Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2008 по делу n А-57-6901/05-21-42. Изменить решение

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, Россия, г. Саратов,  ул. Первомайская, д. 74

 

===============================================================

Именем Российской Федерации

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Саратов                                                                                       Дело № А-57-6901/05-21-42

резолютивная часть постановления оглашена  19 мая 2008 года

в  полном объеме постановление изготовлено 21 мая 2008 года

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Клочковой Н.А., судей – Агибаловой Г.И., Никитина А.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем суда Судаковой Н.В.,

при участии в судебном заседании представителей сторон:

от истца – Сахнова Н.В., по доверенности № 61-Д от 28.09.2007г.,

от ответчиков: от Министерства финансов РФ – Алимов Э.К., по доверенности от 14.01.2008г., от Министерства финансов Саратовской области – Петров М.В., по доверенности № 08-03-01/3 от 29.12.2007г., от Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию – не явился, извещен,

от третьих лиц: от Министерства социального развития Саратовской области – Леонова Н.В., по доверенности № 111-ПО от 31.03.2008г.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Саратовской области

на решение Арбитражного суда Саратовской области от «13» марта 2008 года

по делу № А57-6901/05-21-42, (судья Павлова С.А.)

по иску открытого акционерного общества «Российские железные дороги», г. Москва, в лице филиала «Приволжская железная дорога», г. Саратов,

к Министерству финансов Российской Федерации, г. Москва

Министерству финансов Саратовской области, г. Саратов

Федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию, г. Москва

третьи лица: Министерство социального развития Саратовской области, г. Саратов

Управление Федерального казначейства по Саратовской области, г. Саратов

о взыскании 8 027 615,50 руб.

УСТАНОВИЛ:

 

В арбитражный суд Саратовской области обратилось ОАО «РЖД» в лице филиала Приволжская железная дорога с иском о взыскании убытков, связанных с предоставлением льгот по оплате проезда на железнодорожном транспорте на основании Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в 2004 году, в сумме 8 027 615 рублей 50 копеек.

Решением арбитражного суда Саратовской области от 26.12.2005 года, оставленным без изменений Постановлением апелляционной инстанции того же суда от 06.07.2006г., убытки в сумме 7 995 097 рублей 50 копеек взысканы в пользу истца с Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации.

Постановлением арбитражного суда кассационной инстанции от 11.01.2007г. решение арбитражного суда Саратовской области от 26.12.2005г. и постановление апелляционной инстанции того же суда по делу № А-57-6901/05-21 отменено, и дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию арбитражного суда Саратовской области.

В постановлении кассационной инстанции указано, что суду следует установить фактическую сумму понесенных убытков, путем обязания сторон составить акт выверки понесенных истцом расходов, связанных с предоставлением льгот, либо установить таковые путем назначения по делу судебно-бухгалтерской экспертизы, проверить является ли Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию надлежащим ответчиком по делу, установить правомерно ли истцом, с учетом норм Налогового кодекса РФ, произведено начисление убытков с учетом НДС.

В ходе нового рассмотрения дела определением от 11.12.2007г. арбитражный суд привлек к участию в деле в качестве ответчика Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, г. Москва.

Определением арбитражного суда от 25.01.2008г. установлено процессуальное правопреемство и произведена замена Министерства здравоохранения и социальной поддержки Саратовской области на его правопреемника Министерства социального развития Саратовской области.

            Решением арбитражного суда Саратовской области от 13 марта 2008 года с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу истца взыскана сумма убытков в размере 6 453 559 рублей 47 копеек, судебные издержи, понесенные истцом в связи с оплатой за проведение судебно-бухгалтерской экспертизы, в размере 151 984 рубля и расходы по госпошлине в сумме 43 767 рублей 80 копеек. В остальной части иска отказано, в иске к остальным ответчикам отказано.

            Управление Федерального казначейства по Саратовской области, не согласившись с решением арбитражного суда Саратовской области от 13 марта 2008 года, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт, отказав в иске.

Представитель Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, что не является препятствием к рассмотрению апелляционной жалобы по существу в силу пункта 3 статьи 156, пункта 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

В судебном заседании представитель Министерства финансов РФ в лице УФК по Саратовской области поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель истца с апелляционной жалобой не согласен. Представитель Министерства финансов Саратовской области считает решение законным и обоснованным. Представитель Министерства социального развития Саратовской области просит решение оставить без изменения.

Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.

            Как следует из материалов дела, 17.01.2004г. между ОАО «РЖД» и Министерством труда и социального развития Саратовской области был заключен контракт № 8 о компенсации расходов по реализации льгот в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

            В 2004 году ОАО «РЖД» в соответствии с указанным Федеральным законом предоставило льготы по оплате стоимости проезда на железнодорожном транспорте в размере 12 959 308 рублей 70 копеек.

            В счет компенсации выпавших доходов Министерство здравоохранения и социального развития Саратовской области было перечислено ОАО «РЖД» 4 931 693 рубля 20 копеек.

