Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2007 по делу n А12-11164/07-С63. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

 

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, Россия, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74

===============================================================

 

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов                                                                                  Дело № А12-11164/07-С63

18 декабря   2007 года

Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря   2007года.

Полный текст постановления изготовлен  18 декабря   2007 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Жаткиной С.А.,

судей Бирченко А.Н., Камериловой В.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Колчиной С.И.,

при участии в заседании от Территориального управления  Ольховского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области – Строганова В.В. (доверенность № 11 от 17.12.2007 года),

рассмотрев  в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления  Ольховского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области, с.Ольховка Волгоградской области,

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 28 августа 2007 года

по делу №  А12-11164/07-С63, принятое судьей Гладышевой О.С.,

по иску и.о. прокурора Волгоградской области, г.Волгоград,

к Территориальному управлению Ольховского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области, с.Ольховка Волгоградской области;

Открытому акционерному обществу «Акционерный   коммерческий   Сберегательный   банк   РФ»   в   лице   филиала Иловлинского отделения № 3953, п.г.т. Иловля Волгоградской области,

третье лицо: Центральный банк Российской Федерации в лице Главного управления ЦБ РФ по Волгоградской области, г.Волгоград,

о признании недействительным договора на ведение банковского счета и применении последствий недействительности ничтожной сделки,

 

УСТАНОВИЛ:

И. о. прокурора Волгоградской области обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с иском о признании недействительным договора банковского счета № 40116-060 от 09.03.2007г., заключенного между ОАО «Акционерный коммерческий Сберегательный банк РФ» в лице филиала Иловлинского отделения № 3953 (Банк) и ТУ Ольховского муниципального района КБФПиК Администрации Волгоградской области (Клиент), о применении последствий недействительности указанной сделки, а именно - обязать ответчиков закрыть счет № 40116810011260000060.      

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 28 августа 2007 года исковые требования удовлетворены в полном объёме.

В апелляционной жалобе ТУ Ольховского муниципального района КБФПиК Администрации Волгоградской области, просит решение суда отменить, полагая, что оно принято с нарушением закона.

Отзывы на апелляционную жалобу в суд не поступили.

В судебное заседание представители ответчиков и третьего лица, надлежаще извещённых о времени и месте слушания дела, не явились. Суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствии.

Дело рассматривается в апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 09.03.2007 года между ОАО «Акционерный коммерческий сберегательный банк РФ» в лице филиала Иловлинского отделения № 3953 (банк) и ТУ Ольховского муниципального района КБФПиК Администрации Волгоградской области (клиент) заключен договор банковского счета (в валюте Российской Федерации) № 40116-060. Из содержания п. 1.1 указанного договора следует, что банком приняты обязательства по открытию счета клиенту в валюте Российской Федерации № 40116810011260000060 и осуществление расчетно-кассового обслуживания клиента в соответствии с действующим законодательством.

По мнению истца, указанный договор не соответствует требованиям действующего законодательства и на основании ст. 168 ГК РФ является ничтожной сделкой, к которой подлежат применению последствия недействительности в виде закрытия счета, поскольку устранение нарушения закона при заключении договора на ведение банковских счетов может быть осуществлено только путем закрытия этого счета

Проверив законность вынесенного судебного акта, изучив материалы дела, в том числе доводы апелляционной жалобы,  выслушав в судебном заседании полномочных представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.

ТУ Ольховского муниципального района КБФПиК Администрации Волгоградской области, являясь  в силу статьи 162  Бюджетного кодекса Российской Федерации получателем бюджетных средств, то есть бюджетным учреждением, имеющим право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год, относится к числу участников бюджетного процесса (ст. 152 Бюджетного кодекса РФ). Таким образом, денежные средства, поступающие на указанный банковский счет ТУ Ольховского муниципального района КБФПиК Администрации Волгоградской области, относятся к доходам бюджетов.

В соответствии со ст. 215-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации на органы исполнительной власти возлагается организация и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Данные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений. Зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществления всех расходов должно производиться с единого счета бюджета, который подлежит открытию в Банке России в соответствии с ч. 2 ст. 155 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Установленные законом императивные правила о выборе конкретной правовой формы обслуживания бюджетных счетов гарантирует  наиболее благоприятные условия сохранности бюджетных средств, открытости, прозрачности их расходования, а также эффективного осуществления муниципальными образованиями возложенных на них функций, в связи с чем предъявление рассматриваемых исковых требований направлено на защиту как государственных интересов по обеспечению законности, так и общественных интересов.

