Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2008 по делу n А57-3531/2008. Отменить решение полностью и принять новый с/а

 

 

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, Россия, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74

===============================================================

 

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

 

г. Саратов                                                                                        Дело № А57-3531/2008-45

«03» июля 2008 года

Резолютивная часть постановления объявлена «02» июля 2008 года.

Полный текст постановления изготовлен «03» июля 2008 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи О.А. Дубровиной,

судей С.Г. Веряскиной, Н.В. Луговского,

при ведении протокола судебного заседания Дозоровой Е.В.,

при участии в судебном заседании представителя Комитета охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области – Боброва С.В., действующего на основании доверенности № 1-01/01-24-14 от 16 июля 2007 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества «Комбин», г. Саратов,

на решение арбитражного суда Саратовской области от «15» апреля 2008 года

по делу № А57-3531/2008-45, принятое судьей Лесиным Д.В.,

по заявлению закрытого акционерного общества «Комбин», г. Саратов,

к Комитету охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области, г. Саратов,

о признании незаконным постановления № 147 от 11 марта 2008 года по делу об административном правонарушении,

 

УСТАНОВИЛ:

В арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконным постановления № 147 от 11 марта 2008 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), вынесенного Комитетом охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области (далее – Комитет, административный орган), обратилось закрытое акционерное общество «Комбин» (далее – ЗАО «Комбин», Общество).

Решением арбитражного суда Саратовской области от 15 апреля 2008 года заявленные требования были удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с принятым судебным актом, Комитет обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.

ЗАО «Комбин» в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором считает ее необоснованной, решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.

ЗАО «Комбин», надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, что подтверждается почтовым уведомлением № 96749 с датой вручения 18 июня 2008 года, своих представителей в судебное заседание не направило.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодека Российской Федерации  при неявке в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.

Заслушав пояснения представителя Комитета, исследовав материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению в силу следующего.

Как видно из материалов дела, прокуратурой Ленинского района г. Саратова проведена проверка соблюдения Обществом природоохранного законодательства в деятельности АГЗС ЗАО «Комбин», в ходе которой установлено, что ЗАО "Комбин" осуществляет деятельность по эксплуатации АГЗС реализации ГСМ, в ходе которой образуются выбросы загрязняющих веществ в атмосферу. Однако разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу у ЗАО "Комбин" отсутствует, чем нарушены требования статей  23, 34, 39 Федерального закона "Об охране окружающей среды", статьи 14, 22, 25, 30 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха".

Усмотрев в действиях Общества признаки правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи  8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прокурор Ленинского района города Саратова 11 февраля 2008 года вынес постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ЗАО «Комбин», которое направил для рассмотрения в Комитет.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении административный орган вынес постановление от 11 марта 2008 года № 147 о признании ЗАО "Комбин" виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи  8.21 КоАП РФ, и назначении ему административного наказания в виде штрафа в размере 40000 рублей.

Посчитав названное постановление незаконным, Общество обжаловало его в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, указал на следующее.

Изложенные в оспариваемом постановлении обстоятельства сами по себе не свидетельствуют о наличии в действиях ЗАО «Комбин» состава административного правонарушения.

Административным органом не представлены доказательства осуществления Обществом выброса вредных веществ в атмосферный воздух в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, или вредное  физическое воздействие  на него без специального разрешения.

Оспариваемое постановление ограничено установлением объективной стороны правонарушения и не содержит описания и характеристик виновности общества, в связи с чем вина общества не выяснена и субъективная сторона состава правонарушения  административным органом не установлена, что означает непредставление Комитетом  доказательств, подтверждающих обстоятельства, на основании которых Общество привлечено к административной ответственности.

Отсутствующий у Общества проект предельно допустимых выбросов, утвержденный 11 октября 2005 года, сроком действия 2005-2010 г.г., представлен ЗАО «Комбин» в ходе судебного разбирательства.

При данных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к выводу, что правонарушение вменено обществу без надлежащего установления объективной и субъективной  сторон состава правонарушения, что является безусловным основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления.

В соответствии с пунктом 4 статьи 23 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Пунктом 1 статьи 8.21 КоАП РФ предусмотрено наложение административных штрафов за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения.

Ответственность наступает при отсутствии специальных разрешений, которые должны включать соответствующие допустимые нормативы воздействия (физические показатели объемов выбросов и сбросов веществ).

Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона от 04 мая1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Пунктом 8 статьи 15 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» установлено, что действия, направленные на изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений, могут осуществляться только при отсутствии вредных последствий для жизни и здоровья человека и для окружающей природной среды на основании разрешений, выданных федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

   В статье 30 закона N 96-ФЗ закреплены обязанности граждан и юридических лиц, имеющих стационарные и передвижные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Согласно требованиям, установленным статьями 14, 22 закона "Об охране атмосферного воздуха", юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Методическим пособием по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих в атмосферный воздух, введенных в действие письмом Ростехнадзора от 24 декабря 2004 года № 14-01-333, к стационарным источниками выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух относятся все источники, относящиеся к конкретной территории предприятия, с организованным и неорганизованным выбросом вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, дислоцируемый или функционирующий постоянно или временно в границах участка территории (местности) объекта, предприятия, юридического или физического лица, принадлежащего ему или закрепленного за ним в соответствии с действующим законодательством.

Факт выброса Обществом вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения подтвержден материалами дела. Деятельность ЗАО «Комбин» с учетом ее технологии связана с выбросами в атмосферный воздух вредных веществ.  На АГЗС ЗАО «Комбин» эксплуатируется 1 резервуар УГМ и 1 раздаточная колонка, что подтверждается инвентаризацией источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, где отражены все показатели выбросов, заявкой о выдаче разрешения на выброс загрязняющих веществ, договором с ООО «Экологический центр «Партнер» № 15 об оказании услуг  на подготовку материалов для получения разрешения и объяснением директора Общества Никитина С.С. Такое разрешение было получено Обществом только 19 марта 2008 года, то есть после привлечения его к административной ответственности.

При таких обстоятельствах, выводы суда первой инстанции о недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление об административном правонарушении, отсутствии в действиях ЗАО «Комбин» состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ являются неправильными и не находят своего подтверждения в ходе апелляционного производства.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом предусмотрена административная ответственность, однако данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что административным органом ЗАО «Комбин» правомерно привлечено к административной ответственности назначено наказание в виде штрафа в размере 40000 рублей.

При указанных обстоятельствах имеются правовые основания к отмене решения суда первой инстанции, как принятого при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, с нарушением применения норм материального права.

Суд апелляционной инстанции считает необходимым отменить решение суда первой инстанции полностью и принять по делу новый судебный акт, которым  отказать в удовлетворении заявленных ЗАО «Комбин» требований.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

 

Решение арбитражного суда Саратовской области от «15» апреля 2008 года по делу № А57-3531/2008-45 – отменить.

Принять по делу новый судебный акт.

Отказать закрытому акционерному обществу «Комбин» в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным постановления Комитета  охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области № 147 от 11 марта 2008 года по делу об административном правонарушении.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в порядке статьи 273 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                                                            О.А. Дубровина

Судьи                                                                                                           С.Г. Веряскина

Н.В. Луговской

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2008 по делу n А12-7355/08-С22. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также