Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2007 по делу n nА-57-3158/05-15-21. Изменить решение (ст.269 АПК)ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 410031, Россия, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74 ===============================================================
Именем Российской Федерации ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции г. Саратов Дело N А-57-3158/05-15-21 Резолютивная часть постановления объявлена «29» ноября 2007 года. Полный текст постановления изготовлен «30» ноября 2007 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи В. Б. Шалкина, судей В.А.Камериловой, Ф. И. Тимаева при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания С. В. Дюжаковой при участии в заседании представителей: Истца – Жукоцкой Ю.В. - доверенность № 143 от 18.06.2007 г. Ответчика- Министерства финансов РФ Драбатулина А.Н. - доверенность от 16.01.2007г. От остальных лиц, участвующих в деле – не явились, извещены, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию на решение Арбитражного суда Саратовской области от «11» июля 2007 года по делу № А-57- 3158/05-15-21, принятого судьей О.А.Андрющенко, по иску ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала - «Приволжская железная дорога», г. Саратов к Министерству здравоохранения и социального развития Саратовской области, г. Саратов, Управлению федерального казначейства по Саратовской области, г.Саратов, Министерству финансов РФ, г. Москва, Министерству здравоохранения и социального развития РФ, г. Москва, Федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию, г. Москва о взыскании 277 827,13 рублей, в ходе судебного разбирательства судом в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв с 14 час. 20 мин. 26 ноября 2007 года до 15 час. 00 мин. 29 ноября 2007 года УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала - «Приволжская железная дорога» с исковым заявлением к Министерству здравоохранения и социального развития Саратовской области, Управлению федерального казначейства по Саратовской области, Министерству финансов РФ, Министерству здравоохранения и социального развития РФ о взыскании убытков в размере 277 827,13 рублей, возникших в связи с предоставлением гражданам льгот по оплате услуг электросвязи за период с 01.07.2004 г. по 31.12.2004 г. Решением Арбитражного суда Саратовской области от 28.02.2006 г., оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 19.06.2006 года исковые требования удовлетворены, и в пользу истца с казны РФ в лице Министерства финансов РФ г. Москва в пользу ОАО «РЖД» в лице филиала Приволжская железная дорога взысканы убытки в заявленной сумме. Постановлением кассационной инстанции от 14.11.2006 г. решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции были отменены, дело направлено на новое рассмотрение, а Федеральным Арбитражным судом Поволжского округа было указано, что для выяснения вопроса о том, какой орган должен выступить в суде от имени публично-правового образования, к участию в деле необходимо привлечь Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, рекомендовано исследовать вопрос о правомерности включения в заявленную сумму убытков – НДС. Решением от 11.07.2007 г. Арбитражного суда Саратовской области исковые требования удовлетворены, и в пользу истца с Российской Федерации в лице Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию за счет средств казны РФ взысканы убытки в заявленной сумме. Суд мотивировал свое решение тем, что Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета и поэтому должен выступить в суде от имени публично-правового образования. Не согласившись с принятым решением, ответчик - Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию подал апелляционную жалобу на решение суда первой инстанции, в которой просит принять по делу новый судебный акт и удовлетворить исковые требования за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ. В обоснование своей апелляционной жалобы ответчик ссылается на то, что судом не учтено, что на Министерство финансов РФ возложена обязанность по исполнению судебных актов к Российской Федерации, и Министерство финансов РФ осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета и поэтому должен выступить в суде от имени публично-правового образования по предъявленному иску. Министерство финансов РФ считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным и просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения. Проверив законность вынесенного судебного акта, изучив материалы дела, в том числе доводы апелляционной жалобы, выслушав в судебном заседании полномочных представителей сторон, судебная коллегия считает, что решение подлежит изменению по следующим основаниям. Как следует из материалов дела, предметом спора является взыскание убытков, возникших в связи с предоставлением с июля по декабрь 2004 года истцом льгот по оплате услуг телефонной связи гражданам в связи с реализацией ФЗ «О ветеранах». За оспариваемый период истцом, в соответствии с представленными реестрами, заверенными управлениями социальной защиты населения муниципальных образований Саратовской области, были предоставлены льготы по оплате за услуги телефонной связи на сумму 277827 руб. 13 коп., которые истец рассматривает как убытки, возникшие вследствие бездействия государственных органов Российской Федерации, выразившееся в недостаточном бюджетном финансировании для покрытия расходов, понесенных организацией при реализации закона. В соответствии с контрактом № 16 от 19.03.2004 года, заключенным между ОАО «РЖД» и Министерством труда и социального развития Саратовской области, министерство за счет средств федерального бюджета на 2004 год обязано возместить ОАО «РЖД» стоимость 50 % скидки от установленного тарифа на услуги электросвязи. В соответствии с Правилами возмещения в 2000 году операторам связи расходов, понесенных ими связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение льгот, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.12.2000 г. № 963, действие которых продлено на 2004 год Постановлением от 14.02.2004 г. № 80, финансирование расходов на льготы ветеранам производится за счет средств федерального бюджета, предусмотренных Министерству труда и социального развития РФ на реализацию льгот ветеранами и инвалидами. Пунктом 5 указанных Правил предусмотрено, что органы социальной защиты населения субъектов РФ в соответствии с заключаемыми с операторами связи договорами и на основании указанных актов производят перечисление средств операторам связи в пределах выделенных ассигнований по мере их поступления из федерального бюджета. Согласно приложению 7 к Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2004 год» Министерству труда и социального развития РФ были выделены денежные средства по статье бюджетной классификации «Расходы на оплату установки телефона ветеранам и инвалидам и его использование» в размере 2 882 925,1 тыс. руб. Министерством здравоохранения и социальной поддержки Саратовской области представлена минимальная расчетная потребность в денежных средствах на реализацию ФЗ «О ветеранах» на территории Саратовской области в 2004 году на установку и пользование телефоном в размере 112 748,7 тыс. руб. Однако бюджетные ассигнования из федерального бюджета на 2004 год на расходы по оплате установки и использования телефона составили 47 448,9 тыс. руб., (в т.