            В связи с тем, что компенсация расходов, связанных с предоставлением льгот инвалидам по оплате проезда в местном и дальнем сообщениях, а также к месту лечения и обратно была произведена не в полном объеме, ОАО «РЖД» обратилось в суд с настоящим иском.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ определяет государственную политику в области социальной защиты в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей и реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод.

Согласно статье 30 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ», предоставление инвалидам 50-процентной скидки со стоимости проезда на междугородных линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая и один раз (проезд туда и обратно) в другое время года. Инвалидам 1 и II групп и детям-инвалидам предоставляется право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно, если законодательством Российской Федерации не установлены более льготные условия.

Статьями 31 и 32 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» установлено, что организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности предоставляют инвалидам льготы по оплате транспортного обслуживания в соответствии с законодательством Российской Федерации и несут ответственность за нарушение прав инвалидов.

Названным Законом определена компетенция федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов.

В соответствии со статьями 4, 5 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов относится установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов и формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов; к ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации - реализация государственной политики в отношении инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 г. №11-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации. Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 14.07.2001 г. № 536 утвержден Порядок предоставления и расходования в 2001 году средств Фонда компенсаций на реализацию федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», действие Порядка продлено на 2002 - 2004 годы.

Данным нормативным актом определено, что предоставление субсидий и субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации осуществляет Министерство финансов    Российской    Федерации    на    основании    сводной    бюджетной    росписи федерального бюджета в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке. Субсидии и субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации, открытые в органах федерального казначейства, с отражением их в доходах соответствующих бюджетов.

Пунктом 3.1 контракта № 8, заключенного между истцом и Министерством труда и социального развития Саратовской области 17.01.2004г., предусмотрено предоставление перевозчиком (истцом) для осуществления расчетов счета-фактуры.

Дополнением к контракту № 8 от 17.01.2004 г. установлено, что для осуществления расчетов перевозчик предоставляет в Министерство реестры пассажиров, воспользовавшихся правом льготного проезда в соответствии с Федеральным законом РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» по следующим формам: с 01.01.2004г. по 31.03.2004г. в реестрах указывается Ф.И.О., номер удостоверения, номер билета, наименование маршрута, стоимость проезда, стоимость, подлежащая к возмещению.

С 01.04.2004г. в реестрах указывается Ф.И.О., категория льготника, номер удостоверения, кем выдано, номер билета, наименование маршрута, дата продажи билета, стоимость проезда, стоимость, подлежащая к возмещению.

Данные   документы   являлись   основанием   для   проведения  расчетов   между сторонами.

В связи с возникшими в расчетах сторон (акте сверки) расхождениями в размере предоставленных льгот, суд первой инстанции, во исполнение указаний суда кассационной инстанции, назначил проведение судебно-бухгалтерской экспертизы, по результатам которой было установлено, что размер убытков, понесенных ОАО «РЖД» в 2004 году, согласно Федеральному закону «О социальной защите инвалидов в РФ», составил 13.026.921,20 рублей с учетом НДС; 11.385.337,56 рублей без учета НДС. Размер убытков определялся согласно представленным копиям третьих слипов-купонов кассира проездных документов граждан - льготников (ИДИСЛ, инвалиды местного сообщения, инвалиды дальнего сообщения) за 2004 год и реестру оформленных проездных документов для поездок во внутреннем сообщении по группе «Инвалиды труда, детства и лица, их сопровождающие».

Суд первой инстанции, с учетом результатов экспертизы и наличия в материалах дела копий соответствующих документов, представленных в суд первой инстанции на обозрение в подлинных вариантах, пришел к правомерному выводу о доказанности материалами делу факта предоставления первичных проездных документов (третий слип "купон кассира"), оформленных автоматизированной системой продажи пассажирских билетов "Экспресс", а также талонов, выдаваемых соответствующими органами лицам, имеющим право на данную льготу.

Использование автоматизированной системы продажи билетов предусмотрено п. 8 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на Федеральном железнодорожном транспорте.

Доводы подателя жалобы о том, что результаты экспертизы не могли быть положены в основу судебного решения, несостоятельны, поскольку заключение эксперта никем не оспорено, в силу чего было принято судом в качестве надлежащего доказательства.

Арбитражный суд Саратовской области законно и обоснованно, со ссылкой на статьи 16, 125, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 158 Бюджетного кодекса РФ установил, что убытки подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации, при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

Исходя из данной нормы права, компенсация расходов, понесенных в связи с оказанием услуг с учетом предоставления льгот отдельным категориям граждан, получаемая от уполномоченного государственного органа, не является объектом налогообложения, следовательно, устанавливая размер расходов, подлежащих возмещению, суд первой инстанции правомерно  исключил суммы налога на добавленную стоимость.

            Выводы суда в части взыскания судебных расходов являются ошибочными.

В силу статей 101, 106 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные издержки, связанные

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2008 по делу n nА-57-19126/07-2. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также