Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2008 по делу n nА12-15168/07-С61. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

 

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, Россия, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74

==========================================================

 

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

 

12 марта 2008г.                                                                                            Дело NА12-15168/07-С61

г. Саратов                                                                                   

Резолютивная часть постановления объявлена  07 марта 2008 года.

Полный текст постановления изготовлен 12 марта 2008 года.

                                                          

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Луговского Н.В.,

судей Дубровиной О.А., Комнатной Ю.А.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Поморовой Н.М.,

без участия в судебном заседании сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №9 по Волгоградской области, г. Волгоград, на решение арбитражного суда Волгоградской области  от «29» ноября 2007 года по делу NА12-15168/07-С61, принятое судьей Алабужевой О.Н.,

по заявлению муниципального унитарного предприятия «Аптека №41», г. Волгоград,

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №9 по Волгоградской области, г. Волгоград,

о признании незаконным решения налогового органа об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией,

УСТАНОВИЛ:

Решением арбитражного суда Волгоградской области от 29.11.2007 года требования муниципального унитарного предприятия «Аптека №41» (далее – МУП «Аптека №41», предприятие) о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №9 по Волгоградской области (далее – налоговый орган) от 13.08.2007г. об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией по решению учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, обязании налогового органа произвести государственную регистрацию прекращения деятельности юридического лица МУП «Аптека №41» в связи с его ликвидацией удовлетворены в полном объеме. Решение налогового органа от 13.08.2007г. признано незаконным, налоговый орган обязан произвести государственную регистрацию прекращения деятельности предприятия в связи с его ликвидацией.

Налоговый орган, не согласившись с принятым решением, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции  отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме. В обоснование правовой позиции по делу заявитель апелляционной жалобы указал, что предприятием не подтверждено соблюдение порядка ликвидации юридического лица, предусмотренного ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку представленные на регистрацию ликвидации юридического лица документы содержат недостоверные сведения в части отсутствия в ликвидационном балансе указания на наличие задолженности по налоговым платежам.

Отзыв на апелляционную жалобу предприятием не представлен.

В соответствии с ч.3 ст. 156 АПК РФ судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы проводится в отсутствие представителей МУП «Аптека №41», налогового органа, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, о чем свидетельствуют почтовые уведомления о вручении копий судебных актов №№98198, 98197.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а принятый по делу судебный акт  - отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 01.08.2007г. МУП «Аптека №41» представило в налоговый орган заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией формы Р16001, ликвидационный баланс и квитанцию об оплате государственной пошлины от 15.06.2007г. (л.д.33-34). О приеме данных документов налоговым органом выдана расписка от 08.08.2007г. (л.д. 15).

13.08.2007г. налоговым органом принято решение об отказе в государственной регистрации МУП «Аптека №41» в связи с его ликвидацией ввиду необоснованного невключения в ликвидационный баланс задолженности по налоговым платежам в сумме 9954,15 руб. по состоянию на 08.08.2007г., а также отсутствия среди представленной для регистрации документации документа, подтверждающего представление в территориальный оран Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с пп. 1-8 п. 2 ст. 6 и п.2 ст. 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учета в системе обязательного пенсионного страхования».

МУП «Аптека №41», ссылаясь на несоответствие данного решения действующему законодательству, нарушение им прав и охраняемых законом интересов юридического лица, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что у налогового органа не имелось оснований для отказа в государственной регистрации в связи с ликвидацией предприятия, поскольку МУП «Аптека №41» соблюдены требования ст.ст. 62, 63 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), ст.ст. 20, 21 Федерального закона №129-ФЗ от 08.08.2001г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ).

Суд апелляционной инстанции считает указанный вывод суда ошибочным в силу следующего.

Статьей 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ  установлен перечень документов, представляемых для государственной регистрации при ликвидации юридического лица. Подпунктом "а" пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ предусмотрено представление подписанного заявителем заявления о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях.

Статьей 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ установлено, что государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения ликвидируемого юридического лица. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица. Документы, предусмотренные ст. 21 настоящего Федерального закона, представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица. Представление документов для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 9 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п.п. 1 и 2 ст. 63 ГК РФ ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

Из правового анализа данной нормы следует, что ликвидационный баланс составляется после завершения расчетов с кредиторами, чьи требования удовлетворяются в соответствии с очередностью, установленной ст. 64 ГК РФ, п. 1 которой предусматривает под требованиями четвертой очереди задолженность по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды.

В соответствии со статьей 64 ГК РФ налоговый орган является кредитором и требования об уплате обязательных платежей в бюджет включаются в общий список требований кредиторов указанного предприятия в порядке установленной очередности.

Из материалов дела усматривается, что Обществом представлен в налоговый орган нулевой ликвидационный бухгалтерский баланс по состоянию на 01.06.2007г. (л.д.42-45).

