Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2008 по делу n А57-23710/2007. Отменить решение полностью и принять новый с/а

 

 

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, Россия, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74

===============================================================

 

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

 

г. Саратов                                                                                        Дело № А57-23710/2007-6

«14» июля 2008 года

Резолютивная часть постановления объявлена «09» июля 2008 года.

Полный текст постановления изготовлен «14» июля 2008 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи О.А. Дубровиной,

судей С.Г. Веряскиной, Н.В. Луговского,

при ведении протокола судебного заседания Дозоровой Е.В.,

при участии в судебном заседании представителя Комитета охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области  Боброва С.В., действующего на основании доверенности № 1-01/01-24-14 от 16 июля 2007 года,

представителя общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Новый век» Анощенкова  А.А., действующего на основании доверенности от 15 ноября 2007 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области, г. Саратов,

на решение арбитражного суда Саратовской области от «08» апреля 2008 года

по делу № А57-23710/2007-6, принятое судьей Землянниковой В.В.,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Новый век», г. Балаково Саратовской области,

к Комитету охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области, г. Саратов,

о признании незаконным и отмене постановления № 32/142 от 19 октября 2007 года,

 

УСТАНОВИЛ:

В арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления № 32/142 от 19 октября 2007 года о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), вынесенного Комитетом охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области (далее – Комитет, административный орган), обратилось общество с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Новый век» (далее – ООО «ТД «Новый век», Общество).

Решением арбитражного суда Саратовской области от 08 апреля 2008 года заявленные требования были удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с принятым судебным актом, Комитет обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.

ООО «ТД «Новый век» в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором считает ее необоснованной, решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.

Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению в силу следующего.

Как видно из материалов дела, прокуратурой г. Балаково с привлечением специалистов Комитета, ТО Роспотребнадзора по Балаковскому району Саратовской области, Государственного пожарного надзора в период с 08 августа 2007 года по 11 октября 2007 года проведена проверка сюблюдения законодательства об охране атмосферного воздуха предприятиями топливно-энергетического комплекса, расположенными на территории Балаковского района, в число которых вошло ООО «ТД «Новый век», расположенное по адресу: Саратовская область, г. Балаково, ул. Факел Социализма, 18-1.

Основной вид деятельности ООО «Торговый дом «Новый век» в 2006 году и с 01 января 2007 года по 01 мая 2007 года – оптово-розничная торговля ГСМ, автозаправочная станция (АЗС). С 01 мая 2007 года и на  момент проверки АЗС находится в аренде у индивидуально предпринимателя Куваевой Н.М.

В ходе проверки установлено, что ООО «ТД «Новый век» имеет в собственности отдельно стоящее двухэтажное нежилое здание (Саратовская область, г. Балаково, ул. Факел Социализма, д. 18), АЗС (Саратовская область, г. Балаково, ул. Комарова, д. 135/7).

На балансе Общества находится 6 единиц автотранспортной техники, отопление на предприятии газовое (АОГВ). Поставка газа осуществляется согласно договору поставки газа с ООО «Саратовская газовая компания» № 46-5-2016/06 от 01.01.2006 года. За 2007 год Обществом было израсходовано 12394,9 тысяч м³ газа.

ООО «ТД «Новый век» осуществляет деятельность по эксплуатации АЗС, в ходе которой образуются выбросы загрязняющих веществ в атмосферу. Однако разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу у ООО «ТД «Новый век» отсутствует, чем нарушены требования статей  23, 34, 39 Федерального закона "Об охране окружающей среды", статьи 14, 22, 25, 30 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха".

Усмотрев в действиях Общества признаки правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи  8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прокуратурой г. Балаково вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО «ТД «Новый век», которое направил для рассмотрения в Комитет.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении административный орган вынес постановление от 19 октября 2007 года № 32/142 о признании ООО «ТД «Новый век» виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи  8.21 КоАП РФ, и назначении ему административного наказания в виде штрафа в размере 40000 рублей.

Посчитав названное постановление незаконным, Общество обжаловало его в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, указал на следующее.

Изложенные в оспариваемом постановлении обстоятельства сами по себе не свидетельствуют о наличии в действиях ООО «ТД «Новый век» состава административного правонарушения.