В соответствии со ст. 75 Конституции Российской Федерации и Федерального закона от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации» на Банк России возложены функции обслуживания счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и все операции со средствами бюджетов Банк России осуществляет без комиссионного вознаграждения.

В соответствии со ст. 151 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Банк России как орган денежно-кредитного регулирования входит в систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, и является участником бюджетного процесса.

            Указанные нормы закона признаны конституционными Постановлением Конституционного Суда РФ от 17.06.04 № 12-П, согласно которого обслуживание счетов бюджетов Банком России, как требуют того статьи 155, 156 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, является механизмом защиты бюджетных средств.

Кроме того, в соответствии с данным Постановлением под "соответствующей территорией" в ч. 2 ст. 156 Бюджетного кодекса Российской Федерации понимается как территория одного субъекта Российской Федерации или территория муниципального образования (если в них действуют территориальное учреждение Банка России по данному субъекту Российской Федерации и (или) подразделения расчетной сети на территории муниципального образования), так и территория нескольких субъектов Российской Федерации или территория определенного числа муниципальных образований (если в соответствующих территориальных границах действуют территориальное учреждение Банка России по нескольким субъектам Российской Федерации и (или) подразделения расчетной сети, деятельность которых распространяется на территорию определенного числа муниципальных образований).

Положение же о "невозможности выполнения учреждениями Банка России функции по обслуживанию счетов бюджетов" (также ч. 2 ст. 156 БК РФ) - в отсутствие нормативной конкретизации его содержания непосредственно в законе - должно рассматриваться как означающее фактическую, а при определенных обстоятельствах, вытекающих из нормативных правовых актов, и юридически признанную невозможность осуществления учреждениями Банка России обслуживания счетов бюджетов.

По информации РКЦ г. Камышина ГУ ЦБ РФ по Волгоградской области от 14.06.2007 г. (исх. № 25-93/655)  ТУ Ольховского муниципального района КБФПиК Администрации Волгоградской области имелась и имеется возможность открытия и обслуживания счетов бюджета в РКЦ г. Камышина.

            Кроме того, вопреки требованиям Бюджетного Кодекса Российской Федерации, статьи Федерального Закона  «О защите конкуренции», Федерального Закона «О банках и банковской деятельности», правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в постановлении от 17.06.04 № 12-П, оспариваемый договор заключен не на конкурсной основе.

Данное обстоятельство усматривается также из решения Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы России по Волгоградской области о признании ТУ Ольховского муниципального района КБФПиК Администрации Волгоградской области нарушившим требования статьи 18 Федерального Закона  «О защите конкуренции».

В соответствии с данной нормой закона федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, осуществляют отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, в том числе, для открытия и ведения банковских счетов юридических лиц, осуществления расчетов по этим счетам.

В силу п. 1 ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации  договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции находит оспариваемый договор банковского счета не соответствующим  законодательству.

В соответствии со статьёй 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Таким образом, договор банковского счета (в валюте Российской Федерации) № 40116-060 от 09.03.2007 года является недействительной (ничтожной) сделкой, а согласно ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации такая сделка не влечет юридических последствий и недействительна с момента ее совершения.

Доводы заявителя апелляционной жалобы внимательно изучены судом, однако они подлежат отклонению, поскольку не подтверждены каким-либо доказательствами и не мотивированы со ссылками на нормы права. Вывод подателя апелляционной жалобы об отсутствии у органов прокуратуры полномочий на предъявление в суд заявленных требований основан на ошибочном толковании норм Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»

Учитывая изложенное, апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела и дана надлежащая правовая оценка имеющимся в деле документам, судебный акт принят с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем не находит оснований для его отмены.

В соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы суд относит на подателя апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

 

Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 28 августа 2007 года по делу №  А12-11164/07-С63 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Территориального управления  Ольховского муниципального района Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области - без удовлетворения.

Постановление  вступает в законную силу с момента  его принятия  и  может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий

                                       С.А. Жаткина

Судьи

А.Н. Бирченко

В.А. Камерилова

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2007 по делу n А12-12999/2007. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также