Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2008 по делу n А12-17608/07-С25. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворенияДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 410031, Россия, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74 =============================================================== Именем Российской Федерации ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции г. Саратов дело №А12-17608/07-С25 24 апреля 2008 года
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2008 года Полный текст постановления изготовлен 24 апреля 2008 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Тимаева Ф.И., судей Камериловой В. А., Шалкина В.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Дюжаковой С.В. стороны в заседание не явились, о времени и месте проведения заседания извещены надлежащим образом рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФГУП «Почта России» в лице Управления федеральной почтовой связи Волгоградской области на решение Арбитражного суда Волгоградской области от «15» февраля 2008 года по делу № А12-17608/07-С25 (судья Моторина Е.В.) по иску прокуратуры Волгоградской области к ФГУП «Почта России» в лице Управления федеральной почтовой связи Волгоградской области к ФГУП «Связь-безопасность» в лице филиала ФГУП «Связь-безопасность» по Волгоградской области третьи лица: Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Волгоградской области Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по г.Москве Управление Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия по Волгоградской области о признании договора аренды недвижимого имущества недействительным и применении последствий недействительности сделки УСТАНОВИЛ:Первый заместитель прокурора Волгоградской области (далее - прокуратура) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области в порядке ст.52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к Федеральному государственному унитарному предприятию «Почта России», ФГУП «Связь-безопасность» о признании недействительным договора аренды недвижимого имущества от 06.07.2007г. № 34.13-07/7-3909 и применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде обязания ФГУП «Связь-безопасность» возвратить ФГУП «Почта России» помещение площадью 74 кв.м., расположенное по адресу: г.Волгоград, ул. Мира, д.9. Решением Арбитражного суда Волгоградской области от «15» февраля 2008 года по делу №А12-17608/07-С25 исковые требования удовлетворены в полном объёме. Не согласившись с решением суда первой инстанции ФГУП «Почта России» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в иске отказать. ФГУП «Связь-безопасность» представило отзыв, в котором поддерживает доводы апелляционной жалобы, просит решение отменить, в иске отказать. Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Волгоградской области просит решение суда первой инстанции оставить без изменения как принятое с соблюдением норм материального и процессуального права, а апелляционную жалобу – без удовлетворения по доводам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассматривается в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства. Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее. Как следует из материалов дела, 06 июля 2007г. между ФГУП «Почта России» (арендодатель) и ФГУП «Связь-безопасность» (арендатор) был заключен договор аренды недвижимого имущества № 34.13-07/7-3909. В рамках данного договора арендатору на основании акта приема-передачи и плана, сроком с 01.01.07г. по 30.11.07г., дополнительным соглашением от 03.12.2007г. срок действия договора продлен на неопределенный, во временное пользование для размещения персонала администрации было передано нежилое помещение встроено-пристроенная часть, 1 этаж административного здания общей площадью 74 кв.м., расположенного по адресу: г.Волгоград, ул.Мира, 9 (п.п. 1.1, 1.3 договора). Как следует из содержания п. 1.1 договора, помещение принадлежит арендодателю на праве хозяйственного ведения. Здание по ул.Мира, 9 в г.Волгограде («Волгоградский Главпочтамт») является объектом культурного наследия регионального значения в соответствии с постановлением Волгоградской областной Думы № 62/706 от 05.06.1997г. 29.08.2001г. пользователем указанного объекта недвижимости - ГУ «Управление ФПС Волгоградской области» (правопредшественник ФГУП «Почта России») выдано охранное обязательство по использованию памятника истории и культуры. 17.12.2007г. ТУ ФАУФИ по Волгоградской области в ответ на обращение ФГУП «Почта России» (от 28.11.07г. № 34.15-06/975) указало на отсутствие возражений в отношении заключения договора аренды помещения с ФГУП «Связь-безопасность» (письмо № 05/8994). Из ответа ТУ ФАУФИ по г.Москве № 30-17/291 от 18.01.08г. на запрос суда следует, что административное здание, расположенное по адресу: г.Волгоград, ул. Мира, 9, включено в реестр федерального имущества. Согласно выписке из ЕГРП, выданной 22.01.2008г. УФРС по Волгоградской области за № 01/107/2008-315, и представленному ФГУП «Почта России» свидетельству о государственной регистрации права 34 АА № 495303, право хозяйственного ведения ФГУП «Почта России» в отношении административного здания по адресу: г.Волгоград, ул. Мира, 9, зарегистрировано 24.10.2007г. По мнению прокуратуры, договор аренды недвижимого имущества № 34.13-07/7-3909 от 06.07.2007г. в силу ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации является недействительным в силу ничтожности, поскольку противоречит действующему законодательству, в том числе п.3 Постановления Правительства РФ от 30.06.1998г.