Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2008 по делу n   А12-18018/07-С15. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

 

 

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, Россия, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74

===============================================================

 

Именем Российской Федерации

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Саратов                                                                                Дело №   А12-18018/07-с15

Резолютивная часть постановления объявлена «06» июня 2008 года.

Полный текст постановления изготовлен «09» июня  2008 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Камериловой В.А.,

судей Жаткиной С.А., Шалкина В.Б.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Дюжаковой С.В.,

при участии представителей сторон: от Департамента финансов  Администрации Волгограда – Пикуль Д.А., представителя  по доверенности № 12-05/122 от 24.12.2007; от Негосударственного образовательного учреждения - средняя общеобразовательная школа «Родник» – Никитина С.В., директор, приказ № 1 от 06.08.1992,

рассмотрев  в открытом судебном заседании

апелляционную жалобу Администрации Волгограда, город Волгоград

апелляционную жалобу Департамента финансов  Администрации Волгограда, город Волгоград

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от «14» февраля 2008 года по делу № А12-18018/07-с15, (судья Середа Н.Н.)

по иску Негосударственного образовательного учреждения - средняя общеобразовательная школа «Родник», г. Волгоград

к казне муниципального образования г. Волгоград в лице финансового органа Департамента  финансов Администрации  Волгограда, г. Волгоград

третьи лица: Администрация Волгограда, г. Волгоград; Комитет бюджетно-финансовой  политики и казначейства  Администрации г. Волгограда; Комитет по образованию  г. Волгограда; Комитет по образованию  Волгоградской области, г. Волгоград; Волгоградская некоммерческая  Ассоциация  негосударственных  образовательных учреждений, г. Волгоград

о взыскании денежных средств из бюджета Волгоградской области

УСТАНОВИЛ:

 

В Арбитражный суд Волгоградской области обратилось Негосударственное образовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа «Родник» с иском о взыскании с   казны муниципального образования г. Волгоград в лице финансового органа -  Департамента  финансов Администрации  Волгограда денежных средств в размере 556881 рублей.

В качестве  третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Администрация Волгограда, Комитет бюджетно-финансовой  политики и казначейства  Администрации г. Волгограда, Комитет по образованию, Комитет по образованию  Волгоградской области, Волгоградская некоммерческая  Ассоциация  негосударственных  образовательных учреждений.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от «14» февраля 2008 года по делу № А12-18018/07-с15 исковые требования полностью удовлетворены.

Не согласившись с принятым решением, Департамент  финансов Администрации  Волгограда подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение норм процессуального и материального права, выразившиеся в неприменении закона подлежащего применению.

По мнению заявителя, часть 7 статьи 41 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 утратила силу, следовательно, истец  утратил  право на финансирование  из бюджета Волгограда.

Не согласившись с принятым решением, Администрация Волгограда также подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на  нарушение судом первой инстанции норм процессуального и материального  права.

Заявитель  также считает, что истец  утратил  право на финансирование  из бюджета Волгограда в связи с тем, что 7 статьи 41 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 утратила силу.

Кроме того, заявитель считает, что согласно  Закону РФ «Об образовании», правом на финансирование  из бюджета могут воспользоваться  общеобразовательные  учреждения, обеспечивающие  государственные гарантии  прав граждан на получение  общедоступного  и бесплатного образования.

Также податель апелляционной жалобы указывает, что ни Закона Волгоградской области, ни  нормативного правового акта, предусматривающего  обязанность по финансированию  негосударственных  образовательных учреждений  не принято.

Дело рассмотрено в апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представитель Департамента  финансов Администрации  Волгограда поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просит отменить решение суда

Представитель истца считает доводы жалоб несостоятельными, решение суда законным и обоснованным.

Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, не обеспечили явку своих представителей и суд, в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело  в его отсутствие.

Руководствуясь статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в судебном заседании объявлялся перерыв до 10 час. 30 мин. 06.06.2008.

