Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2008 по делу n nА12-7717/08-С22. Отменить решение полностью и принять новый с/а

 

 

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, Россия, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74

=============================================================

 

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

01 августа 2008г.                                                                                     Дело NА12-7717/08-С22

                                                                                  

Резолютивная часть постановления объявлена  28 июля 2008 года.

Полный текст постановления изготовлен 01 августа 2008 года.

                                                          

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Луговского Н.В.,

судей Дубровиной О.А., Комнатной Ю.А.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Поморовой Н.М.,

без участия в судебном заседании сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области на решение арбитражного суда Волгоградской области  от «20» мая 2008 года по делу NА12-7717/08-С22, принятое судьей Горбачевским М.Н.,

по заявлению администрации Кировского сельского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области

об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,

 

УСТАНОВИЛ:

Решением арбитражного суда Волгоградской области от 20.05.2008г. удовлетворены требования администрации Кировского сельского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области (далее – Администрация) об отмене постановления главного государственного санитарного врача Волгоградской области  по делу об административном правонарушении №0737 от 25.04.2008г., которым Администрация привлечена к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 руб.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области (далее – Управление Роспотребнадзора по Волгоградской области, административный орган), не согласившись с решением суда первой инстанции,  обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит принятое по делу решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.

Администрация считает принятое по делу решение законным и обоснованным, возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.

В соответствии с ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы проводится в отсутствие представителей Администрации, Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания (почтовые уведомления №№ 92728, 92729).

Исследовав материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а принятое по делу решение - отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 18.04.2008г. на основании распоряжения Главного государственного санитарного врача по Волгоградской области от 11.04.2008г. №1880 была проведена проверка соблюдения Администрацией требований санитарного законодательства.

В ходе проверки установлено, что Администрацией не организован вывоз твердых бытовых отходов от частных домовладений на ст. Чапурники, входящей в состав Кировского сельского поселения. В результате проверочных мероприятий административным органом выявлены нарушения ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 12.1. , 2.13., 2.2 СанПиН 42-128-469088 от 05.08.1988  «Содержание территории населенных мест», что зафиксировано в акте от 18.04.2008г. (27-30).

По результатам проверки административным органом 18.04.2008г. составлен протокол об административном правонарушении №0737 (л.д.39-40), на основании которого вынесено постановление №0737 по делу об административном правонарушении от 25.04.2008 г., которым Администрация привлечена к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 руб. (л.д.41-42).

Администрация оспорила вынесенное в отношении нее постановление в судебном порядке.

Суд первой инстанции, удовлетвореняя заявленные требования, исходил из неправомерного привлечения Администрации к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 КоАП РФ, поскольку сбор, складирование, использование, транспортировка и иное обращение с отходами производства и потребления или иными опасными веществами не относится к компетенции Администрации.

Судебная коллегия считает указанный вывод суда ошибочным, исходя из следующего.

Статья 8.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Объективная сторона данного административного правонарушения выражается в действиях или бездействии по несоблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами: нарушение экологических требований, сформулированных в Федеральном законе от 10.01.2002 "Об охране окружающей среды" и Федеральном законе от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления", а также нарушение требований, сформулированных в Федеральном законе от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

Субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, являются лица, осуществляющие деятельность, связанную с обращением отходов производства и потребления или иных опасных веществ.

Статья 1 Федерального закона №89 от 24.06.1998г. «Об отходах производства и потребления» определяет обращение с отходами как деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Под отходами производства и потребления (далее - отходы) понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Основанием для привлечения Администрации к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ послужил установленный факт необеспечения Администрацией удаления бытовых отходов из мест накопления.

Суд первой инстанции указал, что вывод административного органа о наличии у Администрации обязанности по вывозу и размещению твердых бытовых отходов отсутствует, поскольку согласно заключенным Администрацией договорам такая обязанность возложена  на ООО «Комус».

Между тем суд первой инстанции не учел следующего.

В соответствии со ст.ст. 13,25,28 Федерального закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими и санитарными нормами и иными требованиями.

Согласно п.24 ст. 16 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного самоуправления относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Статьей 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»  предусмотрено, что к органам местного самоуправления относятся избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В структуру органов местного самоуправления входит администрация Кировского сельского поселения (ст. 22 Устава Кировского сельского поселения Светлоярского муниципального района), которая является постоянно действующим исполнительным органом.

В соответствии с п.18 ст. 6 Устава Кировского сельского поселения Светлоярского муниципального района организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения.