ч. по Саратовскому отделению дороги - 248 754,20 руб.) При этом указанные ассигнования предусмотрены для двух льготных категорий граждан: ветеранов и инвалидов. Таким образом, обязательства по возмещению расходов, понесенных истцом на реализацию льгот ветеранам, инвалидам, в полном объеме не исполнены. Довод подателя жалобы о том, что функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета осуществляет Министерство финансов РФ и поэтому выступать в суде от имени публично-правового образования по предъявленному иску должно Министерство финансов РФ, а не Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, судом апелляционной инстанции отклоняется по следующим мотивам. Указом Президента РФ от 09.03.2004 г. № 314 функции упраздняемого Министерства труда и социального развития РФ по оказанию государственных услуг по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции переданы образованному Федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию. Пункт 10 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ предусматривает, что главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности. Статьей 24 Бюджетного Кодекса РФ установлено, что ведомственная структура расходов федерального бюджета, устанавливающая расходы федерального бюджета по главным распорядителям средств федерального бюджета, разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Приложением 7 к Федеральному закону от 23.12.2003г. № 186-ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год» установлены ведомственные структуры расходов федерального бюджета на 2004 год, согласно которым Министерство труда и социального развития Российской Федерации являлось главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных разделом 18, подразделом 06, целевой статьей расходов 440 и виду расходов 334 - «Расходы на оплату установки телефона ветеранам и инвалидам и его использование». На основании пункта 10 статьи 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств выступает в суде от имени публично-правового образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации. Пунктом 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 22.06.2006 г. № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» определено, что в том случае, если государственный (муниципальный) орган, являвшийся главным распорядителем бюджетных средств на момент возникновения спорных правоотношений, утратил соответствующий статус (в связи с передачей соответствующих полномочий иному органу или в связи с ликвидацией), в качестве представителя публично-правового образования надлежит привлекать орган, обладающий необходимыми полномочиями на момент рассмотрения дела в суде, а при отсутствии такового (в случае, если соответствующие полномочия не переданы иному органу) - соответствующий финансовый орган публично-правового образования. В соответствии с п.1, 5.14 Положения о Федеральном агентстве по здравоохранению и социальному развитию, утвержденного постановлением Правительства РФ № 325 от 30.06.2004 г. Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации предоставления социальных гарантий, установленных законодательно РФ для социально незащищенных категорий граждан; осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета в части средств, предусмотренных на содержание Агентства и реализацию возложенных на Агентство функций. Согласно Федеральному закону от 15.04.2006 г. № 52-ФЗ «Об исполнении федерального бюджета на 2004 год» Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию включено в ведомственную структуру расходов федерального бюджета в части расходов федерального бюджета по оплате льгот ветеранам и инвалидам. Согласно ст.ст. 16, 1069 ГК РФ убытки, причиненные незаконными действиями (бездействием) государственных органов или их должностных лиц, подлежат возмещению за счет соответствующей казны. В соответствии со ст. 1071 ГК РФ от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если эта обязанность не возложена к другой орган. Согласно п. 12 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 года 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Граждански кодекса Российской Федерации» в случае предъявления юридическим лицом требования o возмещении убытков, причиненных в результате незаконного бездействия государственных органов ответчиком по такому делу должна признаваться Российская Федерация в лице соответствующего финансового органа или иного уполномоченного органа. Поэтому вывод суда первой инстанции о взыскании убытков с Российской Федерации в лице Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию является правомерным. Однако при взыскании убытков суд первой инстанции не учел, что в соответствии с п. 1 ст. 154 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции ФЗ от 29.12.2000 г. № 166-ФЗ ) при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. Исходя из указанной нормы права компенсация расходов, понесенных в связи с оказанием услуг с учетом предоставления льгот отдельным категориям граждан, получаемая от уполномоченного государственного органа, не является объектом налогообложения, следовательно, устанавливая размер расходов, подлежащих возмещению, суду надлежало исключить сумму НДС. В судебном заседании представитель истца подтвердил, что сумма иска указана с учетом НДС, равного 42380,4 руб. Исходя из этого, судебные акты в части уменьшения суммы взысканных убытков на сумму НДС подлежат изменению. Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Саратовской области от 11 июля 2007 года по делу № А-57-3158/05-15-21 изменить. В иске в части взыскания убытков в размере 42380 рублей 40 копеек отказать. В остальной части решение арбитражного суда Саратовской области от 11 июля 2007 года по делу № А-57-3158/05-15-21 оставить без изменения. Взыскать с ОАО «Российские железные дороги» в пользу Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в размере 152 рублей 54 копеек. Постановление может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в порядке и сроки, предусмотренные статьями 273-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Председательствующий по делу В.Б. Шалкин Судьи В.А. Камерилова Ф.И. Тимаев Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2007 по делу n nА12-8802/07-С19. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|