Проверив законность вынесенного судебного акта, изучив материалы дела, в том числе доводы апелляционной жалобы,   выслушав в судебном заседании представителя ответчика,  судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Материалами дела установлено,  Негосударственное образовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа «Родник» с соответствии с Уставом является частным образовательным учреждением, которое реализует следующие виды общеобразовательных  программ:  общеобразовательные программы начального общего образования; общеобразовательные программы основного общего образования; общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования.

Кроме того, им предоставляются дополнительные образовательные услуги.

Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной программы устанавливается соответствующими государственными образовательными  стандартами (л.д.56).

Школа имеет лицензию № 778 от 18. 10.06 на право осуществления образовательной деятельности, а также государственную аккредитацию, что подтверждено свидетельством АА 082416 регистрационный номер  3251 от 25.05.07 (л.д.53-55).

На обращение истца в адрес Администрации Волгограда о финансировании в 2007, 18.10.07 получен ответ о том, что финансирование негосударственных образовательных учреждений бюджетом Волгограда не предусмотрено. Более того, это противоречит действующему законодательству (л.д.12).

Отказ в финансировании и послужил основанием для обращения истца с настоящим иском в арбитражный суд.

Удовлетворяя исковые  требования, суд первой инстанции суд правомерно исходил из следующего.

В силу пункта 1 статьи 41 Закона РФ «Об образовании» деятельность образовательных учреждений финансируется в соответствии с законодательством. При этом согласно пунктам  1, 2, 9, 11 ст. 29 Закона в ведении субъектов Российской Федерации в области образования находятся вопросы опреде­ления и осуществления политики в области образования, не противоречащей. политике Российской Федерации в области образования (п.1), законодательство субъектов Россий­ской Федерации в области образования (п.2), формирование бюджетом субъектов Рос­сийской Федерации в части расходов на образование (п. 9), установление нормативов фи­нансирования образования субъектов Российской Федерации (п.11).

Статьей 31 Бюджетного кодекса РФ закреплен принцип самостоятельности  бюджета, что означает право законодательных и исполнительных органов государственной власти самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, в том числе определять формы и на­правления расходования средств бюджетов.

В соответствии с пунктом 6 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъекта Россий­ской Федерации вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органом местного самоуправления и не исключенных из компетенции органов го­сударственной власти субъекта Российской Федерации, только при наличии соответст­вующих средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением межбюджет­ных трансфертов).

Таким образом, несмотря на то, что Федеральным законом № 122-ФЗ от 22.08.04 в Закон РФ «Об образовании» были внесены изменения, в соответствии с которыми с 01.01.05 утратили силу нормы (п.4 ст. 5, п.п. 6, 7 ст. 41 Закона), которые гарантировали государственное финансирование негосударственных образовательных учреждений, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в силу вышеперечисленных норм права субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно принимать на себя обязательства за счет средств регионального бюджета по финансовому, материально-техническому и иному обеспечению отдельных вопросов, прямо не отнесенных к их полномочиям, если это не противоречит Конституции РФ, федеральным законам.

Законом Волгоградской области от 11.08.06 № 1276-ОД «Об образовании в Волго­градской области» предусмотрено, что система образования Волгоградской области пред­ставляет собой сеть образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов (ст. 5).

Финансирование государственных и муниципальных, образовательных учреждений осуществляется на основе федеральных и областных нормативов финансирования обще­образовательных учреждении. Нормативы определяются по каждому типу, виду и катего­рии образовательного учреждения в расчете на одного обучающегося воспитанника.

Областные нормативы финансирования общеобразовательных учреждений в части расходов на реализацию общеобразовательных программ рассчитываются на одного обучающегося и используются для расчета размера субвенций из областного бюджета муниципальным образованиям на реализацию общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных учреждениях.

Из чего следует, что объем финансирования конкретного образовательного учрежде­ния напрямую зависит от количества обучающихся в нем детей.