Административным органом не представлены доказательства осуществления Обществом выброса вредных веществ в атмосферный воздух в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, или вредное  физическое воздействие  на него без специального разрешения.

Оспариваемое постановление ограничено установлением объективной стороны правонарушения и не содержит описания и характеристик виновности общества, в связи с чем вина общества не выяснена и субъективная сторона состава правонарушения  административным органом не установлена, что означает непредставление Комитетом  доказательств, подтверждающих обстоятельства, на основании которых Общество привлечено к административной ответственности.

При данных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к выводу, что правонарушение вменено обществу без надлежащего установления объективной и субъективной  сторон состава правонарушения, что является безусловным основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления.

В соответствии с пунктом 4 статьи 23 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Пунктом 1 статьи 8.21 КоАП РФ предусмотрено наложение административных штрафов за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения.

Ответственность наступает при отсутствии специальных разрешений, которые должны включать соответствующие допустимые нормативы воздействия (физические показатели объемов выбросов и сбросов веществ).

Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона от 04 мая1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Пунктом 8 статьи 15 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» установлено, что действия, направленные на изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений, могут осуществляться только при отсутствии вредных последствий для жизни и здоровья человека и для окружающей природной среды на основании разрешений, выданных федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

   В статье 30 закона N 96-ФЗ закреплены обязанности граждан и юридических лиц, имеющих стационарные и передвижные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Согласно требованиям, установленным статьями 14, 22 закона "Об охране атмосферного воздуха", юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Методическим пособием по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих в атмосферный воздух, введенных в действие письмом Ростехнадзора от 24 декабря 2004 года № 14-01-333, к стационарным источниками выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух относятся все источники, относящиеся к конкретной территории предприятия, с организованным и неорганизованным выбросом вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, дислоцируемый или функционирующий постоянно или временно в границах участка территории (местности) объекта, предприятия, юридического или физического лица, принадлежащего ему или закрепленного за ним в соответствии с действующим законодательством.

Факт выброса Обществом вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения подтвержден материалами дела. Деятельность ООО «ТД «Новый век» с учетом ее технологии связана с выбросами в атмосферный воздух вредных веществ.  На АЗС ООО «ТД «Новый век» эксплуатируется 5 резервуаров по 70 м³ с моторным топливом и 4 топливно-раздаточные колонки. За период с 01.01.2007 года по 01.08.2007 года было реализовано 475000 литров бензина марки АИ-92, 75000 литров бензина марки АИ-95, 260000 литров бензина марки А-76, 113000 литров дизельного топлива. Указанное подтверждается инвентаризацией источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, где отражены все показатели выбросов, объяснением директора Общества Куваевой Н.М.

Эксплуатация предприятия и АЗС осуществляется без специального разрешения на выброс загрязняющих веществ.

При таких обстоятельствах, выводы суда первой инстанции о недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление об административном правонарушении, отсутствии в действиях ООО «ТД «Новый век» состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ являются неправильными и не находят своего подтверждения в ходе апелляционного производства.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом предусмотрена административная ответственность, однако данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что административным органом ООО «ТД «Новый век» правомерно привлечено к административной ответственности назначено наказание в виде штрафа в размере 40000 рублей.

При указанных обстоятельствах имеются правовые основания к отмене решения суда первой инстанции, как принятого при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, с нарушением применения норм материального права.

Суд апелляционной инстанции считает необходимым отменить решение суда первой инстанции полностью и принять по делу новый судебный акт, которым  отказать в удовлетворении заявленных ООО «ТД «Новый век» требований.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

 

Решение арбитражного суда Саратовской области от «08» апреля 2008 года по делу № А57-23710/2007-6  – отменить, апелляционную жалобу Комитета охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области – удовлетворить.

Принять по делу новый судебный акт.

Отказать обществу с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Новый век» в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным и отмене постановления Комитета  охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области № 32/142 от 19 октября 2007 года по делу об административном правонарушении.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в порядке статьи 273 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                                                            О.А. Дубровина

Судьи                                                                                                           С.Г. Веряскина

Н.В. Луговской

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2008 по делу n А06-768/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также