При этом в силу п.1 ст. 34 Устава Кировского сельского поселения Светлоярского муниципального района к компетенции Администрации относится, в том числе, обеспечение исполнения полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения Кировского сельского поселения в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами.

Пункт 2.2.18 Положения об администрации Кировского сельского поселения Светлоярского муниципального района, утвержденного постановлением администрации Кировского сельского  поселения Светлоярского муниципального района от 20.01.2006г. №2/4, прямо предусматривает, что в число задач Администрации входит организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Принимая во внимание указанные выше нормативные положения, суд апелляционной инстанции считает, что именно на Администрацию, как орган местного самоуправления, возложена обязанность по обеспечению надлежащей организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Факт ненадлежащей организации сбора и вывоза бытовых отходов в виде наличия несанкционированной свалки на территории поселения, отсутствия мусоросборников подтверждается материалами дела: актом проверки от 18.04.2008г., протоколом об административном правонарушении №0737 от 18.04.2008г, постановлением по делу об административном правонарушении №0737 от 25.04.2008г., письмом от 17.04.2008г. о выделении денежных средств на приобретение контейнеров для сбора твердых бытовых отходов (л.д.38) и по существу Администрацией не оспаривается.

Согласно ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность, однако данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Состав правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, является формальным и для наступления ответственности, предусмотренной данной нормой права, достаточно наличия одного нарушения лицом, ответственным за соблюдение Федерального закона от 10.01.2002 "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" и Федерального закона от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", экологических и санитарно-эпидемиологических требований.

Суд апелляционной инстанции считает, что у Администрации имелась возможность осуществлять функции, возложенные на нее Уставом, а именно организовать вывоз твердых бытовых отходов от частных домовладений, обеспечить наличие мусоросборников, однако ей не были приняты все зависящие меры к надлежащему исполнению своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В обоснование отсутствия вины Администрации в совершении административного правонарушения суд первой инстанции указал на договоры со специализированной организацией ООО «Комус», на которое возложена обязанность по вывозу и размещению твердых бытовых отходов.

Судом апелляционной инстанции установлено, что 09.01.2008г. Администрацией с ООО «Комус» заключены договор на оказание услуг по вывозу и размещению твердых бытовых отходов №191-1/08 и договор на оказание услуг по приему и захоронению бытовых отходов №191/08 (л.д.31-36).

Администрация, как орган местного самоуправления, для решения вопросов местного значения вправе заключать договора со специализированными организациями. 

Однако наличие указанных договоров не может служить основанием для освобождения Администрации от административной ответственности.

В рамках обязательственных отношений по договору от 09.01.2008г. №191-1/08 Администрация оплачивает услуги по транспортировке отходов с объектов к месту их размещения, осуществляя при этом в силу п.2.2 договора контроль за ходом выполнения оказываемых услуг, соблюдении сроков их выполнения.

По договору от 09.01.2008г. №191/08 Администрация обязана своими силами и средствами производить погрузку, транспортировку и сдачу твердых бытовых отходов на полигон (п.2.4.2). ООО «Комус» оказывает только услуги по приему у Администрации отходов производства и потребления. Договором №191/08 также предусмотрено осуществление проверки качества выполняемых Обществом услуг.

Таким образом, при установленном факте ненадлежащего исполнения обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов, которое привело к образованию несанкционированных свалок, факт договорных отношений со специализированной организацией не может свидетельствовать об отсутствии вины Администрации в нарушении санитарно-эпидемиологических требований и норм.

На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что событие административного правонарушения и вина Администрации в его совершении подтверждены материалами дела, в действиях Администрации имеются признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.

Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении и вынесении оспоренного постановления, судом апелляционной инстанции не установлено.

При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении №0737 от 25.04.2008г. сделан при неправильном применении норм материального права, а именно ст. 8.2 КоАП РФ. 

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 268-271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции 

ПОСТАНОВИЛ:

Решение арбитражного суда Волгоградской области  от «20» мая 2008 года по делу NА12-7717/08-С22 отменить.

В удовлетворении заявления администрации Кировского сельского поселения Светлоярского муниципального района Волгоградской области об отмене постановления №0737 по делу об административном правонарушении от 25.04.2008г., вынесенного Главным государственным санитарным  врачом  по Волгоградской области, отказать.

Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в порядке ст. 273 АПК РФ.

Председательствующий                                                                              Н.В. Луговской

Судьи                                                                                                           О.А. Дубровина

Ю.А. Комнатная

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2008 по делу n А06-2335/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также