Как предусмотрено ст. 2 данного Закона, вопросы утверждения областного бюджета в части расходов на образование, утверждения областных нормативов финансирования образовательных учреждений всех типов, контроль за использованием бюджета в части расходов на образование отнесены к компетенции Волгоградской областной Думы.

Реализуя свои полномочия. Волгоградской областной Думой 12.12.05 принят Закон № 1143-ОД «О порядке определения нормативов финансирования общеобразовательных учреждений в части расходов на реализацию общеобразовательных программ».

Также 20.12.06 принят Закон № 1387-ОД «Об областном бюджете на 2007год». Данным Законом (ст. 13) утверждены методика расчета финансовых нормативов по отрас­лям социально-культурной сферы в ценах и условиях 2007 согласно приложению № 9 и финансовые нормативы по отраслям социально-культурной сферы, рассчитанные в ценах и условиях 2007 согласно приложению № 10 к Закону.

Кроме того, ст. 17 Закона утверждены основные показатели по бюджетам муници­пальных образований, учитываемых при формировании и распределении областного бюд­жета фонда финансирования поддержки поселений, областного фонда финансирования поддержки муниципальных районов (городских округов), расчета субвенции на осуществ­ление органами местного самоуправления муниципальных районов государственных пол­номочий Волгоградской области по выравниванию уровня бюджетной обеспеченности поселений на 2007г. согласно приложению №11.

Из приложений 9-11 к Закону следует, что в расчетном объеме минимальных рас­ходных обязательств учтены и расходы на финансирование негосударственных детских дошкольных учреждений и негосударственных общеобразовательных школ, в том числе по г. Волгограду соответственно 38163,8 тыс. руб. и 4896,6 тыс. руб. Всего г. Волгограду предусмотрено выделение средств по разделу «образование» в сумме 1730597 тыс. руб.

Учитывая, что г. Волгограду из бюджета Волгоградской области предоставлены суб­венции в размере 1730597 тыс. руб. в целях финансового обеспечения расходных обяза­тельств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий субъекта Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления, муниципальное образование обязано было распорядиться дан­ным субвенциями в соответствии со ст. 140 Бюджетного кодекса РФ и ст. 5 Закона Волго­градской области от 12.12.05г. № 1143-ОД «О порядке определения нормативов финанси­рования общеобразовательных учреждений в части расходов на реализацию общеобразо­вательных программ».

Согласно п.3 ст. 140 БК РФ субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Рос­сийской Федерации распределяются между муниципальными образованиями в соответст­вии с едиными для каждого вида субвенций методиками, утвержденными законом субъек­та Российской Федерации. При этом данные субвенции, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации, расходуются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации

Как уже указывалось, Законом Волгоградской области об утверждении бюджета области на 2007 утверждены соответствующие методики, в соответствии с которыми подлежали перечислению денежные средства конкретным получателям бюджетных средств. В данном случае и негосударственным образовательным учреждениям, что ответчиком сделано не было.

Кроме  того, данное обстоятельство подтверждается выводами Контрольно-счетной палаты Волгоградской области, что  отражено в Информации от 12.07.07 об обследовании финансирования негосударственных (частных) детских дошкольных учреждений и школ городского округа города Волгоград в 2007году (л.д. 13).

Таким образом, вывод суда первой инстанции сделан на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств (ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов в соответствии со ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела допущено не было.

Доводы заявителей апелляционных жалоб подлежат отклонению, поскольку были предметом исследования суда первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку.

При таких обстоятельствах обжалуемое решение отмене не подлежит, оснований для удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, двенадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Волгоградской области от «14» февраля 2008 года по делу № А12-18018/07-с15 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.

Постановление  вступает в законную силу с момента  его принятия  и  может быть обжаловано.

Председательствующий                                                     В.А. Камерилова

Судьи                                                                                     С.А. Жаткина

В.Б.Шалкин

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2008 по делу n  А57–1317/2008-45. Отменить определение первой инстанции: Направить вопрос на новое рассмотрение (ст.272 АПК)  »
Читайте также