Между тем, по имеющимся данным регистрирующего органа у заявителя имеется непогашенная задолженность по налоговым платежам (л.д.46-61). Суд первой инстанции отклонил довод налогового органа о наличии задолженности по налоговым платежам со ссылкой на то, что ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ наличие задолженности не предусмотрено в качестве основания для отказа в проведении государственной регистрации и налоговый орган в суд с заявлением о взыскании задолженности в срок для заявления требований кредиторами не обращался.

Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции не дана надлежащая правовая оценка такому обстоятельству, как наличие задолженности предприятия по налоговым платежам.

Данное обстоятельство не нашло свое подтверждение при рассмотрении дела судом первой инстанции. Однако как следует из представленных налоговым органом дополнительных доказательств, затребованных определением Двенадцатого арбитражного апелляционной суда от 04.02.2008г. (копий реестров на отправку требований об уплате налога), в адрес МУП «Аптека №41» неоднократно направлялись письменные извещения о неуплаченной сумме налога, что является доказательством принятия инспекцией мер, направленных на взыскание указанной задолженности перед бюджетом в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации (далее НК РФ).

В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации и ст. 45 НК РФ налогоплательщик должен самостоятельно исполнить обязанность по уплате налогов. Данная обязанность согласно подпункту 4 пункта 3 статьи 44 НК РФ прекращается с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетом (внебюджетными фондами) в соответствии со статьей 49 НК РФ.

В соответствии со статьей 49 НК РФ обязанность по уплате налогов и сборов, пеней и штрафов ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации. В случае недостаточности денежных средств оставшаяся задолженность должна быть погашена учредителями указанной организации в пределах и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Кроме того, судебная коллегия принимает во внимание, что процедура ликвидации, порядок удовлетворения требований кредиторов определены действующим законодательством Российской Федерации. Налоговый орган как кредитор по платежам в бюджет также должен соблюдать установленный порядок предъявления требований при ликвидации. Несоблюдение налоговым органом установленного законодательством порядка предъявления требований при ликвидации влечет установленные законодательством последствия, в том числе в виде погашения требований кредитора.

В данном случае налоговый орган своевременно, до представления юридическим лицом ликвидационного баланса, провел налоговую проверку расчетов налогоплательщика по обязательствам с бюджетами. Установив наличие недоимки, налоговый орган направил в адрес юридического лица требования об уплате налогов, сборов. Таким образом, налоговый орган заявил о себе как о кредиторе надлежащим образом.

При таких обстоятельствах МУП «Аптека №41» обязано было отразить в ликвидационном балансе задолженность в сумме 9954,15 руб.

Согласно положениям статьи 21 и пункта 3 статьи 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ предприятие обязано представить в регистрирующий орган установленный данной нормой пакет документов, в частности ликвидационный баланс, который должен содержать достоверные сведения; документы представляются в регистрирующий орган только после завершения процедуры ликвидации, предусматривающей завершение расчетов с кредиторами.

Поскольку в представленном заявителем ликвидационном балансе сведения об отсутствии у налогоплательщика задолженности перед бюджетом не соответствуют действительности и вышеназванным нормам права, то судебная коллегия считает, что суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о незаконности оспариваемого предприятием решения налогового органа от 13.08.2007 об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что решение об удовлетворении заявленных предприятием требований принято судом при неполно выясненных обстоятельствах дела, что в соответствии с п.1 ч.1 ст. 270 АПК РФ является основанием для отмены вынесенного по делу судебного акта.

Судебные расходы по рассмотрению апелляционной жалобы подлежат распределению в соответствии со ст. 110 АПК РФ. В связи с удовлетворением апелляционной жалобы расходы по государственной пошлине возлагаются на МУП «Аптека №41» на основании ч.1 ст. 110 АПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции

 

ПОСТАНОВИЛ:

Решение арбитражного суда Волгоградской области от 29 ноября 2007 года по делу № А12-15168/07-С61 отменить. В удовлетворении заявления МУП «Аптека №41» о признании незаконным решения МРИ ФНС России №9 по Волгоградской области от 13.08.2007г. об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией по решению учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, обязании налогового органа произвести государственную регистрацию прекращения деятельности юридического лица МУП «Аптека №41» в связи с его ликвидацией отказать. Взыскать с МУП «Аптека №41», г. Волгоград, в пользу МРИ ФНС России №9 по Волгоградской области, г. Волгоград, государственную пошлину в сумме 1000 руб.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в порядке статьи 273 АПК РФ.

Председательствующий                                                                            Н.В. Луговской

Судьи                                                                                                           О.А. Дубровина

                                                                                                        

                                                                                                                      Ю.А. Комнатная

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2008 по делу n А57-22161/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также