№ 685, распоряжению Мингосимущества РФ от 28.07.1998г. № 774-р (отсутствие конкурса на право заключения договора и определение размера арендной платы в нарушение требований ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ»). Кроме того, договор аренды не согласован с собственником имущества, отсутствует охранное обязательство пользователя объекта культурного наследия - ФГУП «Связь-безопасность». Судом первой инстанции правильно определены юридически значимые для рассмотрения настоящего спора обстоятельства - наличие у ФГУП «Почта России» права на сдачу недвижимого имущества в аренду. Субъектами права федеральной, государственной и муниципальной собственности являются Российская Федерация, соответствующие субъекты Российской Федерации, муниципальные образования на переданное в их собственность имущество в порядке, установленном постановлением N 3020-1. Согласно пункту 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.1998 N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" при разрешении споров о праве собственности в отношении объектов, не включенных или необоснованно включенных в соответствующие реестр или перечень, арбитражный суд при определении их принадлежности соответствующим субъектам на праве собственности руководствуется приложениями N 1, 2 и 3 к постановлению N 3020-1. В его пункте 1 установлено, что объекты государственной собственности, указанные в приложении N 1 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий относятся исключительно к федеральной собственности. В пункт 6 раздела IV названного приложения включены предприятия связи. На момент разграничения государственной собственности в соответствии с постановлением N 3020-1 в спорном помещении располагалось отделение связи, а значит, помещения относятся исключительно к федеральной собственности как имущество учреждения Федеральной почтовой связи. В соответствии с подпунктом "г" пункта 1 статьи 114 Конституции Российской Федерации и пунктом 15 названного постановления Верховного Совета Российской Федерации управление и распоряжение объектами федеральной собственности, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, осуществляет Правительство Российской Федерации, которое может делегировать определенные полномочия в отношении объектов федеральной собственности федеральным органам исполнительной власти, а также органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Федеративным договором и законами Российской Федерации. Исходя из пункта 2 статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество без согласия собственника. В силу подпункта 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О государственных и муниципальных предприятиях" собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или уставом унитарного предприятия, на совершение иных сделок. В соответствии с пунктом 5.2 Положения о федеральном агентстве связи, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 320, Федеральное агентство связи осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной пунктом 1 настоящего Положения сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, включая предприятия радиочастотной службы, и федеральным государственным учреждениям, подведомственным Агентству. Согласно статье 25 Федерального закона "О почтовой связи" в целях осуществления своей деятельности организации федеральной почтовой связи самостоятельно распоряжаются принадлежащим им имуществом в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами. Организации федеральной почтовой связи, за которыми имущество закреплено на праве хозяйственного ведения, самостоятельно распоряжаются закрепленным за ними имуществом, за исключением имущества, указанного в части третьей настоящей статьи. Организации федеральной почтовой связи, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, пользуются правами владения, пользования и распоряжения закрепленным за ними имуществом в соответствии с целями своей деятельности и назначением имущества в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, за исключением имущества, указанного в части третьей настоящей статьи. Сделки с недвижимым имуществом, принадлежащим организациям федеральной почтовой связи на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, в том числе сдача его в аренду или предоставление в пользование либо распоряжение этим имуществом иным способом, допускаются, если они не влекут изменение права федеральной собственности на соответствующее имущество, за исключением случаев, предусмотренных в части четвертой настоящей статьи, и проводятся в соответствии с решениями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего управление деятельностью в области почтовой связи. Как следует из материалов дела, имущество ФГУП "Почта России" находится в федеральной собственности и распоряжаться этим имуществом она может лишь в установленных законодательством пределах и порядке. Следовательно, спорное имущество должно было передаваться по договору аренды при наличии согласия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего управление деятельностью в области почтовой связи. Вместе с тем, судом установлено и не оспаривается представителем ФГУП "Почта России", что данное требование закона при заключении оспариваемой сделки ответчиком не соблюдено. Кроме того, при оценке договора аренды недвижимого имущества № 34.13-07/7-3909 от 06.07.2007г. суд апелляционной инстанции приходит к выводу о совершении сделки с нарушением статьи 8 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". В силу статьи 8 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в том числе: при определении стоимости объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, в целях их приватизации, передачи в доверительное управление либо передачи в аренду. Действие настоящей статьи не распространяется на отношения, возникающие при распоряжении государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имуществом, закрепленным за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении, за исключением случаев, если распоряжение имуществом в соответствии с законодательством Российской Федерации допускается с согласия собственника этого имущества, а также на отношения, возникающие в случае распоряжения государственным или муниципальным имуществом при реорганизации государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, и в случаях, установленных Федеральным законом "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта". Поскольку передача имущества произведена без проведения оценки объекта договора аренды, суд апелляционной инстанции полагает, что договор аренды недвижимого имущества № 34.13-07/7-3909 от 06.07.2007г. заключен с нарушением положений статьи 8 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и такая сделка является недействительной на основании статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации. При Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2008 по делу n А06-7006/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|