простое судна, что, в свою очередь, не согласуется с нежеланием подавать ГТД 03.11.2006 года и с добровольным оставлением судна в зоне таможенного контроля на срок 27 суток. Наличие причинно-следственной связи между решением причинителя вреда и наступившим вредом (убытками) подлежит установлению арбитражным судом во всех случаях при рассмотрении споров о возмещении вреда (убытков). Решение Астраханской таможни о помещении теплохода «Арбат» под действие режима временного ввоза товара явились основанием и условием невозможности таможенного оформления указанного теплохода по таможенной процедуре временного ввоза транспортного средства. Однако данное решение таможни нельзя связывать с возникновением у заявителя имущественного вреда (убытков), поскольку сам заявитель своими действиями, способствовал возникновению у него вреда (убытков). Таким образом, как указывалось ранее, произошло прерывание причинно-следственной связи, поскольку причинно-следственная связь между решением таможни и наступившим вредом (убытками) имеется лишь между действиями самого заявителя и наступившим у него вредом (убытками). Однако судом первой инстанции правомерно удовлетворено требование ЗАО «Вагна-Шиппинг» о взыскании с Казны Российской Федерации в лице Федеральной таможенной службы России 12300 рублей за услуги брокера по оформлению захода теплохода «Арбат» в порт Астрахань, подтвержденные счетом-фактурой № 01711 от 01.12.2006 года, платежным поручением № 612 от 04.12.2006 года. В соответствии с подпунктом «б» пункта 3.2 Агентского соглашения № 145 от 01.10.2005 года, заключенного судовладельцем (Компания «Вагмарин Ко Лимитед») с Агентом (ООО «Вагна»), Агент производит все портовые формальности с заходом/выходом судна в порт. При указанных обстоятельствах имеются правовые основания к изменению решения суда первой инстанции, как принятого при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, с нарушением применения норм материального права. Суд апелляционной инстанции считает необходимым изменить решение суда первой инстанции. Руководствуясь статьями 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Астраханской области от «07» июня 2008 года по делу № А06-1077/2008-23 изменить в части взыскания с Казны Российской в лице Федеральной таможенной службы России в пользу ЗАО «Вагна-Шиппинг» убытков в размере 1762669 рублей 73 копейки, в части взыскания с Казны Российской в лице Федеральной таможенной службы России в пользу ЗАО «Вагна-Шиппинг» расходов по оплате государственной пошлины в размере 20816 рублей 90 копеек. Отказать закрытому акционерному обществу «Вагна-Шиппинг» в удовлетворении заявленных требований о взыскании с казны Российской Федерации в лице Федеральной таможенной службы России убытков в сумме 1750369 рублей 73 копеек. Взыскать с казны Российской Федерации в лице Федеральной таможенной службы России в пользу ЗАО «Вагна-Шиппинг» убытки в размере 12300 рублей. Взыскать с Казны Российской Федерации в лице Федеральной таможенной службы России расходы по оплате государственной пошлины в размере 500 рублей. В остальной части решение арбитражного суда Астраханской области от «07» июня 2008 года по делу № А06-1077/2008-23 оставить без изменения. Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в порядке статьи 273 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Председательствующий О.А. Дубровина Судьи Ю.А. Комнатная Н.В. Луговской Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2008 по делу n А12-7887/08-С68. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|